Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-392/2014 ~ М-215/2014 от 20.01.2014

Дело № 2-392/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 февраля 2014 г. г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего – судьи Скуратович С.Г.,

при секретаре судебного заседания – Князьковой М.И.,

с участием в деле:

заявителя – Карабанова А.Ш., представителя заявителя Терешкина Ю.Н., действующего на основании доверенности от 23 января 2014 г., Воробьевой А.Н. действующей на основании доверенности от 13 сентября 2013 г.,

заинтересованных лиц Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, в лице представителя Мышенковой Л.В., действующей на основании доверенности от 30 декабря 2013 г. № 39,

Администрации городского округа Саранск, в лице представителя Стансковой Е.В., действующей на основании доверенности от 23 сентября 2013 г. №97-д

Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице представителя Барговой Е.В., действующей на основании доверенности от 02 декабря 2013 г. № 03-02/ 5284

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карабанова А.Ш. о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 30 декабря 2013 г. № 01/213/2013-623 в регистрации права собственности Карабанова А.Ш. на комнату общей площадью 16,2 кв.м, жилой площадью 16,2 кв.м, расположенную по адресу <адрес>, и возложении обязанности зарегистрировать права собственности Карабанова А.Ш. на комнату общей площадью 16,2 кв.м, жилой площадью 16,2 кв.м, расположенную по адресу <адрес>, о признании незаконным отказа от 30 декабря 2013 г. № 01/213/2013-622 в регистрации права муниципальной собственности городского округа Саранск на комнату общей площадью 16,2 кв.м, жилой площадью 16,2 кв.м, расположенную по адресу <адрес> и возложении обязанности зарегистрировать права муниципальной собственности Городского округа Саранск на комнату общей площадью 16,2 кв.м, жилой площадью 16,2 кв.м, расположенную по адресу <адрес>,

установил:

Карабанов А.Ш. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 30 декабря 2013 г. № 01/213/2013-623 в регистрации права собственности Карабанова А.Ш. на комнату общей площадью 16,2 кв.м, жилой площадью 16,2 кв.м, расположенную по адресу <адрес>, и возложении обязанности зарегистрировать права собственности Карабанова А.Ш. на комнату общей площадью 16,2 кв.м, жилой площадью 16,2 кв.м, расположенную по адресу <адрес>.

В обоснование своих требований указано, что согласно договору передачи per. №78735 от 23 октября 2013 г. заключенному 30 октября 2013 г. между Карабановым А.Ш. и Администрацией городского округа Саранск заявителю на праве собственности передано недвижимое имущество: комната общей площадью 16,2 кв.м, расположенная по адресу <адрес>. С целью регистрации права собственности на объект недвижимости заявитель 15 ноября 2013 г. обратился в Росреестр по РМ. К заявлению был приложен договор передачи, квитанция об оплате госпошлины, а также доверенность, подтверждающая полномочия представителя заявителя.

Уведомлением о приостановлении государственной регистрации №01/213/2013-623 от 28 ноября 2013 г. ей было сообщено, что регистрация приостановлена по причине невозможности идентификации объекта недвижимости до 27 декабря 2013 г. Одновременно с этим заявителю было предложено представить дополнительные доказательства.

В связи с непредставлением дополнительных документов, сообщением об отказе в государственной регистрации» №01/213/2013-623 от 30 декабря 2013 г. заявителю отказано в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости. Одновременно указано на недостатки ранее представленных на государственную регистрацию документов и на отсутствие сведений в кадастровом учете о преобразуемой части многоквартирного жилого дома.

Считает отказ в регистрации права собственности, изложенный заинтересованным лицом в сообщении об отказе в государственной регистрации №01/213/2013-623 от 30 декабря 2013 г. незаконным на основании следующего.

Заинтересованным лицом не оспаривается наличие права Администрации городского округа Саранск на распоряжение комнатой . При том, что данный объект поставлен на кадастровый учет и ему присвоен номер . Однако, причиной отказа в регистрации перехода права на комнату по мнению государственного регистратора является незавершенная процедура постановки на кадастровый части дома (не являющегося предметом сделки по передачи права собственности на комнату). Отказ в государственной регистрации права собственности изложенный в сообщении об отказе в государственной регистрации №01/213/2013-623 от 30 декабря 2013 г., нарушает его право иметь в частной собственности недвижимое имущество, гарантированное Конституцией РФ и право на распоряжение данным имуществом.

Просил признать незаконным отказ №01/213/2013-623 от 30 декабря 2013 г. вынесенный Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия в государственной регистрации права собственности Карабанова А.Ш. на комнату общей площадью 16,2 кв.м, жилой площадью 16,2 кв.м, расположенную по адресу <адрес>. Обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия зарегистрировать право собственности Карабанова А.Ш. на комнату общей площадью 16,2 кв.м, жилой площадью 16,2 кв.м, расположенную по адресу <адрес>.

В заявлении от 29 января 2014 г. представитель заявителя Воробьева А.Н. увеличила требования, просила признать незаконным отказ №01/213/2013-622 от 30 декабря 2013 г., вынесенный Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия в государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Саранск на комнату общей площадью 16,2 кв.м., жилой площадью 16,2 кв.м., расположенную по адресу <адрес>. Обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия зарегистрировать право муниципальной собственности Городского округа Саранск на комнату общей площадью 16,2 кв.м., жилой площадью 16,2 кв.м., расположенную по адресу <адрес>. Считает отказ в регистрации права муниципальной собственности, незаконным, поскольку комната постановлена на кадастровый учет и объекту недвижимости присвоен кадастровый номер , то есть объект индивидуально определен. Факт отнесения данной комнаты к муниципальному жилому фонду также не оспаривается, в материалах регистрационного дела имеется договор социального найма № 981 от 09 октября 2013 г. заключенный с заявителем. Согласно выписке из реестра муниципальной собственности №78735 а от 30 октября 2013 г. данная комната включена в реестр муниципальной собственности (за номером ) на основании решения Саранского городского Совета депутатов от 12 октября 2000 г. № 89. При этом указано на ранее действующий правоподтверждающий документ - свидетельство от 09 декабря 2005 г. на жилой дом . Данные документы прямо указывают на тот факт, что комната являлась частью жилого дома и до постановки на отдельный кадастровый учет принадлежала Администрации городского округа Саранск на праве собственности.

Причиной отказа в регистрации права муниципальной собственности на комнату по мнению государственного регистратора является незавершенная процедура постановки на кадастровый учет части дома (в которую комната уже не входит). Считает, что само по себе отсутствие на кадастровом учете части жилого дома не имеет юридического значения для настоящего дела, как не связан с реализацией прав гражданина Карабанова А.Ш. на приватизацию занимаемого им жилого помещения по договору социального найма.

Отказ в государственной регистрации права муниципальной собственности изложенный в сообщении об отказе в государственной регистрации» 1/213/2013-622 от 30 декабря 2013 г., нарушает право заявителя на приватизацию муниципального жилья занимаемого им по договору социального найма №981 от 09 октября 2013 г.

В судебное заседание заявитель Карабанов А.Ш. не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя Терешкина Ю.Н.

В судебном заседании представитель заявителя Терешкин Ю.Н. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить, уточнив, что обжалуемые отказы в государственной регистрации права произведены на основании пункта 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации), который ошибочно указан как пункт 2.1.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия Мышенкова Л.В. заявленные требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, пояснив, что 15 ноября 2013 г. в Управление обратились: с заявлением от прекращении права собственности на объект недвижимости в связи с преобразованием, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 222 кв.м городской округ Саранск; с заявлением на регистрацию права собственности на преобразованный объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 205,8 кв.м, городской округ Саранск; с заявлением на регистрацию права собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, городской округ Саранск; с заявлением на регистрацию права собственности и перехода права собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, городской округ Саранск и Карабанов А.Ш в лице представителя Воробьевой А.Н.

В результате преобразования возникли часть жилого дома и комната в жилом доме, которую городской округ Саранск передает в собственность Карабанову А.Ш. по договору безвозмездной передачи.

Исходя из положений пункта 1.2 статьи 20 Закона о регистрации, пункта 23 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. № 219, подраздел I ЕГРП содержит краткое описание объекта недвижимого имущества на основании документов, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества на территории регистрационного округа.

С 01 сентября 2012 г. по 31 декабря 2012 г. установлен переходный период осуществления государственного кадастрового учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (пункт 1 статьи 43 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости, пункт 2 приказа Минэкономразвития России от 14 ноября 2011 г. № 577). В указанный период времени кадастровые паспорта объектов капитального строительства вправе изготавливать как органы технической инвентаризации, так и органы кадастрового учета. В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 11 января 2011 г. № 1 сведения об объектах капитального строительства орган технической инвентаризации направляет в кадастровую палату для их внесения в Единый государственный реестр объектов капитального строительства. Таким образом, сведения об объекте недвижимости в подраздел I ЕГРП вносятся на основании сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.

При этом сведения о характеристиках объекта недвижимости, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, считаются сведениями подраздела I Единого государственного реестра прав.

Государственным регистратором 28 ноября 2013 г. в порядке межведомственного электронного взаимодействия был сделан запрос в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Мордовия о наличии сведений в ГКН об объекте капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 205,8 кв.м. Согласно уведомлению об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений от 02 декабря 2013 г. №13/2013-171964, сведения об объекте капитального строительства, расположенном по адресу: <адрес>, площадью 205,8 кв.м в ГКН отсутствуют.

Передающей стороной не были совершены действия по кадастровому учету оставшейся части жилого дома после передачи комнаты. Сведения о преобразованной части жилого дома с учетом изменившейся площади отсутствуют в ГКН, то есть данные изменения не учтены в государственном кадастре недвижимости, как того требует закон (пункт 1.2. статьи 20 Закона о регистрации). На основании пункта 1.2 статьи 20 Закона о регистрации, в связи с тем, что преобразованная часть жилого дома не поставлена на кадастровый учет, заявителям отказано в государственной регистрации права собственности на комнату, расположенную по адресу: <адрес>.В сообщениях об отказе в государственной регистрации права ошибочно указан пункт 2.1 статьи 20 Закона о регистрации,

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью первой статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее –ГПК Российской Федерации) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно статье 255 ГПК Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

Отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть оспорены в суде.

Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

На основании пункта 3 статьи 9 и пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

Пунктом 1 статьи 18 названного закона установлено, что документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

По результатам рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию прав (абзацы четвертый, пятый статьи 13 Закона о регистрации), приостановить государственную регистрацию прав (статья 19 Закона о регистрации), либо отказать в государственной регистрации прав (статья 20 Закона о регистрации).

Согласно статье 2 Закон о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.

Статья 20 Закона о регистрации содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации.

При принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю направляется в письменной форме сообщение о причинах отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, в срок не более чем пять дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления, и копия указанного сообщения помещается в дело правоустанавливающих документов.

Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.

23 октября 2013 г. между Администрацией городского округа Саранск в лице казенного учреждения городского округа Саранск «Городское агентство пр приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади» и Карабановым А.Ш. заключен договор передачи рег. № 78735, согласно которому в собственность Карабанова А.Ш. передана ком. (л.д. 9).

15 ноября 2013 г. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> обратились: с заявлением на регистрацию права собственности на преобразованный объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 205,8 кв.м, городской округ Саранск; с заявлением на регистрацию права собственности и перехода права собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, городской округ Саранск и Карабанов А.Ш. в лице представителя Воробьевой А.Н.

Уведомлением Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 28 ноября 2013 г. № 01/2013/2013-622 ФИО10, действующей от имени городского округа Саранск сообщено о приостановлении государственной регистрации права собственности на преобразованный объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 205,8 кв.м, по тем основаниям, что преобразуемая часть жилого дома не поставлена на кадастровый учет, поэтому не представляется возможным провести государственную регистрацию права собственности.

В сообщении об отказе в государственной регистрации Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия 30 декабря 2013 г. № 01/213/2013-622 ФИО10, действующей от имени городского округа Саранск сообщило об отказе в государственной регистрации права собственности на преобразованный объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 205,8 кв.м, по тем основаниям, что преобразуемая часть жилого дома не поставлена на кадастровый учет.

Данный отказ суд находит законным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 20 Закона о регистрации не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Исходя из данных положений, а также пункта 23 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219, подраздел I ЕГРП содержит краткое описание объекта недвижимого имущества на основании документов, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества на территории регистрационного округа. Записи в подраздел I ЕГРП могут вноситься на основании иных документов в случаях, установленных Законом о регистрации.

Таким образом, сведения об объекте недвижимости в подраздел I ЕГРП вносятся на основании сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.

Согласно части третьей статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее- Закон "О государственном кадастре недвижимости"), государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости (ГКН) сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.

Указаны объекты, подлежащие учету в кадастре недвижимости: земельные участки, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения.

Согласно части первой статьи 16 Закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных у пунктах 7, 10-21, 25-29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В соответствии с пунктом 9 статьи 12 Закона о регистрации, в случае раздела, выдела доли в натуре или других соответствующих законодательству Российской Федерации действий с объектами недвижимого имущества, записи об объектах, образованных в результате этих действий, носятся в новые разделы Единого государственного реестра прав и открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами.

Положениями статей 15, 16 Жилищного кодекса Российской Федерации определены виды жилых помещений, в том числе и часть жилого дома, комната.

Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости (часть четвертая статьи 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").

До 1 января 2013 г. устанавливался переходный период применения указанного Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (часть первая статьи 43 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").

В соответствии со статьей 43 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", в переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляют:

1) органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в ранее установленном порядке осуществления государственного учета;

2) подведомственные органу кадастрового учета государственные бюджетные учреждения в порядке осуществления государственного учета в переходный период.

В переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости. Такие кадастровые паспорта должны оформляться в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

В силу статьи 45 названного Закона государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных норм, с 1 января 2013 г. кадастровый учет объектов недвижимости производится только органами кадастрового учета.

26 ноября 2013 г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности городского округа Саранск на часть жилого дома площадью 222 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской от 03 февраля 2014 г. № 01/042/2014-267.

Согласно справке Саранского отделения филиала по Республике Мордовия ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» № 4836 от 15 ноября 2013 г. площадь части жилого дома расположенного по адресу: <адрес> (собственность муниципального образования) по состоянию на 15 ноября 2013 г. составляет 205, 8 кв.м. Преобразование произошло в связи с приватизацией комнаты (16,2 кв.м).

На основании справки №4685 от 12 ноября 2013 г. площадь части жилого дома по вышеуказанному адресу составляла 222 кв.м. Преобразование произошло в связи с приватизацией комнаты (16,6 кв.м).

Из кадастровой выписки от 30 января 2014 г. следует, что объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, назначение многоквартирный дом (общежитие) площадью 2025,7 кв.м, поставлен на учет в государственном кадастре недвижимости под .

28 ноября 2013 г. государственным регистратором в порядке межведомственного электронного взаимодействия был сделан запрос в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Мордовия о наличии сведений в ГКН об объекте капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 205, 8 кв.м.

Согласно уведомлению об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений от 02 декабря 2013 г. №13/2013-171964, сведения об объекте капитального строительства, расположенном по адресу: <адрес>, площадью 205,8 кв.м в ГКН отсутствуют.

Таким образом, сведения о преобразованной части жилого дома с учетом изменившейся площади, произошедшей после 01 января 2013 г., в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, то есть данные изменения не учтены в государственном кадастре недвижимости, а, следовательно, городским округом Саранск не были совершены действия по кадастровому учету оставшейся части жилого дома после передачи Карабанову А.Ш. комнаты расположенной по адресу: <адрес>.

При таком положении правовых оснований для признания незаконным отказа в государственной регистрации права собственности городского округа Саранск на преобразованный объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 205,8 кв.м, а равно и для возложения на регистрирующий орган обязанности по осуществлению такой регистрации не имеется, в связи с чем требования заявителя в этой части удовлетворению не подлежат.

Требования Карабанова А.Ш. о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 30 декабря 2013 г. № 01/213/2013-623 в регистрации права собственности Карабанова А.Ш. на комнату общей площадью 16,2 кв.м, жилой площадью 16,2 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, и возложении обязанности зарегистрировать права собственности Карабанова А.Ш. на данную комнату подлежат частичному удовлетворению.

Уведомлением Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 28 ноября 2013 г. № 01/2013/2013-623 Карабанову А.Ш. сообщено о приостановлении государственной регистрации права собственности на комнату, расположенную по адресу: <адрес>, по тем основаниям, что в результате преобразования части здания по адресу: <адрес>, возникают: часть жилого дома общей площадью 205, 8 кв.м и комната в жилом доме, которую в последствии городской округ Саранск передает в собственность Карабанову А.Ш., часть жилого дома не поставлена на кадастровый учет, поэтому не представляется возможным провести государственную регистрацию права собственности.

В сообщении об отказе в государственной регистрации Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия 30 декабря 2013 г. № 01/213/2013-623 Карабанову А.Ш. сообщило об отказе в государственной регистрации права собственности на преобразованный объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 205,8 кв.м, по тем основаниям, что преобразуемая часть жилого дома не поставлена на кадастровый учет.

Между тем, согласно выписке из государственного кадастра недвижимости комната стоит на кадастровом учете под номером (л.д. 10).

Из объяснений представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Панишевой Л.В. следует, что комната в доме поставлена на кадастровом учете в составе объекта- здания по адресу: <адрес>, что не зависит от преобразований основного объекта.

Принимая по внимание, что комната , являющаяся объектом государственной регистрации права собственности, стоит на кадастровом учете, суд считает отказ №01/213/2013-623 от 30 декабря 2013 г. вынесенный Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия в государственной регистрации права собственности Карабанова А.Ш. на комнату общей площадью 16,2 кв.м, жилой площадью 16,2 кв.м, расположенную по адресу <адрес>(по мотиву отсутствия кадастрового учета преобразованной части жилого дома), не может быть признан соответствующим требованиям пункта 1.2.статьи 20 Закона о регистрации, а следовательно является незаконным.

Частью первой статьи 258 ГПК Российской Федерации предписывается судам общей юрисдикции в случае признания соответствующего заявления обоснованным обязывать орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению его прав и свобод.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Между тем, суд не считает возможным возложить на регистрирующий орган обязанность по осуществлению такой регистрации, в связи с тем, что усматривается основание для отказа в государственной регистрации права, предусмотренное абзацем 11 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации.

В силу абзаца 11 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами.

Согласно выписке от 04 февраля 2014 г. №150- КУМИ комната , расположенная по адресу: <адрес>, значится в реестре муниципального имущества городского округа Саранск, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 14 июня 2012 г. №90. Документами, устанавливающими наличие права муниципального образования указаны: распоряжение Главы г. Саранска от 12 августа 2003 г. № 2185-р, распоряжение Главы Администрации г.Саранска от 22 ноября 2004 г. №2401-р, акт от 31декабря 2004 г. №2237-ст.

Из кадастровой выписки объекта недвижимого имущества кадастровый номер месторасположение по адресу: <адрес>, назначение многоквартирный дом площадью 2025, 7 кв.м, и в перечень помещений, расположенных в здании включена комната кадастровый номер .

Как указывалось ранее, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности городского округа Саранск на часть жилого дома площадью 222 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. При этом государственная регистрация права собственности произведена 26 ноября 2013 г.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия Мышенкова Л.В. пояснила, что регистрация права собственности городского округа Саранск на часть жилого дома площадью 222 кв.м произведена на основании справки №4685 от 12 ноября 2013 г. согласно которой площадь части жилого дома по вышеуказанному адресу составляла 222 кв.м. Преобразование произошло в связи с приватизацией комнаты (16,6 кв. м) ФИО12.

Данные обстоятельства, подтверждаются материалами регистрационного дела по заявлению ФИО12и Администрации городского округа Саранск.

Учитывая, что право собственности городского округа Саранск на комнату , расположенную по адресу: <адрес> заявителем не оспаривается, суд находит, что регистрация права собственности городского округа Саранск на часть жилого дома площадью 222 кв.м произведена с учетом данных прав на эту комнату.

Принимая во внимание изложенное, а также то, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество, суд приходит к убеждению, что вышеуказанные обстоятельства свидетельствует о наличии противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами.

Вместе с тем, учитывая, что в соответствии с требованиями действующего законодательства, в пределах своей компетенции Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия не принимало решение об отказе в государственной регистрации права собственности Карабанова А.Ш. на комнату общей площадью 16,2 кв.м, жилой площадью 16,2 кв.м, расположенную по адресу <адрес>, на основании абзаца 11 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации, суд считает необходимым обязать данный орган рассмотреть заявление Карабанова А.Ш. повторно.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Принимая во внимание изложенное, суд находит, что заявление Карабанова А.Ш. о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 30 декабря 2013 г. № 01/213/2013-623 в регистрации права собственности Карабанова А.Ш. на комнату общей площадью 16,2 кв.м, жилой площадью 16,2 кв.м, расположенную по адресу <адрес>, и возложении обязанности зарегистрировать права собственности Карабанова А.Ш. на комнату общей площадью 16,2 кв.м, жилой площадью 16,2 кв.м, расположенную по адресу <адрес>, о признании незаконным отказа от 30 декабря 2013 г. № 01/213/2013-622 в регистрации права муниципальной собственности Городского округа Саранск на комнату общей площадью 16,2 кв. м., жилой площадью 16,2 кв. м., расположенную по адресу <адрес> и возложении обязанности зарегистрировать права муниципальной собственности Городского округа Саранск на комнату общей площадью 16,2 кв.м, жилой площадью 16,2 кв.м, расположенную по адресу <адрес> подлежит частичному удовлетворению.

В силу статьи 98 ГПК Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Согласно статье 88 ГПК Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

К издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся расходы на оплату услуг представителей, суммы подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам, и другие признанные судом необходимыми расходами, что предусмотрено статьей 94 ГПК Российской Федерации.

С учетом требований подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, истцом при подаче искового заявления оплачена государственная пошлина в размере 400 рублей по квитанции от 18 января 2014 г. и от 29 января 2014 г.

Пунктом 1 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлин.

Названная льгота по уплате государственной пошлины по признаку субъектного состава является специальной нормой для всех случаев, когда государственные органы, органы местного самоуправления выступают по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков, и не поставлена в зависимость от категории рассматриваемого спора.

Следовательно, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия как государственный орган исполнительной власти, не относится к числу субъектов, являющихся в установленном порядке плательщиком государственной пошлины и освобождено от возмещения данных расходов, в связи, с чем расходы по уплате государственной пошлины взысканию с ответчика не подлежат.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199, 309 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

заявление Карабанова А.Ш. о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 30 декабря 2013 г. № 01/213/2013-623 в регистрации права собственности Карабанова А.Ш. на комнату общей площадью 16,2 кв.м, жилой площадью 16,2 кв.м, расположенную по адресу <адрес>, и возложении обязанности зарегистрировать права собственности Карабанова А.Ш. на комнату общей площадью 16,2 кв.м, жилой площадью 16,2 кв.м, расположенную по адресу <адрес>, о признании незаконным отказа от 30 декабря 2013 г. № 01/213/2013-622 в регистрации права муниципальной собственности Городского округа Саранск на комнату общей площадью 16,2 кв.м, жилой площадью 16,2 кв.м, расположенную по адресу <адрес> и возложении обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности городского округа Саранск на комнату общей площадью 16,2 кв.м, жилой площадью 16,2 кв.м, расположенную по адресу <адрес> удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 30 декабря 2013 г. № 01/213/2013-623 в регистрации права собственности Карабанова А.Ш. на комнату общей площадью 16,2 кв.м, жилой площадью 16,2 кв.м, расположенную по адресу <адрес>.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия рассмотреть заявление о регистрации права собственности Карабанова А.Ш. на комнату общей площадью 16,2 кв.м, жилой площадью 16,2 кв.м, расположенную по адресу <адрес> в установленном порядке.

В удовлетворении требований о возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия зарегистрировать права собственности Карабанова А.Ш. на комнату общей площадью 16,2 кв.м, жилой площадью 16,2 кв.м, расположенную по адресу <адрес>, о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 30 декабря 2013 г. № 01/213/2013-622 в регистрации права муниципальной собственности городского округа Саранск на комнату общей площадью 16,2 кв.м, жилой площадью 16,2 кв.м, расположенную по адресу <адрес> и возложении обязанности зарегистрировать права муниципальной собственности Городского округа Саранск на комнату общей площадью 16,2 кв.м, жилой площадью 16,2 кв.м, расположенную по адресу <адрес> отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия С.Г. Скуратович

1версия для печати

2-392/2014 ~ М-215/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Карабанов Альберт Шамильевич
Другие
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия
Воробьева Анастасия Николаевна
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Скуратович Светлана Геннадьевна
Дело на сайте суда
leninsky--mor.sudrf.ru
20.01.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.01.2014Передача материалов судье
22.01.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.01.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.01.2014Судебное заседание
29.01.2014Судебное заседание
31.01.2014Судебное заседание
04.02.2014Судебное заседание
05.02.2014Судебное заседание
05.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.06.2014Дело оформлено
23.06.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее