Дело № 2-761/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июля 2014 года г.Зерноград
Зерноградский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Кийко Т.А.,
при секретаре Зайцевой Ю.А.,
с участием представителя истицы- Демьяненко О.В., доверенность 61АА3024580 от 21.07.2014 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновой ФИО8 к Территориальному агентству Росимущества в Ростовской области, Стебловской ФИО9, третьим лицам- Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, ООО «Квартал» о признании договора цессии и перевода долга действительным
УСТАНОВИЛ:
Ульянова О.Ю. обратилась в суд с иском о признании договора цессии и перевода долга действительным, указав в обоснование следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Квартал» и ФИО2 был заключен договор участия в долевом строительстве блок- секции трехэтажного многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями на первом этаже по адресу: <адрес>. Указанный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ №.
По данному договору участник долевого строительства- ФИО2 уплатил часть общей цены договора в размере <данные изъяты>, согласно графику расчета.
ДД.ММ.ГГГГ между истицей и ФИО2 был составлен в письменной форме договор цессии и перевода долга (остаток <данные изъяты>.). По условиям договора цессии, ФИО2 в течение 10 дней обязан был оповестить об этом ООО «Квартал» и в дальнейшем зарегистрировать переуступку прав на имя истицы, но ДД.ММ.ГГГГ погиб, не успев совершить указанные действия.
Когда подошел срок внесения очередного платежа по договору долевого строительства, в ООО «Квартал» истице сообщили об отсутствии возможности принять от нее денежные средства в сумме <данные изъяты>, поскольку она не является официально зарегистрированным участником долевого строительства дома, зачисление денежных средств на счет будет незаконным и будет способствовать нарушению бухгалтерской отчетности. Между тем, смерть ФИО2 является препятствием для истицы в оформлении документов надлежащим образом. Являясь добросовестным приобретателем, истица просила признать договор цессии (уступки прав требования) и перевода долга № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенный между Ульяновой ФИО10 и ФИО2, действительным.
В судебное заседание Ульянова О.Ю. не явилась, о месте и времени проведения судебного заседания извещена надлежащим образом, в представленном суду заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием представителя Демьяненко О.В., которая поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика- Территориального агентства Росимущества в Ростовской области, ответчик Стебловская Р.В., представители третьих лиц- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в судебное заседание не явились, о месте и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в адресованных суду заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения представителя истицы, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Квартал» в лице директора ФИО6 (застройщик) и ФИО2 (участник долевого строительства) был заключен договор участия в долевом строительстве блок- секции трехэтажного многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями на первом этаже по адресу: <адрес> (л.д.15-20).
В соответствии с п.2.1 указанного договора, застройщик принял на себя обязательства в предусмотренный договором срок своими силами и с привлечением других лиц построить блок- секцию трехэтажного многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями на первом этаже по адресу: <адрес> на земельном участке из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, с разрешенным использованием «для размещения домов многоквартирной застройки» и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этого дома передать в собственность ФИО2 расположенную в доме одну квартиру со строительным номером №, а участник долевого строительства принял на себя обязательства оплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства в собственность при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию дома.
Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ № 479, что подтверждается выпиской из ЕГРП (л.д.36- 53).
Оплата по договору осуществляется не ранее даты его государственной регистрации. Участник долевого строительства принял на себя обязательства по внесению вклада в финансирование строительства по графику:
- в течение пяти банковских дней после государственной регистрации договора- <данные изъяты>;
- до ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> (п.4.3).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 исполнил обязательство относительно первого пункта оплаты по договору и внес на счет ООО «Квартал» <данные изъяты>, что подтверждается извещением об оплате (л.д.12).
ДД.ММ.ГГГГ между истицей и ФИО2 был составлен в письменной форме договор цессии и перевода долга (л.д.21, 22). Согласно указанному договору, ФИО2 уступил, а Ульянова О.Ю. приняла в полном объеме все принадлежащие ФИО2 в момент подписания договора права требования и долг, возникшие из договора участия в долевом строительстве блок- секции трехэтажного многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями на первом этаже по адресу: <адрес>. Переводимый ФИО2 на Ульянову О.Ю. долг, заключался в исполнении обязательства уплатить ООО «Квартал» в срок до ДД.ММ.ГГГГ денежную сумму <данные изъяты>. Моментом передачи прав требования, а также моментом перевода долга признается момент вступления договора цессии в силу, которым в свою очередь считается момент подписания договора обеими сторонами.
В соответствии с п.3.4.1 договора участия в долевом строительстве, участник долевого строительства передавать (отчуждать, уступать и пр.) третьему лицу только с предварительного письменного согласия застройщика и после внесения вклада в полном объеме. Переоформление договора участия в долевом строительстве на третье лицо, подлежит государственной регистрации, которая осуществляется участником долевого строительства самостоятельно и за его счет.
По расписке от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 получил от Ульяновой О.Ю. денежные средства в сумме <данные изъяты>, которые были уплачены им ООО «Квартал» по договору участия в долевом строительстве блок- секции трехэтажного многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями на первом этаже по адресу: <адрес>.
В этот же день, Ульянова О.Ю. направила в ООО «Квартал» расписку о передаче ФИО2 денежных средств по договору участия в долевом строительстве полагая, что тем самым со своей стороны уведомила застройщика о переводе на нее долга.
Самостоятельно ФИО2 не уведомил застройщика об уступке прав требования и переводе долга по договору участия в долевом строительстве, поскольку ДД.ММ.ГГГГ погиб при дорожно- транспортном происшествии, что подтверждается свидетельством о его смерти (л.д. 80).
Когда подошел срок внесения очередного платежа по договору долевого строительства, в ООО «Квартал» истице сообщили об отсутствии возможности принять от нее денежные средства в сумме <данные изъяты>, поскольку она не является официально зарегистрированным участником долевого строительства дома, зачисление денежных средств на счет будет незаконным и будет способствовать нарушению бухгалтерской отчетности.
В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В силу п. 3 ст. 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно ч. 3 ст. 4, ст. 17 Закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" договор участия в долевом строительстве заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ, уступка участником долевого строительства прав требований по договору допускается только после уплаты им цены договора или одновременно с переводом долга на нового участника долевого строительства в порядке, установленном ГК РФ. Уступка участником долевого строительства прав требований по договору допускается с момента государственной регистрации договора до момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 165 Гражданского кодекса Российской Федерации несоблюдение нотариальной формы, а в случаях, установленных законом, - требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной.
Таким образом, возможность признания недействительности сделки в случае невыполнения требования о государственной регистрации сделки должна устанавливаться законом.
Поскольку Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ не предусмотрена недействительность договора участия в долевом строительстве жилья в случае несоблюдения требования о государственной регистрации такого договора, суд не находит правовых оснований полагать, что заключенный на основании договора участия в долевом строительстве договор цессии и перевода долга от ДД.ММ.ГГГГ является недействительным.
Кроме того, как следует из материалов дела, Договор долевого участия в строительстве жилья № от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в регистрирующем органе.
Участник долевого строительства ФИО2 лично участвовал в заключении договора цессии и перевода долга, выразил свою волю на заключение указанной сделки, но погиб, не успев известить ООО «Квартал» об уступке прав и переводе долга и зарегистрировать указанный договор.
По мнению суда сам по себе факт смерти ФИО2 в период, установленный договором для извещения ООО «Квартал» об уступке прав и переводе долга, а также государственной регистрации договора, не является основанием для признания договора цессии недействительным.
Необходимо так же отметить, что мать умершего- ФИО1, являясь наследником первой очереди после смерти ФИО2 официально не позиционировала себя как наследница, была привлечена к участию в деле в качестве ответчика, представила суду заявление о признании исковых требований. Иных наследников после смерти ФИО2 судом не установлено.
До настоящего времени правомерность заключения договора цессии и перевода долга между ФИО2 и Ульяновой О.Ю. никем не оспаривалась, возражений со стороны третьих лиц в суд не поступало.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования, заявленные Ульяновой ФИО11, удовлетворить.
Признать договор цессии (уступки прав требования) и перевода долга № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенный между Ульяновой ФИО12 и ФИО2, действительным.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья Т.А. Кийко