Дело № 33-37721/2022 Судья фио
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 сентября 2022 г. адрес
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Лемагиной И.Б.,
судей фио, фио,
при помощнике Егоровой А.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело № 2-3226/2022 по апелляционной жалобе Барченкова А.В. на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 06 июня 2022 г., которым постановлено:
В удовлетворении требований Барченкова Алексея Викторовича к Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным решения комиссии ФСИН России и обязании поставить на учет - отказать в полном объеме.
УСТАНОВИЛА:
Барченков А.В. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России) о признании незаконным решения комиссии ФСИН России и обязании поставить на учет, мотивировав тем, что имея необходимую выслугу лет, 17.03.2014 обратился во ФСИН России с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилья. Истец с 1995 г., супруга и дочь с 1996 г. были зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении (комната в коммунальной квартире) общей площадью 13,7 кв.м. по адресу: адрес на основании ордера от 30.05.1995 г. На момент увольнения истца из УФСИН России по адрес 17.06.2019, его выслуга в календарном исчислении составляла более 25 лет. 23.07.2021 истцом был представлен обновленный пакет документов, выписка из ЕГРН от 19.05.2021, согласно которой его дочь Панина (фио) М.А. приобрела жилое помещение, расположенное по адресу: адрес, д .35, кв. 46. После чего были внесены изменения в его учетное дело в части исключения из состава семьи дочери истца и уменьшения состава семьи. Решением комиссии ФСИН России по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленного протоколом № 14 от 20.10.2021, истец был снят с учета для получения единовременной социальной выплаты, в связи с тем, что он и его супруга обеспечены жилым помещением общей площадью 57,4 кв.м., которое расположено по адресу: адрес, с/т «Локомотив», уч. 83, по ½ доли у каждого. Это жилое строение было полностью снесено и снято с кадастрового учета 08.06.2017, на данном земельном участке построен садовый дом общей площадью 72,1 кв.м., которому присвоен кадастровый номер 33:17:000205:583.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Барченков А.В. просит решение суда отменить, как незаконное.
Представитель ФСИН России в заседание судебной коллегии не явился, извещен надлежащим образом, в связи с чем, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав представителя истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Барченков А.В. проходил службу в качестве офицера в Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) России.
17.03.2014 он обратился в территориальную подкомиссию с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретения жилья.
Протоколом №8 от 11.02.2016 Барченков А.В. составом семьи 3 человека (он, жена и дочь Панина (фио) М.А.) поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Протоколом Комиссии ФСИН России от 20.10.2021 № 14 из состава семьи Барченкова А.В. исключена дочь, а сам заявитель снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пп. «б» п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 (в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере).
Согласно материалам учетного дела, истец с 1995 г., а супруга и дочь с 1996 г. были зарегистрированы по месту жительства в комнате в коммунальной квартире общей площадью 13,7 кв.м. по адресу: адрес на основании ордера от 30.05.1995.
На момент рассмотрения комиссией заявления Барченкова А.В. о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретения жилья, истцу и его супруге на праве общей долевой собственности по ½ доли каждому принадлежало жилое строение общей площадью 57,4 кв.м. по адресу: адрес, с/т «Локомотив», уч. 83.
В рамках предоставления обновленного пакета документов в материалы учетного дела комиссией установлено, что жилое строение общей площадью 57,4 кв.м. расположенное по адресу: адрес, с/т «Локомотив», уч. 83 было полностью снесено и снято с кадастрового учета 8.06.2017, на данном земельном участке построено новое строение – садовый дом общей площадью 72,1 кв.м., которому присвоен кадастровый номер 33:17:000205:583.
Согласно выпискам из ЕГРП от 10.12.2013 назначение этого объекта до сноса указано как «Жилое», а назначение земельного участка – Земли населенных пунктов.
Согласно выписки из ЕГРН от 4.12.2020 назначение объекта не жилое (садовый дом), вид разрешенного использования земельного участка – садоводство.
Снимая истца с учета, комиссия ФСИН России пришла к выводу, что истцом и его супругой произведены действия по сносу жилого строения и изменению назначения вновь возведенного объекта на нежилое, и указанные действия направлены на получение единовременной социальной выплаты в большем размере.
В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей (пункт 5 части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ).
Согласно подпункту "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Согласно пункту 17 Правил предоставления единовременной социальной выплаты расчет размера единовременной социальной выплаты осуществляется согласно приложению на основании общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 - 20 настоящих Правил, показателей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, определяемых Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ежеквартально, а также поправочных коэффициентов, установленных пунктами 21 и 22 настоящих Правил.
При этом пунктом 20 указанных Правил предусмотрено, что в случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 и 19 настоящих Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи.
Разрешая спор, районный суд исходил из того, что действия истца по сносу жилого строения и изменению назначения вновь возведенного объекта на нежилое, свидетельствуют о совершении действий, повлекших ухудшение жилищных условий с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере, в связи с чем, признал правомерными действия ответчика о снятии Барченкова А.В. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пп. «б» п. 15 Правил, и в иске отказал полностью.
Доводы истца о применении статей 9, 10 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» суд отклонил, указав, что жилому строению общей площадью 57,4 кв.м. расположенному по адресу: адрес, с/т «Локомотив», уч. 83 мог быть присвоен статус жилой дом.
Судебная коллегия с выводами районного суда согласиться не может, так как нормы материального права применены не верно, в связи с чем, решение подлежит отмене.
Как установлено судом, протоколом Комиссии ФСИН России от 20.10.2021 № 14 заявитель снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пп. «б» п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 (в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере).
Из материалов дела следует, что Барченков А.В. проходил службу в адрес во ФСИН России и уволен при выслуге 25 лет в звании подполковника на пенсию по выслуге лет.
В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей (пункт 5 части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ).
Согласно подпункту "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Судебная коллегия считает, что снос истцом в 2017 году строения общей площадью 57,4 кв.м. по адресу: адрес, с/т «Локомотив», уч. 83 со снятием его кадастрового учета и возведение на данном земельном участке садового дома общей площадью 72,1 кв.м., который поставлен на кадастровый учет под номером 33:17:000205:583 объективно не является ухудшением жилищных условий семьи фио, а также не свидетельствует об улучшении им жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Согласно пункту 17 Правил предоставления единовременной социальной выплаты расчет размера единовременной социальной выплаты осуществляется согласно приложению на основании общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 - 20 настоящих Правил, показателей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, определяемых Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ежеквартально, а также поправочных коэффициентов, установленных пунктами 21 и 22 настоящих Правил.
При этом пунктом 20 указанных Правил предусмотрено, что в случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 и 19 настоящих Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи.
Из материалов дела следует, что истец после исключения его дочери из членов его семьи, обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров, так как зарегистрирован по месту жительства в комнате в коммунальной квартире общей площадью 13,7 кв.м.
Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Исчерпывающий перечень жилых помещений содержится в ч. 1 ст. 16 ЖК РФ, согласно которой к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
При этом, садовый дом в данном перечне не указан.
Требования, предъявляемые к жилым помещениям, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (ч. 3 ст. 15 адрес кодекса Российской Федерации).
В п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47, установлено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Таким образом, к числу обстоятельств, имеющих значение для дела, относится пригодность (непригодность) садового дома для проживания, то есть его соответствие требованиям предъявляемым к жилым помещениям, установленные вышеуказанными нормативными правовыми актами.
Из материалов дела, следует, что садовый дом общей площадью 72,1 кв.м. расположен на территории некоммерческого садоводческого товарищества «Локомотив», как утверждает истец для постоянного места жительства не оборудован, что ни кем не оспаривается.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (в редакции, действовавшей на дату принятия ответчика на очередь для получения ЕСВ) садовый земельный участок это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Согласно выписке из ЕГРН, садовый дом указан как нежилое помещение. Названный садовый дом находится в некоммерческом садоводческом товариществе "Лкомотив" на земельном участке для ведения садоводства на землях сельскохозяйственного назначения. Ранее там же было расположено здание общей площадью 57,4 кв.м. с назначением - жилое.
Федеральным законом от 29.07.2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 01.01.2019, изменен статус жилых строений, возведенных на земельных участках, предоставленных для садоводства, в соответствии с ч. 9 ст. 54 указанного Закона расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в ЕГРН до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением "жилое", "жилое строение", признаются жилыми домами.
Таким образом, до вступления в силу Федерального закона N 217-ФЗ 01.01.2019 г. расположенные на садовых земельных участках садовые дома с назначением "жилое" к жилым домам не относились, если только не были признаны жилыми домами на основании решения суда ввиду того, что такие садовые дома были возведены на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства в границах населенных пунктов, и были пригодны для постоянного круглогодичного проживания.
Меняя статус жилых строений, возведенных на садовых земельных участках, сведения о которых внесены в ЕГРН (ЕГРП) до дня вступления в силу Федерального закона N 217-ФЗ, в ч. 10 указанной ст. 54 законодатель установил: в случае, если расположенные на садовых земельных участках здания, строения, сведения о которых внесены в ЕГРН до дня вступления в силу указанного Федерального закона с назначением "жилое", "жилое строение", принадлежат гражданам, которые на день вступления в силу данного Федерального закона состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признание данных зданий жилыми домами в соответствии с ч. 9 указанной ст. 54, не является основанием для включения их общей площади при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в суммарную общую площадь жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) членами его семьи по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Содержание этой нормы не может по разному применяться к гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и к тем, которые состоят на учете для получения единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Таким образом, комиссией ФСИН не дано должной оценки имевшимся в учетном деле фио документам, и ошибочно сделан вывод о том, что истец намеренно ухудшил свои жилищные условия путем сноса в 2017 году здания на адрес «Локомотив» и возведения на нем в том же году садового дома.
В связи с изложенным, нарушено право истца на получение единовременной социальной выплаты в размере, определенном с учетом фактически имеющейся в пользовании истца и членов его семьи жилой площади.
При таком положении судебная коллегия решение Замоскворецкого районного суда адрес от 06 июня г. отменяет и принимает по делу новое решение, которым признает незаконным решение комиссии ФСИН России от 20 октября 2021 г. № 14 в части снятия Барченкова А.В. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с возложением на комиссию ФСИН России обязанности восстановить его на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты первичной постановки на учет.
В остальной части иска надлежит отказать, так как правовых оснований для обязания комиссии произвести единовременную социальную выплату на данной стадии не имеется, поскольку она выплачивается в порядке очередности и в зависимости от даты постановки на учет.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 6 июня 2022 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконным решение комиссии ФСИН России от 20 октября 2021 года № 14 в части снятия Барченкова Алексея Викторовича с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать комиссию ФСИН России восстановить Барченкова Алексея Викторовича на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты первичной постановки на учет.
В остальной части иска отказать.
Председательствующий
Судьи
1