Дело № 2а-3605/2020
УИД 36RS0004-01-2019-005604-71
3.024 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 августа 2020 года г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.С.,
при секретаре Быстрянцевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Берга Олега Викторовича к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, и.о. директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Дашковой О.А., Департаменту градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ о признании незаконными действий по не рассмотрению обращения по существу поставленных в нем вопросов, обязании дать ответ по существу на все вопросы обращения,
УСТАНОВИЛ:
Берг Олег Викторович обратился в суд с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о признании незаконными действия по направлению письма по обращению представителя административного истца без ответа по существу поставленных в обращении вопросов, возложении на административного ответчика обязанности дать ответ по существу на все вопросы обращения.
Мотивируя заявленные требования, указывал в административном иске, что на обращение Фонда правовых и экономических исследований от 08.10.2019 г. № 437-мев, который являлся представителем административного истца по нотариальной доверенности от 24.09.2018 г. № 36 АВ 2681049, административный ответчик ответил письмом от 10.10.2019 г. № 38123-ОД/08, в котором не содержится ответа по существу поставленного в обращении вопроса.
По мнению административного истца, ответ по существу обращения предполагает ответ непосредственно на поставленный вопрос исходя из семантического значения содержащего слов предложения. Так, на вопрос «Предусматривает ли…» орган публичной власти должен был ответить непосредственно «предусматривает» или «не предусматривает».
Административный ответчик совершил действия, не соответствующие положениям Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», и нарушил право административного истца на получение ответа по существу поставленных в обращении вопросов, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В ходе подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены и.о. директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Дашкова О.А., Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 25.02.2020 г. в удовлетворении заявленных административных исковых требований Бергу О.В. было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 21 июля 2020 года решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 25 февраля 2020 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании 28.08.2020 г. объявлялся перерыв до 31.08.2020 г.
После перерыва административный истец Берг О.В. в судебное заседание не явился, поданное ходатайство об объявлении перерыва в судебном заседании оставлено без удовлетворения.
Представитель административного ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, и.о. директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Дашкова О.А. о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены, после перерыва явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В силу положений п. 7 ст. 96 КАС РФ информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Информация о принятии административного искового заявления, о времени и месте судебного заседания своевременно размещена на официальном сайте Ленинского районного суда г. Воронежа.
В соответствии с пп. 8, 9 ст. 96 КАС РФ административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
В материалах дела имеются надлежащие доказательства, подтверждающие, что ответчики о находящемся в производстве суда административном деле надлежащим образом извещены, в том числе и о судебном заседании 31.08.2020 г.
С учетом изложенного и на основании положений ст.ст. 150, 152 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотрение дела провести в отсутствие не явившихся лиц по делу.
Изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, приходит к следующему выводу.
В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с положениями ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца.
На административного ответчика судом возложена обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных актов, устанавливающих полномочия, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения административного дела определены судьей при подготовке дела к судебному разбирательству и указаны в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, которое было направлено посредством почтового отправления и получено участвующими в деле лицами.
С учетом требований ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец Берг О.В. первоначально обратился в суд с настоящим иском 17.10.2019 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента получения оспариваемого ответа от 10.10.2019 г. № 38123-ОД/08. В связи с чем, срок на подачу иска административным истцом не пропущен.
Согласно статье 33 Конституции РФ граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Законодательной основой регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами РФ конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», определяющий права и обязанности участников соответствующих отношений как на государственном, так и на муниципальном уровне, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» граждане имеют право обращаться лично в государственные органы и их должностным лицам, реализуя свое право на обращение свободно и добровольно.
Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Государственный орган, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
Статьей 10 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» устанавливается порядок действия государственного органа при рассмотрении обращения гражданина.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.05.2015 г. № 1163-О отметил, что государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию.
Для каждого государственного органа установлены свои компетенции и полномочия, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, государственные органы не могут подменять друг - друга.
В соответствии с пунктом 1 положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1038, Министерство строительства и жилищно -коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства (включая вопросы применения в строительстве материалов, изделий и конструкций), архитектуры, градостроительства (за исключением территориального планирования), жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, теплоснабжения (за исключением производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также передачи тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в том числе произведенной источниками тепловой энергии в случае, если такие источники тепловой энергии входят в схему теплоснабжения, включающую источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в сфере обеспечения энергетической эффективности зданий, строений и сооружений, в том числе в жилищном фонде, в садоводческих или огороднических некоммерческих товариществах, в сфере повышения энергетической эффективности экономики субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, градостроительного зонирования, функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства (за исключением территориального планирования) и жилищно-коммунального хозяйства, функции по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, разработке и согласованию федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ, а также функции государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) федеральных целевых программ (в установленной сфере деятельности Министерства).
Глава вторая положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 г. № 1038, содержит перечень полномочий Минстроя России, в список которых входит, в том числе прием граждан, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок (п. 5.4.67 Положения).
В соответствии с положениями части 3 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Материалами дела установлено.
В обращении Фонда правовых и экономических исследований от 10.12.2018 г. № 597-мев фонд просил Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разъяснить, предусматривает ли ГрК или Положение о составе разделов проектной документации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87, включение в проектную документацию проездов к земельному участку, изображаемых за пределами границ земельного участка. Если предусматривает, то как это согласовывается с требованием проектирования только в пределах границ земельного участка, предусмотренным частью 1 статьи 48 ГрК РФ и Определением Верховного Суда Российской Федерации от 07.04.2017 г. № 304-КГ17-982.
Письмом от 13.12.2018 г. исх. № 49820-ОД/08 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, за подписью заместителя директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Дашковой О.А., сообщило Фонду правовых и экономических исследований, что ч. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка. В случае, если документацией по планировке территории предусмотрено размещение объекта транспортной инфраструктуры федерального значения либо линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения или местного значения архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к такому объекту и его частям, строящимся, реконструируемым, в том числе в границах не принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка.
Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Также разъяснены положения ч. 13 ст. 48 ГрК РФ и указано, что согласно пункту 12 Положения о составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87, обязательной частью проектной документации является схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, которая должна содержать в текстовой части – обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешний и внутренний подъезд к объекту капитального строительства, в графической части – обозначение мест размещения существующих и проектируемых объектов капитального строительства, подъездов и проходов к ним.
28.03.2019 г. Фонд правовых и экономических исследований повторно обратился в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с письмом исх. № 142-мев, в котором указал, что в ответе от 13.12.2018 г. № 49820/ОД/08 ему не понятен ответ на первый вопрос, а ответ на второй вопрос отсутствует. При этом просил также конкретизировать и объяснить, проектируется ли на схеме планировочной организации земельного участка что-либо за пределами земельного участка застройщика, в том числе подъезды к нему.
В ответе от 29.03.2019 г. исх. № 10976-ОД/08 Минстроем России повторно, со ссылкой на ч. 1 ст. 48 ГрК РФ указано, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка.
Применительно к нормам пункта 12 Положения о составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 повторно указано, что обязательной частью проектной документации является схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, графическая часть которой должна содержать ситуационный план размещения объекта капитального строительства, именно в границах земельного участка.
В части дачи разъяснений с учетом Определения Верховного Суда Российской Федерации от 07.04.2017 г. № 304-КГ17-982 указано, что Минстрой России, входящий в структуру органов исполнительной власти Российской Федерации, полномочиями по оценке судебных решений не наделен и вмешиваться в деятельность органов судебной власти не вправе.
08.10.2019 г. Фонд правовых и экономических исследований вновь обратился в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с письмом исх. № 437-мев, в котором указал, что в нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 59-ФЗ в ответе Минстроя России от 29.03.2019 г. № 10976-ОД/08 не содержится ответа по существу обращения. В связи с чем, фонд просил повторно ответить на каждый вопрос обращения от 28.03.2019 г. № 142-мев.
Департамент градостроительства и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, по результатам рассмотрения поданного обращения, письмом от 10.10.2019 г. исх. № 38123-ОД/08 сообщил в адрес Фонда правовых и экономических исследований, что позиция по указанному в обращении вопросу была ранее изложена в письме Минстроя России от 29 марта 2019 года № 10976-ОД/08. Дополнительно Департаментом сообщено, что в повторном обращении не приводятся новые доводы и обстоятельства.
Из анализа представленных суду письменных обращений фонда и данных на них ответов, суд приходит к выводу, что Минстроем России на поступившие от фонда обращения были даны полные и исчерпывающие ответы на поставленные в них вопросы, в пределах полномочий, установленных пунктом 6.2 Положения о Министерстве строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038: заявителю, с приведением нормоположений градостроительного законодательства разъяснено, что включение в проектную документацию проездов к земельному участку, предусмотрено только в границах земельного участка. Включение же в проектную документацию проездов к земельному участку изображаемых за пределами границ земельного участка, ни ГрК РФ, ни Положением 87 не предусмотрено, о чем обоснованно указано административным ответчиком в письменных возражениях по иску.
Обращения граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы. Конечным результатом реализации гражданами конституционного права обращаться лично в государственные органы по своей природе предполагает своевременную реакцию государственного органа на возможные нарушения прав заявителей, восстановление нарушенных прав, получение гражданами мотивированного ответа. Несогласие заявителя, неоднократно реализовавшего свое право на обращение в Минстрой России, с содержанием ответов на обращения, в том числе с изложенными в них формулировками и речевыми оборотами, не может свидетельствовать о незаконности действий (бездействий) государственного органа либо его должностных лиц, тем более в отсутствии доказательств заявленной истцом правовой позиции.
Из административного искового заявления и материалов дела следует, что ответы не были даны административному истцу – гражданину РФ Бергу Олегу Викторовичу, а адресовались Фонду правовых и экономических исследований, в то время как в Минстрой России обращалось юридическое лицо - Фонд правовых и экономических исследований. При этом, как следует из представленных в материалы дела копий обращений Фонда, в них не содержится указание на тот факт, что Фонд действует по поручению и в интересах гр-на Берга О.В., копия доверенности на представление его интересов как физического лица при обращении в Минстрой России не прикладывалась, о чем свидетельствует отсутствие указания в рассматриваемых обращениях на имеющиеся к ним приложения.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2012 г. № 19-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области», а также частью 1 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы и их должностным лицам. Однако, как следует из упомянутого постановления Конституционного Суда Российской Федерации и приводимой нормы Федерального закона, речь идёт не о любых обращениях юридических лиц в государственные органы, а о таких обращениях, которые являются обращениями объединений граждан. Фонд правовых и экономических исследований по своей природе объединением граждан не является. Прямых доказательств действий Фонда правовых и экономических исследований в пользу интересов Берга О.В. в суд представлено не было. Однако даже при таких обстоятельствах Фонд получал надлежащие ответы на поданные обращения.
Кроме того, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа может быть облечено в форму предложения, заявления или жалобу. При этом «предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества», «заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц», «жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц». Обращения (первичное и последующие) Фонда правовых и экономических исследований не содержат предложений, заявлений или жалоб. Тогда, как несогласие административного истца с содержанием направленных Фонду ответов не свидетельствует о неправомерных действиях административного ответчика при рассмотрении обращений и не нарушает прав административного истца – гр-на Берга О.В.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что рассматриваемые обращение следовали от юридического лица - Фонда правовых и экономических исследований, переписка велась между юридическим лицами, суд приходит к выводу, что положения Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» к рассматриваемым правоотношениям применению не подлежат.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 года № 8-ФЗ, информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Способом обеспечения доступа к информации является предоставление информации по запросам пользователей, при этом информация может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации (ст. 6, 7 ФЗ от 09.02.2009 года № 8-ФЗ).
Основными требованиями при обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются, в том числе, достоверность предоставляемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; соблюдение сроков и порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 11 ФЗ от 09.02.2009 года № 8-ФЗ).
Запрос информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления подлежит рассмотрению в течение 30 дней с момента регистрации (ст. 18 ФЗ от 09.02.2009 года № 8-ФЗ).
Согласно ст. 19 ФЗ от 09.02.2009 года № 8-ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу предоставляется в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация либо в котором в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации. В ответе на запрос указываются наименование, почтовый адрес государственного органа или органа местного самоуправления, должность лица, подписавшего ответ, а также реквизиты ответа на запрос (регистрационный номер и дата).
В соответствии со ст. 21 ФЗ от 09.02.2009 года № 8-ФЗ пользователю информацией предоставляется на бесплатной основе информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления:
1) передаваемая в устной форме;
2) размещаемая государственным органом, органом местного самоуправления в сети Интернет, а также в отведенных для размещения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления местах;
3) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного пользователя информацией;
4) иная установленная законом информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также иная установленная муниципальными правовыми актами информация о деятельности органов местного самоуправления.
Из материалов дела усматривается, что обращения Фонда были рассмотрены, в установленные сроки дан мотивированный ответ, содержащий информацию по поставленным заявителем.
Таким образом, обстоятельств, свидетельствующих о неисполнении административными ответчиками обязанностей, возложенных на них нормативными правовыми и иными актами, при рассмотрении дела не установлены и административным истцом по существу не приведены.
При этом, несогласие истца с существом ответов по обращениям, адресованным не ему а Фонду, которое определяет уполномоченное должностное лицо, само по себе не свидетельствует о незаконном бездействии административных ответчиков.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность условий: решение, действие (бездействие) административного ответчика должно не соответствовать правовым актам, а также нарушать права, свободы и законные административного истца.
Поскольку суд не установил незаконных действий и бездействия со стороны административных ответчиков, нарушающих права административного истца, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в удовлетворении административного иска необходимо отказать.
Исходя из изложенного, действия административных ответчиков не могут рассматриваться как нарушающие права и законные интересы административного истца Берга О.В., создающие препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возлагающие на него какие-либо обязанности.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд на основании имеющихся в материалах дела документов полагает, что излагаемые административным истцом доводы не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания, а предъявленный административный иск является необоснованным, заявленный в нём предмет обжалования отсутствует, иск заявлен административным истцом по надуманным основаниям, в связи с чем, в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Берга Олега Викторовича к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, и.о. директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Дашковой О.А., Департаменту градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ о признании незаконными действий по не рассмотрению обращения по существу поставленных в нем вопросов, обязании дать ответ по существу на все вопросы обращения.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Яковлев
Решение суда в окончательной форме принято в установленные законом десять рабочих дней 14 сентября 2020 года.
Дело № 2а-3605/2020
УИД 36RS0004-01-2019-005604-71
3.024 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 августа 2020 года г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.С.,
при секретаре Быстрянцевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Берга Олега Викторовича к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, и.о. директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Дашковой О.А., Департаменту градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ о признании незаконными действий по не рассмотрению обращения по существу поставленных в нем вопросов, обязании дать ответ по существу на все вопросы обращения,
УСТАНОВИЛ:
Берг Олег Викторович обратился в суд с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о признании незаконными действия по направлению письма по обращению представителя административного истца без ответа по существу поставленных в обращении вопросов, возложении на административного ответчика обязанности дать ответ по существу на все вопросы обращения.
Мотивируя заявленные требования, указывал в административном иске, что на обращение Фонда правовых и экономических исследований от 08.10.2019 г. № 437-мев, который являлся представителем административного истца по нотариальной доверенности от 24.09.2018 г. № 36 АВ 2681049, административный ответчик ответил письмом от 10.10.2019 г. № 38123-ОД/08, в котором не содержится ответа по существу поставленного в обращении вопроса.
По мнению административного истца, ответ по существу обращения предполагает ответ непосредственно на поставленный вопрос исходя из семантического значения содержащего слов предложения. Так, на вопрос «Предусматривает ли…» орган публичной власти должен был ответить непосредственно «предусматривает» или «не предусматривает».
Административный ответчик совершил действия, не соответствующие положениям Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», и нарушил право административного истца на получение ответа по существу поставленных в обращении вопросов, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В ходе подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены и.о. директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Дашкова О.А., Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 25.02.2020 г. в удовлетворении заявленных административных исковых требований Бергу О.В. было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 21 июля 2020 года решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 25 февраля 2020 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании 28.08.2020 г. объявлялся перерыв до 31.08.2020 г.
После перерыва административный истец Берг О.В. в судебное заседание не явился, поданное ходатайство об объявлении перерыва в судебном заседании оставлено без удовлетворения.
Представитель административного ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, и.о. директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Дашкова О.А. о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены, после перерыва явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В силу положений п. 7 ст. 96 КАС РФ информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Информация о принятии административного искового заявления, о времени и месте судебного заседания своевременно размещена на официальном сайте Ленинского районного суда г. Воронежа.
В соответствии с пп. 8, 9 ст. 96 КАС РФ административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
В материалах дела имеются надлежащие доказательства, подтверждающие, что ответчики о находящемся в производстве суда административном деле надлежащим образом извещены, в том числе и о судебном заседании 31.08.2020 г.
С учетом изложенного и на основании положений ст.ст. 150, 152 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотрение дела провести в отсутствие не явившихся лиц по делу.
Изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, приходит к следующему выводу.
В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с положениями ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца.
На административного ответчика судом возложена обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных актов, устанавливающих полномочия, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения административного дела определены судьей при подготовке дела к судебному разбирательству и указаны в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, которое было направлено посредством почтового отправления и получено участвующими в деле лицами.
С учетом требований ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец Берг О.В. первоначально обратился в суд с настоящим иском 17.10.2019 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента получения оспариваемого ответа от 10.10.2019 г. № 38123-ОД/08. В связи с чем, срок на подачу иска административным истцом не пропущен.
Согласно статье 33 Конституции РФ граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Законодательной основой регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами РФ конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», определяющий права и обязанности участников соответствующих отношений как на государственном, так и на муниципальном уровне, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» граждане имеют право обращаться лично в государственные органы и их должностным лицам, реализуя свое право на обращение свободно и добровольно.
Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Государственный орган, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
Статьей 10 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» устанавливается порядок действия государственного органа при рассмотрении обращения гражданина.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.05.2015 г. № 1163-О отметил, что государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию.
Для каждого государственного органа установлены свои компетенции и полномочия, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, государственные органы не могут подменять друг - друга.
В соответствии с пунктом 1 положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1038, Министерство строительства и жилищно -коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства (включая вопросы применения в строительстве материалов, изделий и конструкций), архитектуры, градостроительства (за исключением территориального планирования), жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, теплоснабжения (за исключением производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также передачи тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в том числе произведенной источниками тепловой энергии в случае, если такие источники тепловой энергии входят в схему теплоснабжения, включающую источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в сфере обеспечения энергетической эффективности зданий, строений и сооружений, в том числе в жилищном фонде, в садоводческих или огороднических некоммерческих товариществах, в сфере повышения энергетической эффективности экономики субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, градостроительного зонирования, функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства (за исключением территориального планирования) и жилищно-коммунального хозяйства, функции по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, разработке и согласованию федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ, а также функции государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) федеральных целевых программ (в установленной сфере деятельности Министерства).
Глава вторая положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 г. № 1038, содержит перечень полномочий Минстроя России, в список которых входит, в том числе прием граждан, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок (п. 5.4.67 Положения).
В соответствии с положениями части 3 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Материалами дела установлено.
В обращении Фонда правовых и экономических исследований от 10.12.2018 г. № 597-мев фонд просил Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разъяснить, предусматривает ли ГрК или Положение о составе разделов проектной документации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87, включение в проектную документацию проездов к земельному участку, изображаемых за пределами границ земельного участка. Если предусматривает, то как это согласовывается с требованием проектирования только в пределах границ земельного участка, предусмотренным частью 1 статьи 48 ГрК РФ и Определением Верховного Суда Российской Федерации от 07.04.2017 г. № 304-КГ17-982.
Письмом от 13.12.2018 г. исх. № 49820-ОД/08 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, за подписью заместителя директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Дашковой О.А., сообщило Фонду правовых и экономических исследований, что ч. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка. В случае, если документацией по планировке территории предусмотрено размещение объекта транспортной инфраструктуры федерального значения либо линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения или местного значения архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к такому объекту и его частям, строящимся, реконструируемым, в том числе в границах не принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка.
Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Также разъяснены положения ч. 13 ст. 48 ГрК РФ и указано, что согласно пункту 12 Положения о составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87, обязательной частью проектной документации является схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, которая должна содержать в текстовой части – обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешний и внутренний подъезд к объекту капитального строительства, в графической части – обозначение мест размещения существующих и проектируемых объектов капитального строительства, подъездов и проходов к ним.
28.03.2019 г. Фонд правовых и экономических исследований повторно обратился в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с письмом исх. № 142-мев, в котором указал, что в ответе от 13.12.2018 г. № 49820/ОД/08 ему не понятен ответ на первый вопрос, а ответ на второй вопрос отсутствует. При этом просил также конкретизировать и объяснить, проектируется ли на схеме планировочной организации земельного участка что-либо за пределами земельного участка застройщика, в том числе подъезды к нему.
В ответе от 29.03.2019 г. исх. № 10976-ОД/08 Минстроем России повторно, со ссылкой на ч. 1 ст. 48 ГрК РФ указано, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка.
Применительно к нормам пункта 12 Положения о составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 повторно указано, что обязательной частью проектной документации является схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, графическая часть которой должна содержать ситуационный план размещения объекта капитального строительства, именно в границах земельного участка.
В части дачи разъяснений с учетом Определения Верховного Суда Российской Федерации от 07.04.2017 г. № 304-КГ17-982 указано, что Минстрой России, входящий в структуру органов исполнительной власти Российской Федерации, полномочиями по оценке судебных решений не наделен и вмешиваться в деятельность органов судебной власти не вправе.
08.10.2019 г. Фонд правовых и экономических исследований вновь обратился в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с письмом исх. № 437-мев, в котором указал, что в нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 59-ФЗ в ответе Минстроя России от 29.03.2019 г. № 10976-ОД/08 не содержится ответа по существу обращения. В связи с чем, фонд просил повторно ответить на каждый вопрос обращения от 28.03.2019 г. № 142-мев.
Департамент градостроительства и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, по результатам рассмотрения поданного обращения, письмом от 10.10.2019 г. исх. № 38123-ОД/08 сообщил в адрес Фонда правовых и экономических исследований, что позиция по указанному в обращении вопросу была ранее изложена в письме Минстроя России от 29 марта 2019 года № 10976-ОД/08. Дополнительно Департаментом сообщено, что в повторном обращении не приводятся новые доводы и обстоятельства.
Из анализа представленных суду письменных обращений фонда и данных на них ответов, суд приходит к выводу, что Минстроем России на поступившие от фонда обращения были даны полные и исчерпывающие ответы на поставленные в них вопросы, в пределах полномочий, установленных пунктом 6.2 Положения о Министерстве строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038: заявителю, с приведением нормоположений градостроительного законодательства разъяснено, что включение в проектную документацию проездов к земельному участку, предусмотрено только в границах земельного участка. Включение же в проектную документацию проездов к земельному участку изображаемых за пределами границ земельного участка, ни ГрК РФ, ни Положением 87 не предусмотрено, о чем обоснованно указано административным ответчиком в письменных возражениях по иску.
Обращения граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы. Конечным результатом реализации гражданами конституционного права обращаться лично в государственные органы по своей природе предполагает своевременную реакцию государственного органа на возможные нарушения прав заявителей, восстановление нарушенных прав, получение гражданами мотивированного ответа. Несогласие заявителя, неоднократно реализовавшего свое право на обращение в Минстрой России, с содержанием ответов на обращения, в том числе с изложенными в них формулировками и речевыми оборотами, не может свидетельствовать о незаконности действий (бездействий) государственного органа либо его должностных лиц, тем более в отсутствии доказательств заявленной истцом правовой позиции.
Из административного искового заявления и материалов дела следует, что ответы не были даны административному истцу – гражданину РФ Бергу Олегу Викторовичу, а адресовались Фонду правовых и экономических исследований, в то время как в Минстрой России обращалось юридическое лицо - Фонд правовых и экономических исследований. При этом, как следует из представленных в материалы дела копий обращений Фонда, в них не содержится указание на тот факт, что Фонд действует по поручению и в интересах гр-на Берга О.В., копия доверенности на представление его интересов как физического лица при обращении в Минстрой России не прикладывалась, о чем свидетельствует отсутствие указания в рассматриваемых обращениях на имеющиеся к ним приложения.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2012 г. № 19-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области», а также частью 1 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы и их должностным лицам. Однако, как следует из упомянутого постановления Конституционного Суда Российской Федерации и приводимой нормы Федерального закона, речь идёт не о любых обращениях юридических лиц в государственные органы, а о таких обращениях, которые являются обращениями объединений граждан. Фонд правовых и экономических исследований по своей природе объединением граждан не является. Прямых доказательств действий Фонда правовых и экономических исследований в пользу интересов Берга О.В. в суд представлено не было. Однако даже при таких обстоятельствах Фонд получал надлежащие ответы на поданные обращения.
Кроме того, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа может быть облечено в форму предложения, заявления или жалобу. При этом «предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества», «заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц», «жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц». Обращения (первичное и последующие) Фонда правовых и экономических исследований не содержат предложений, заявлений или жалоб. Тогда, как несогласие административного истца с содержанием направленных Фонду ответов не свидетельствует о неправомерных действиях административного ответчика при рассмотрении обращений и не нарушает прав административного истца – гр-на Берга О.В.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что рассматриваемые обращение следовали от юридического лица - Фонда правовых и экономических исследований, переписка велась между юридическим лицами, суд приходит к выводу, что положения Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» к рассматриваемым правоотношениям применению не подлежат.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 года № 8-ФЗ, информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Способом обеспечения доступа к информации является предоставление информации по запросам пользователей, при этом информация может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации (ст. 6, 7 ФЗ от 09.02.2009 года № 8-ФЗ).
Основными требованиями при обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются, в том числе, достоверность предоставляемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; соблюдение сроков и порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 11 ФЗ от 09.02.2009 года № 8-ФЗ).
Запрос информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления подлежит рассмотрению в течение 30 дней с момента регистрации (ст. 18 ФЗ от 09.02.2009 года № 8-ФЗ).
Согласно ст. 19 ФЗ от 09.02.2009 года № 8-ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу предоставляется в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация либо в котором в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации. В ответе на запрос указываются наименование, почтовый адрес государственного органа или органа местного самоуправления, должность лица, подписавшего ответ, а также реквизиты ответа на запрос (регистрационный номер и дата).
В соответствии со ст. 21 ФЗ от 09.02.2009 года № 8-ФЗ пользователю информацией предоставляется на бесплатной основе информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления:
1) передаваемая в устной форме;
2) размещаемая государственным органом, органом местного самоуправления в сети Интернет, а также в отведенных для размещения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления местах;
3) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного пользователя информацией;
4) иная установленная законом информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также иная установленная муниципальными правовыми актами информация о деятельности органов местного самоуправления.
Из материалов дела усматривается, что обращения Фонда были рассмотрены, в установленные сроки дан мотивированный ответ, содержащий информацию по поставленным заявителем.
Таким образом, обстоятельств, свидетельствующих о неисполнении административными ответчиками обязанностей, возложенных на них нормативными правовыми и иными актами, при рассмотрении дела не установлены и административным истцом по существу не приведены.
При этом, несогласие истца с существом ответов по обращениям, адресованным не ему а Фонду, которое определяет уполномоченное должностное лицо, само по себе не свидетельствует о незаконном бездействии административных ответчиков.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность условий: решение, действие (бездействие) административного ответчика должно не соответствовать правовым актам, а также нарушать права, свободы и законные административного истца.
Поскольку суд не установил незаконных действий и бездействия со стороны административных ответчиков, нарушающих права административного истца, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в удовлетворении административного иска необходимо отказать.
Исходя из изложенного, действия административных ответчиков не могут рассматриваться как нарушающие права и законные интересы административного истца Берга О.В., создающие препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возлагающие на него какие-либо обязанности.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд на основании имеющихся в материалах дела документов полагает, что излагаемые административным истцом доводы не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания, а предъявленный административный иск является необоснованным, заявленный в нём предмет обжалования отсутствует, иск заявлен административным истцом по надуманным основаниям, в связи с чем, в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Берга Олега Викторовича к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, и.о. директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Дашковой О.А., Департаменту градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ о признании незаконными действий по не рассмотрению обращения по существу поставленных в нем вопросов, обязании дать ответ по существу на все вопросы обращения.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Яковлев
Решение суда в окончательной форме принято в установленные законом десять рабочих дней 14 сентября 2020 года.