Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2415/2014 ~ М-2215/2014 от 14.09.2014

Дело № 2- 2415 /2014             КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 сентября 2014 года г. Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Степановой М.В.,

помощника прокурора Пермского района Тарасовой Л.М.,

при секретаре Антоновой А.С.,

с участием представителя заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района Алексеевой О.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению члена территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района с правом совещательного голоса Чегодаева З.Н. признании незаконными бездействия Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района об оставлении заявления по выдаче копий документов без ответа; возложении обязанности по выдаче копий документов, содержащих информацию об избирательных комиссиях,     

УСТАНОВИЛ:

Член территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района с правом совещательного голоса Чегодаев З.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконными бездействия Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района об оставлении заявления по выдаче копий документов без ответа; возложении обязанности по выдаче копий документов, содержащих информацию об избирательных комиссиях. Свои заявленные требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ по электронной почте им в Территориальную избирательную комиссию Пермского муниципального района (далее - ТИК Пермского муниципального района)     направлено заявление о выдаче копий информации об участковых избирательных комиссиях, с указанием их составов, адресов, ФИО их членов. До настоящего времени ответ на заявление не получен. В соответствии с п.п. «г» п. 23 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» член комиссии с правом совещательного голоса вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий. В соответствии с п. 4 ст. 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной компании, компании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования - немедленно. В связи с чем, просит признать незаконными бездействия ТИК Пермского муниципального района по ответу на его заявление, по выдаче копий документов, обязать ТИК Пермского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ выдать копии запрашиваемых документов.

Заявитель Чегодаев З.Н. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, что подтверждается телефонограммой.

Представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района Алексеева О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления, указав, что заявление Чегодаева З.Н. поступило по электронной почте, заявителю разъяснили, что в соответствии с нормами ст. 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» члены комиссии, которым он является, имеют право знакомиться со всеми документами, получать их копии, но документа, который он запрашивал, а именно информацию об всех участковых избирательных комиссиях с адресами и составами, с указанием ФИО их членов у них нет. В устной форме Чегодаеву З.Н. было об этом сообщено, что решение о формировании комиссий по каждой участковой избирательной комиссии принимается с указанием её членов, затем принимается решение о назначении председателя комиссии, решение о предоставлении помещения комиссии принимается органами местного самоуправления, что также было разъяснено Чегодаеву З.Н. Кроме того, все решения о формировании участковых избирательных комиссий, адреса участков и членов комиссий официального опубликованы в официальных изданиях Пермского муниципального района: Бюллетене Муниципального образования «Пермский муниципальный район» и в газете «Нива», а также информация размещена на сайте избирательной комиссии Пермского края, соответственно сведения являются общедоступными. Также у заявителя была запрошена информация о конкретизации документов, которые он хочет получить, после чего с уточненными требованиями Чегодаев З.Н. в ТИК Пермского муниципального района не обращался.

    Суд, заслушав объяснения представителя заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования удовлетворению не подлежат в связи с отсутствием нарушения избирательного права заявителя, приходит к следующему.

Согласно положениям ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.07.2014 года № 1483-О, согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 15, части 1 и 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).

Право на свободные выборы и гарантирующая его реализацию обязанность государства проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в условиях, обеспечивающих свободное волеизъявление народа, закреплены в Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 3 Протокола № 1). Международный пакт о гражданских и политических правах также исходит из того, что каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность принимать участие в государственных делах как непосредственно, так и через свободно избранных представителей, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании (статья 25).

В соответствии с Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (подписана в городе Кишиневе 07.10.2002 года) каждый гражданин по достижении установленного возраста имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы народного (национального) представительства на выборные должности на условиях и в порядке, предусмотренных конституцией и законами (подпункт «а» статьи 2); соблюдение принципа справедливых выборов должно обеспечивать создание равных правовых условий для всех участников избирательного процесса (пункт 1 статьи 10).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме определяются Федеральным законом от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) с последующими внесёнными в него изменениями и дополнениями, имеющим прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (п.п. 1 и 2 ст. 1).

Гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные данным Федеральным законом, могут устанавливаться Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Порядок назначения, подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае регулируется Законом Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».

Решением Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 25.06.2014 года № 466 назначены выборы депутатов Земского Собрания Пермского муниципального района шестого созыва на ДД.ММ.ГГГГ года.

Заявитель Чегодаев З.Н. является членом территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района с правом совещательного голоса, назначенным кандидатом в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района VI созыва по одномандатному избирательному округу К. (л.д. 4).

В силу п.п. «г» п. 23 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ (ред. от 04.06.2014 года) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий.

Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ (ред. от 02.07.2013 года) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 11 минут Чегодаев З.Н., являющийся членом ТИК Пермского муниципального района с правом совещательного голоса, обратился в ТИК Пермского муниципального района с заявлением, направленным электронной почтой, о предоставлении заверенных копий документов – информации об участковых избирательных комиссиях с указанием их составов, адресов, ФИО их членов (л.д. 5).

Впоследствии заявитель обратился в суд с настоящим заявлением о признании бездействия ТИК Пермского района незаконными, в обоснование заявленных требований ссылался на то, что в соответствии п. 4 ст. 20 Федерального закона № 67-ФЗ не получил письменный ответ в пятидневный срок.

Согласно п. 4 ст. 20 приведенного Федерального закона № 67-ФЗ комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.

Как усматривается из содержания заявления Чегодаева З.Н., направленного по электронной почте в адрес ТИК Пермского муниципального района, приведенное обращение не содержит сведений о нарушении закона, по которым требуется проведение проверки и дача соответствующего письменного ответа в установленный п. 4 ст. 20 Федерального закона № 67-ФЗ срок. Из заявления Чегодаева З.Н. следует, что он просит предоставить информацию об участковых избирательных комиссиях с указанием их составов, адресов, ФИО их членов.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что нарушений со стороны ТИК Пермского муниципального района п. 4 ст. 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не усматривается, нормы приведенного закона не предусматривают сроки рассмотрения таких обращений, поэтому его обращение подлежало рассмотрению в разумные сроки.

Поскольку Чегодаев З.Н. обратился с приведенным заявлением в ТИК Пермского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ года, в суд обратился - ДД.ММ.ГГГГ года, данное обстоятельство не свидетельствует о нарушении разумных сроков рассмотрения его обращения.

Кроме того, в силу ст. 46 Закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК (ред. от 03.07.2014) «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» информационное обеспечение выборов осуществляется с использованием государственных, муниципальных и негосударственных организаций телерадиовещания, редакций государственных, муниципальных и негосударственных периодических печатных изданий.

Таким образом, с учетом положений ст. 46 Закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК (ред. от 03.07.2014) «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» решения ТИК Пермского муниципального района о формировании участковых избирательных комиссий с указанием их составов, ФИО их членов опубликован в Бюллетене Муниципального образования «Пермский муниципальный район» № 11 (222) от 16.04.2013 года, а список избирательных участков опубликован в газете «НИВА» от 04.09.2014 года № 35 (8268-1), что не препятствовало получить испрашиваемую информацию Чегодаевым З.Н. из средств массовой информации, поскольку они являются общедоступными.

Кроме того, на основании статьи 18 Федерального закона от 10.01.2003 года № 20-ФЗ (ред. от 12.03.2014 года) «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, члены избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных, территориальных избирательных комиссий, комиссий референдума, работники аппаратов этих комиссий и работники, обеспечивающие использование ГАС «Выборы», если такая информация необходима для выполнения ими своих должностных или служебных обязанностей, имеют право доступа к информационным ресурсам ГАС «Выборы», содержащим персональные данные. Право доступа к информационным ресурсам ГАС «Выборы» всех уровней, не содержащим персональных данных, имеют члены и работники аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, работники Федерального центра информатизации.

Согласно статье 16 Федерального закона «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» информационные ресурсы ГАС «Выборы» включают в себя:

1) персональные данные об избирателях, участниках референдума, о выдвинутых кандидатах, зарегистрированных кандидатах на выборную должность, об избранных кандидатах, о доверенных лицах, об уполномоченных представителях, о членах избирательных комиссий, комиссий референдума. Перечень таких данных устанавливается федеральными законами;

2) информацию о ходе и об итогах голосования;

3) картографическую информацию об административно-территориальном делении федерального и регионального уровней, о территориальном устройстве муниципальных образований, используемую при подготовке и проведении выборов и референдума;

4) информацию, связанную с деятельностью избирательных комиссий, комиссий референдума;

5) информацию о нормативных правовых актах о выборах и референдуме;

6) иную информацию, предусмотренную федеральными законами, нормативными правовыми актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Таким образом, Чегодаев З.Н., являющийся членом территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района с правом совещательного голоса, правомочен был получить данные о членах избирательных комиссий с информационного ресурса ГАС «Выборы».

В соответствии с ч. 1 ст. 259 Гражданского процессуального кодекса РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Оспариваемое заявителем бездействие не содержит в себе властных распоряжений, предписаний адресованных непосредственно заявителю, а, следовательно, и не порождает непосредственно для заявителя никаких правовых последствий.

Также следует отметить, что ТИК Пермского муниципального района 14.09.2014 года члену территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района с правом совещательного голоса Чегодаеву З.Н. подготовлен ответ на его обращение за № 01-17/250, из которого следует, что информация о составах и местах нахождения УИК была официально опубликована в Бюллетене муниципального образования «Пермский муниципальный район» от 16.04.2014 года и в муниципальной газете «Нива» от 04.09.2014 года и является общедоступной; учитывая ее значительный объем, она будет предоставлена ему по электронной почте на адрес, с которого поступило заявление.

Данное обстоятельство не свидетельствует о наличии какого-либо бездействия со стороны ТИК Пермского муниципального района по обращению заявителя.

В связи с тем, что каких-либо нарушений избирательных прав заявителя со стороны ТИК Пермского муниципального района судом не установлено, заявление Чегодаева З.Н. удовлетворению не подлежит.

    Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления члена территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района с правом совещательного голоса Чегодаева З.Н. о признании незаконными бездействия Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района об оставлении заявления по выдаче копий документов без ответа; возложении обязанности по выдаче копий документов, содержащих информацию об избирательных комиссиях отказать.    

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение пяти дней со дня принятия указанного решения.

    Судья (подпись)

Копия верна:

Судья                                     М.В. Степанова

Справка.

Решение изготовлено в окончательной форме 15 сентября 2014 года.

Судья                                     М.В. Степанова

2-2415/2014 ~ М-2215/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Чегодаев Захар Николаевич
Другие
Территориальная избирательная комиссия Пермского муниципального района
Суд
Пермский районный суд Пермского края
Судья
Степанова Мария Владимировна
Дело на странице суда
permsk--perm.sudrf.ru
14.09.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.09.2014Передача материалов судье
14.09.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.09.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.09.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2014Судебное заседание
15.09.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.03.2015Дело оформлено
25.03.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее