РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 марта 2022 г. с. Красный Яр
Красноярский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Абишева М.С.,
при секретаре судебного заседания Гришиной Н.А.,
с участием прокурора Гаврилова А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-279/2022по исковому заявлению прокурора Красноярского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Визит» об обязании ответчика оборудовать здание специальным устройством, обеспечивающим беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры маломобильных групп населения (инвалидов),
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красноярского района Самарской области обратился в Красноярский районный суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Визит» об обязании обеспечить инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, а именно: обустроить вход в здание магазина «Дежурный» по адресу: <адрес>, пандусом в соответствии с требованиями действующего законодательства либо, в случае отсутствия технической возможности обустройства пандуса, установить в пределах досягаемости наружное вызывное устройство или средство связи с персоналом в зоне наружной лестницы при входе в указанный объект и осуществить согласование с общественным объединением инвалидов и применить иные меры для обеспечения доступа инвалидов, использующих кресло-коляски, к объекту социальной инфраструктуры.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что прокуратурой Красноярского района по результатам проведенной проверки в сфере социальной защиты инвалидов установлено, что в нарушение требований законодательства ООО «Визит» не приняты меры по оборудованию входа в здание магазина «Дежурный» по адресу: <адрес> подъездным пандусом, а также вызывным устройством или средством связи с персоналом в зоне наружной лестницы при входе в указанный объект, т.е. специальным устройством обеспечивающим беспрепятственный доступ к зданию маломобильных групп населения в частности инвалидов.
Непринятие мер по оборудованию здания магазина «Дежурный» подъездным пандусом, а также вызывным устройством или средством связи с персоналом в зоне наружной лестницы при входе в указанный объект, обеспечивающим доступность здания для граждан, имеющих инвалидность, нарушает право инвалидов на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных и других прав.
Отсутствие подъездного пандуса, а также вызывного устройства или средства связи с персоналом в зоне наружной лестницы при входе в указанный объект, т.е. специальным устройством, затрудняет беспрепятственный доступ лиц с ограниченными возможностями к социально-значимым объектам, что нарушает права и интересы названной категории граждан на равное с другими участие в жизни общества.
В судебном заседании прокурор Гаврилова А.Э. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Визит» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Третье лицо ИП Насыров Р.Х. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных государством.
В силу статьи 9 "Конвенции о правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".
На основании ст. 15 Федерального Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным: зданиям, строениям и сооружениям, спортивным, сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Таким образом, в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Положения Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" о необходимости создания инвалидам и другим маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) носят императивный характер.
Закрепляющее названную обязанность положение части первой статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ носит общий характер, конкретизация данного положения, в частности в законодательстве о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании, определяет деятельность органов местного самоуправления и иных управомоченных субъектов в указанной сфере. Одним из средств конкретизации положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов и перил. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (статьи 3, 8, 12, 15, 30).
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные, лица местного самоуправления:, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Как следует из материалов дела и установлено судом прокуратурой Красноярского района по результатам проведенной проверки в сфере социальной защиты инвалидов установлено, что в нарушение требований законодательства ООО «Визит» не приняты меры по оборудованию входа в здание магазина «Дежурный» по адресу: <адрес> подъездным пандусом, а также вызывным устройством или средством связи с персоналом в зоне наружной лестницы при входе в указанный объект, т.е. специальным устройством обеспечивающим беспрепятственный доступ к зданию маломобильных групп населения в частности инвалидов.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2020 № 904/пр утвержден Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001. (далее-СП 59.13330.2020).
В силу п. 6.1.1, п. 6.1.2 СП 59.13330.2020, в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для Ml Н, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды.
Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей, по заданию на проектирование.
Высоту панелей вызова таких устройств следует принимать с учетом 8.1.7.
Применение на обязательной основе п. 6.1.2 обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Постановление Правительства РФ от 28.05.2021 № 815).
В доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни.
Применение для инвалидов вместо пандусов аппарелей не допускается.
Параметры наружного пандуса входных групп следует принимать по 5.1.14 - 5.1.16.
При перепаде высот входной площадки и поверхности тротуара не более 0,2 м допускается не менее чем с одной стороны устраивать пандус без поручня с уклоном не более 100%. Так, п.п. 5.1 14-5.1.17 СП 59.13330.2020 предусмотрено, что у внешних лестниц для подъема МГН следует предусматривать: - пандусы при перепаде высот от 0,14 м до 6,0 м; - платформы подъемные с вертикальным перемещением по ГОСТ Р 55555 при перепаде высот до 3,0 м.; - лифты при перепаде высот от 3,0 м и более.
В районах северной строительно-климатической зоны строительства по СП 131.13330 применение платформ подъемных с вертикальным перемещением в неотапливаемой шахте не допускается.
Длину одного марша пандуса с учетом продольного уклона принимают по таблице 5.1.
На участках пешеходных путей с максимальной расчетной интенсивностью движения пешеходов в двух направлениях до 2400 чел./ч ширину прохожей части пандуса, применяемого совместно с лестницей, назначают по расчету согласно СП 42.13330 и СП 35.13330, но не менее 0,9 м, а при интенсивности движения пешеходов более 2400 чел./ч - не менее 1,8 м.
Горизонтальные площадки перед началом и после завершения пандуса должны быть с размерами прохожей части, не менее: - на общих путях движения с встречным движением - ширина - 1,8 м, длина - 1,5 м, при каждом изменении направления пандуса - 1,8 х 1,8 м; - при движении в одном направлении - ширина - 1,5 м, длина - 1,5 м, при каждом изменении направления пандуса - 1,5 х 1,5 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м.
Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика).
Ширина марша пандуса (расстояние между поручнями ограждений пандуса) с движением в одном направлении должна быть в пределах от 0,9 до 1,0 м. Поверхность пандуса должна быть нескользкой с учетом требований 5.1.11. В качестве поверхности пандуса допускается использовать металлические решетки. Размеры ячеек должны соответствовать требованиям 5.1.18. При этом конструкция пандуса должна выдерживать нагрузку не менее 250 кг/м2 с прогибом не более 5 мм.
При применении для пандусов металлических решеток из просечно-вытяжного листа допускается максимальный размер ячеек в направлении движения - 20 мм. Поверхность пандуса должна быть нескользкой, выделена цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности.
В местах изменения уклонов необходимо устанавливать искусственное освещение не менее 100 лк на уровне поверхности пешеходного пути.
Таким образом, действие данных правил распространяется также и на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд маломобильных групп населения.
Круг лиц с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в использовании подъездного пандуса не может быть заранее определён ни по количеству, ни по персональному составу, в связи с чем является неопределённым.
В судебном заседании судом было установлено, что ответчиком не выполнены работы по обустройству входа в здание магазина «Дежурный» по адресу: <адрес>, что нарушает права и интересы названной категории граждан на равное с другими участие в жизни общества.
На основании изложенного, оценивая собранные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку установлено, что ответчиком ООО «Визит» не выполнены работы по обустройству входа в здание магазина «Дежурный» по адресу: <адрес>.
В силу требований ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту социальных прав гражданин РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 7 Конституции РФ, ст.ст. 2, 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, ст.ст. 45, 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Красноярского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Визит» об обязании ответчика оборудовать здание специальным устройством, обеспечивающим беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры маломобильных групп населения (инвалидов), удовлетворить.
Обязать ООО «Визит» обеспечить инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, а именно: обустроить вход в здание магазина «Дежурный» по адресу: <адрес>, пандусом в соответствии с требованиями действующего законодательства либо, в случае отсутствия технической возможности обустройства пандуса, установить в пределах досягаемости наружное вызывное устройство или средство связи с персоналом в зоне наружной лестницы при входе в указанный объект и осуществить согласование с общественным объединением инвалидов и применить иные меры для обеспечения доступа инвалидов, использующих кресло-коляски, к объекту социальной инфраструктуры.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноярский районный суд Самарской области суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение подлежит изготовлению ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Абишев М.С.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья_____________________________Абишев М.С.