Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-279/2022 ~ М-2245/2021 от 30.12.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    04 марта 2022 г.    с. Красный Яр

Красноярский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Абишева М.С.,

при секретаре судебного заседания Гришиной Н.А.,

с участием прокурора Гаврилова А.Э.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-279/2022по исковому заявлению прокурора Красноярского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Визит» об обязании ответчика оборудовать здание специальным устройством, обеспечивающим беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры маломобильных групп населения (инвалидов),

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Красноярского района Самарской области обратился в Красноярский районный суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Визит» об обязании обеспечить инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, а именно: обустроить вход в здание магазина «Дежурный» по адресу: <адрес>, пандусом в соответствии с требованиями действующего законодательства либо, в случае отсутствия технической возможности обустройства пандуса, установить в пределах досягаемости наружное вызывное устройство или средство связи с персоналом в зоне наружной лестницы при входе в указанный объект и осуществить согласование с общественным объединением инвалидов и применить иные меры для обеспечения доступа инвалидов, использующих кресло-коляски, к объекту социальной инфраструктуры.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что прокуратурой Красноярского района по результатам проведенной проверки в сфере социальной защиты инвалидов установлено, что в нарушение требований законодательства ООО «Визит» не приняты меры по оборудованию входа в здание магазина «Дежурный» по адресу: <адрес> подъездным пандусом, а также вызывным устройством или средством связи с персоналом в зоне наружной лестницы при входе в указанный объект, т.е. специальным устройством обеспечивающим беспрепятственный доступ к зданию маломобильных групп населения в частности инвалидов.

Непринятие мер по оборудованию здания магазина «Дежурный» подъездным пандусом, а также вызывным устройством или средством связи с персоналом в зоне наружной лестницы при входе в указанный объект, обеспечивающим доступность здания для граждан, имеющих инвалидность, нарушает право инвалидов на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных и других прав.

Отсутствие подъездного пандуса, а также вызывного устройства или средства связи с персоналом в зоне наружной лестницы при входе в указанный объект, т.е. специальным устройством, затрудняет беспрепятственный доступ лиц с ограниченными возможностями к социально-значимым объектам, что нарушает права и интересы названной категории граждан на равное с другими участие в жизни общества.

В судебном заседании прокурор Гаврилова А.Э. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «Визит» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Третье лицо ИП Насыров Р.Х. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных государством.

В силу статьи 9 "Конвенции о правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".

На основании ст. 15 Федерального Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным: зданиям, строениям и сооружениям, спортивным, сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Таким образом, в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Положения Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" о необходимости создания инвалидам и другим маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) носят императивный характер.

Закрепляющее названную обязанность положение части первой статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ носит общий характер, конкретизация данного положения, в частности в законодательстве о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании, определяет деятельность органов местного самоуправления и иных управомоченных субъектов в указанной сфере. Одним из средств конкретизации положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов и перил. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (статьи 3, 8, 12, 15, 30).

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные, лица местного самоуправления:, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Как следует из материалов дела и установлено судом прокуратурой Красноярского района по результатам проведенной проверки в сфере социальной защиты инвалидов установлено, что в нарушение требований законодательства ООО «Визит» не приняты меры по оборудованию входа в здание магазина «Дежурный» по адресу: <адрес> подъездным пандусом, а также вызывным устройством или средством связи с персоналом в зоне наружной лестницы при входе в указанный объект, т.е. специальным устройством обеспечивающим беспрепятственный доступ к зданию маломобильных групп населения в частности инвалидов.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2020 № 904/пр утвержден Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001. (далее-СП 59.13330.2020).

В силу п. 6.1.1, п. 6.1.2 СП 59.13330.2020, в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для Ml Н, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды.

Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей, по заданию на проектирование.

Высоту панелей вызова таких устройств следует принимать с учетом 8.1.7.

Применение на обязательной основе п. 6.1.2 обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Постановление Правительства РФ от 28.05.2021 № 815).

В доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни.

Применение для инвалидов вместо пандусов аппарелей не допускается.

Параметры наружного пандуса входных групп следует принимать по 5.1.14 - 5.1.16.

При перепаде высот входной площадки и поверхности тротуара не более 0,2 м допускается не менее чем с одной стороны устраивать пандус без поручня с уклоном не более 100%. Так, п.п. 5.1 14-5.1.17 СП 59.13330.2020 предусмотрено, что у внешних лестниц для подъема МГН следует предусматривать: -    пандусы при перепаде высот от 0,14 м до 6,0 м; -    платформы подъемные с вертикальным перемещением по ГОСТ Р 55555 при перепаде высот до 3,0 м.; - лифты при перепаде высот от 3,0 м и более.

В районах северной строительно-климатической зоны строительства по СП 131.13330 применение платформ подъемных с вертикальным перемещением в неотапливаемой шахте не допускается.

Длину одного марша пандуса с учетом продольного уклона принимают по таблице 5.1.

На участках пешеходных путей с максимальной расчетной интенсивностью движения пешеходов в двух направлениях до 2400 чел./ч ширину прохожей части пандуса, применяемого совместно с лестницей, назначают по расчету согласно СП 42.13330 и СП 35.13330, но не менее 0,9 м, а при интенсивности движения пешеходов более 2400 чел./ч - не менее 1,8 м.

Горизонтальные площадки перед началом и после завершения пандуса должны быть с размерами прохожей части, не менее: -    на общих путях движения с встречным движением - ширина - 1,8 м, длина - 1,5 м, при каждом изменении направления пандуса - 1,8 х 1,8 м; -    при движении в одном направлении - ширина - 1,5 м, длина - 1,5 м, при каждом изменении направления пандуса - 1,5 х 1,5 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м.

Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика).

Ширина марша пандуса (расстояние между поручнями ограждений пандуса) с движением в одном направлении должна быть в пределах от 0,9 до 1,0 м. Поверхность пандуса должна быть нескользкой с учетом требований 5.1.11. В качестве поверхности пандуса допускается использовать металлические решетки. Размеры ячеек должны соответствовать требованиям 5.1.18. При этом конструкция пандуса должна выдерживать нагрузку не менее 250 кг/м2 с прогибом не более 5 мм.

При применении для пандусов металлических решеток из просечно-вытяжного листа допускается максимальный размер ячеек в направлении движения - 20 мм. Поверхность пандуса должна быть нескользкой, выделена цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности.

В местах изменения уклонов необходимо устанавливать искусственное освещение не менее 100 лк на уровне поверхности пешеходного пути.

Таким образом, действие данных правил распространяется также и на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд маломобильных групп населения.

Круг лиц с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в использовании подъездного пандуса не может быть заранее определён ни по количеству, ни по персональному составу, в связи с чем является неопределённым.

В судебном заседании судом было установлено, что ответчиком не выполнены работы по обустройству входа в здание магазина «Дежурный» по адресу: <адрес>, что нарушает права и интересы названной категории граждан на равное с другими участие в жизни общества.

На основании изложенного, оценивая собранные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку установлено, что ответчиком ООО «Визит» не выполнены работы по обустройству входа в здание магазина «Дежурный» по адресу: <адрес>.

В силу требований ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту социальных прав гражданин РФ.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. 7 Конституции РФ, ст.ст. 2, 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, ст.ст. 45, 194 – 199 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л :

    Исковые требования прокурора Красноярского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Визит» об обязании ответчика оборудовать здание специальным устройством, обеспечивающим беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры маломобильных групп населения (инвалидов), удовлетворить.

    Обязать ООО «Визит» обеспечить инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, а именно: обустроить вход в здание магазина «Дежурный» по адресу: <адрес>, пандусом в соответствии с требованиями действующего законодательства либо, в случае отсутствия технической возможности обустройства пандуса, установить в пределах досягаемости наружное вызывное устройство или средство связи с персоналом в зоне наружной лестницы при входе в указанный объект и осуществить согласование с общественным объединением инвалидов и применить иные меры для обеспечения доступа инвалидов, использующих кресло-коляски, к объекту социальной инфраструктуры.

    Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноярский районный суд Самарской области суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    В окончательной форме решение подлежит изготовлению ДД.ММ.ГГГГ.

    Судья    Абишев М.С.

    В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

    Судья_____________________________Абишев М.С.

2-279/2022 ~ М-2245/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Красноярского района Самарской области
Ответчики
ООО "Визит"
Другие
ИП Насыров Руслан Хамзяевич
Суд
Красноярский районный суд Самарской области
Судья
Абишев М.С.
Дело на странице суда
krasnoiarsky--sam.sudrf.ru
30.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.12.2021Передача материалов судье
11.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.02.2022Подготовка дела (собеседование)
07.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.03.2022Судебное заседание
11.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.04.2022Дело оформлено
14.04.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее