Дело №2а-3263/21
Строка 3.020 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления)
УИД № 36RS0004-01-2021-003205-25
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29.09.2021 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Жмудь Р.С.,
с участием: представителя административного истца по ордеру и доверенности Богдановой С.Ю., представителя административного ответчика по доверенности Горбачевой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Боченковой Натальи Александровны к департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным решения об отказе во включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Воронежской области, возложение обязанности устранить допущенное нарушение прав,
УСТАНОВИЛ:
Боченкова Наталья Александровна обратилась в суд с административным иском к департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным решения об отказе во включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Воронежской области, возложение обязанности устранить допущенное нарушение прав.
В административном иске указано, что административный истец Боченкова (Ловчикова) Наталья Александровна, ДД.ММ.ГГГГ., осталась без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Ее отец, ФИО4, умер ДД.ММ.ГГГГ Ее мать, ФИО5, была лишена родительских прав решением Семилукского районного народного суда Воронежской области ДД.ММ.ГГГГг. В период с 05.04.1995г. по 31.08.1999г. истец находилась на полном государственном обеспечении, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, обучалась в казенном образовательном учреждении Воронежской области «Землянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат YII вида для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья». По окончании 9 класса она обучалась в СПТУ №12 г.Воронежа в период с 07.09.1999г. по 29.06.2001г. При этом, постановление о направлении ее для устройства под надзор для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отсутствует.
Постановлением Нижневедугской сельской администрации Семилукского района Воронежской области №8 от 03.02.1999г. за истцом и ее сестрой, ФИО6, закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>.
Постановлением Администрации Нижневедугского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области №156 от 03.06.2013г. жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания.
Решением от 06.09.2019г. установлен факт нахождения Боченковой Н.А. без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте в период с 05.04.1995г. по 23.07.2001г.
Приказом департамента социальной защиты Воронежской области от 26.03.2021г. №604/ОД административному истцу отказано во включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Воронежской области.
Принимая данное решение, административный ответчик указал, что Боченкова Н.А. проживает на территории Ярославской области по адресу: <адрес> на момент поступления в департамент социальной защиты Воронежской области заявления о включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, она достигла 37-летнего возраста. Документы, подтверждающие обращение в соответствующие органы до достижения 23 - летнего возраста по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего законодательно предусмотренное право на обеспечение жилым помещением заявителем не представлены.
С принятым решением административный истец не согласна по следующим основаниям.
Ссылаясь на ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ, п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п.1 ст. 21.1 Закона Воронежской области от 20.11.2007г. N131-03 «О специализированном жилищном фонде Воронежской области» административный истец указывает, что в отношении нее уполномоченными органами в нарушение закона не было вынесено постановление о направлении ее для устройства под надзор для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Только решением от 06.09.2019г. установлен факт нахождения истца Боченковой Н.А. без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте в период с 05.04.1995г. по 23.07.2001г. Таким образом, с 18 до 23 лет истец не могла обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченные органы по независящим от нее причинам.
После установления факта нахождения административного истца без попечения родителей в несовершеннолетним возрасте в период с 05.04.1995г. по 23.07.2001г. ей было направлено заявление с пакетом документов в департамент социальной защиты населения Воронежской области, который отказал истцу во включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Воронежской области.
Жилое помещение, которое было за истцом закреплено, признано в установленном законом порядке не пригодным для проживания.
Ссылаясь на Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, а также на указанные выше фактические обстоятельства, административный истец считает, что имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма помещения.
Считая свои права нарушенными, административный истец обратилась в суд и просит:
признать незаконным приказ департамента социальной защиты Воронежской области от 26.03.2021 года №604/ОД, которым Боченковой Наталье Александровне отказано во включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относятся к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Воронежской области; восстановить срок на подачу заявления о включении в список; обязать включить Боченкову Наталью Александровну, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в очередь в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относятся к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Воронежской области.
Административный истец Боченкова Н.А., административные ответчики руководитель департамента социальной защиты Воронежской области Сергеева О.В., первый заместитель руководителя департамента социальной защиты Воронежской области Мандрыкина М.Б. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом.
Кроме того, информация о дате и времени проведения судебного заседания заблаговременно размещена на официальном сайте Ленинского районного суда г. Воронежа.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.ст.150, 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель административного истца по доверенности Богданова С.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика департамента социальной защиты Воронежской области по доверенности Горбачева Т.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, в том числе, указав на законность и обоснованность оспариваемого решения.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст.226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца.
На административного ответчика судом возложена обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных актов, устанавливающих полномочия, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратилась в суд с настоящим иском 18.05.2021 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента вынесения оспариваемого решения от 26.03.2021 года.
Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 02.03.2021 года административный истец Боченкова Наталья Александровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, направила по почте в департамент социальной защиты Воронежской области заявление о включении ее в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, приложив соответствующие документы (л.д.70-94).
Приказом департамента социальной защиты Воронежской области №604/ОД от 26.03.2021 года, Боченковой Н.А. отказано во включении в данный список со ссылкой на то, что на момент обращения с указанным заявлением она достигла 37-летнего возраста, при этом, документов, подтверждающих ее обращение в соответствующие органы до достижения 23-летнего возраста по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего законодательно предусмотренное право на обеспечение жилым помещением, не представлено.
При этом предоставление жилого помещения лицам из числа указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно только при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Также в оспариваемом отказе указано, что согласно представленным документам Боченкова Н.А. проживает на территории Ярославской области по адресу: <адрес> (л.д.64-66).
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, исходя из указанной нормы закона, решение о предоставлении лицу указанной категории благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений принимает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанного лица.
Согласно п.4 Приказа ДСЗ Воронежской обл. от 12.12.2019 N71/н "О реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений" прием заявлений о включении в Список осуществляется казенными учреждениями Воронежской области "Управление социальной защиты населения" городского округа город Нововоронеж, Борисоглебского городского округа, районов г. Воронежа и Воронежской области по месту жительства (пребывания) детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет (далее - уполномоченная организация).
Из материалов дела следует, что на момент подачи административным истцом заявления о включении ее в список лиц данной категории, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, она являлась собственником ? доли в общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 11.03.2021 года №.
При этом, согласно копии паспорта с пропиской административный истец на дату обращения к ответчику с указанным заявлением, была с 2005 года зарегистрирована бессрочно по адресу: <адрес>, где она зарегистрирована и в настоящее время (л.д.73-74).
Таким образом, принимать решение о включении административного истца в список лиц данной категории в целях обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда должен соответствующий уполномоченной орган Ярославской области по месту жительства административного истца.
В силу пункта 9 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Пункт 3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ предусматривает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее – Правила).
Согласно п.3 Правил в список включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
В соответствии с пп. «г» п.4 Правил заявление о включении в список по месту жительства лиц, указанных в пункте 3 настоящих Правил, подают лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 года, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому суды выясняли причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В случае признания таких причин уважительными суды удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, которое было принято на учет нуждающихся в жилом помещении до 23-летнего возраста, не может служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено в период до достижения возраста 23 лет.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 05.08.2019 года по гражданскому делу №2-3812/2019, вступившим в законную силу 06.09.2019 года, установлен факт нахождения истца Боченковой Н.А. без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте в период с 05.04.1995 года по 23.07.2001 года, в удовлетворении требований к департаменту социальной защиты Воронежской области об обязании принять решение о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей отказано (л.д.13-17).
При этом, с заявлением о включении в список лиц данной категории, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в департамент социальной защиты Воронежской области административный истец Боченкова Н.А. обратилась только в марте 2021 года, то есть спустя полтора года с даты вступления в силу решения суда, подтверждающего наличие у нее оснований для льготного обеспечения жилым помещением.
Кроме того, из материалов дела следует, что после вынесения постановления администрацией Нижневедугского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области №156 от 03.06.2013 года о признании жилого дома истца, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания, Боченкова Н.А. обратилась в суд для установления факта нахождения без попечения родителей в целях решения вопросов, связанных с получением специализированного жилого помещения только в 2019 году, когда ей было уже 36 лет и спустя шесть лет с момента возникновения такого права после признания дома непригодным для проживания.
Доказательств невозможности своевременного обращения в уполномоченный орган в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, административный истец суду не представила.
С учетом изложенного, суд не находит правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Боченковой Натальи Александровны о признании незаконным приказ департамента социальной защиты Воронежской области от 26.03.2021 года №604/ОД, которым Боченковой Наталье Александровне отказано во включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относятся к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Воронежской области; восстановлении срока на подачу заявления о включении в список; обязании включить Боченкову Наталью Александровну, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в очередь в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относятся к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Воронежской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 13.10.2021 года
Дело №2а-3263/21
Строка 3.020 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления)
УИД № 36RS0004-01-2021-003205-25
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29.09.2021 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Жмудь Р.С.,
с участием: представителя административного истца по ордеру и доверенности Богдановой С.Ю., представителя административного ответчика по доверенности Горбачевой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Боченковой Натальи Александровны к департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным решения об отказе во включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Воронежской области, возложение обязанности устранить допущенное нарушение прав,
УСТАНОВИЛ:
Боченкова Наталья Александровна обратилась в суд с административным иском к департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным решения об отказе во включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Воронежской области, возложение обязанности устранить допущенное нарушение прав.
В административном иске указано, что административный истец Боченкова (Ловчикова) Наталья Александровна, ДД.ММ.ГГГГ., осталась без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Ее отец, ФИО4, умер ДД.ММ.ГГГГ Ее мать, ФИО5, была лишена родительских прав решением Семилукского районного народного суда Воронежской области ДД.ММ.ГГГГг. В период с 05.04.1995г. по 31.08.1999г. истец находилась на полном государственном обеспечении, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, обучалась в казенном образовательном учреждении Воронежской области «Землянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат YII вида для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья». По окончании 9 класса она обучалась в СПТУ №12 г.Воронежа в период с 07.09.1999г. по 29.06.2001г. При этом, постановление о направлении ее для устройства под надзор для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отсутствует.
Постановлением Нижневедугской сельской администрации Семилукского района Воронежской области №8 от 03.02.1999г. за истцом и ее сестрой, ФИО6, закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>.
Постановлением Администрации Нижневедугского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области №156 от 03.06.2013г. жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания.
Решением от 06.09.2019г. установлен факт нахождения Боченковой Н.А. без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте в период с 05.04.1995г. по 23.07.2001г.
Приказом департамента социальной защиты Воронежской области от 26.03.2021г. №604/ОД административному истцу отказано во включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Воронежской области.
Принимая данное решение, административный ответчик указал, что Боченкова Н.А. проживает на территории Ярославской области по адресу: <адрес> на момент поступления в департамент социальной защиты Воронежской области заявления о включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, она достигла 37-летнего возраста. Документы, подтверждающие обращение в соответствующие органы до достижения 23 - летнего возраста по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего законодательно предусмотренное право на обеспечение жилым помещением заявителем не представлены.
С принятым решением административный истец не согласна по следующим основаниям.
Ссылаясь на ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ, п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п.1 ст. 21.1 Закона Воронежской области от 20.11.2007г. N131-03 «О специализированном жилищном фонде Воронежской области» административный истец указывает, что в отношении нее уполномоченными органами в нарушение закона не было вынесено постановление о направлении ее для устройства под надзор для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Только решением от 06.09.2019г. установлен факт нахождения истца Боченковой Н.А. без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте в период с 05.04.1995г. по 23.07.2001г. Таким образом, с 18 до 23 лет истец не могла обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченные органы по независящим от нее причинам.
После установления факта нахождения административного истца без попечения родителей в несовершеннолетним возрасте в период с 05.04.1995г. по 23.07.2001г. ей было направлено заявление с пакетом документов в департамент социальной защиты населения Воронежской области, который отказал истцу во включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Воронежской области.
Жилое помещение, которое было за истцом закреплено, признано в установленном законом порядке не пригодным для проживания.
Ссылаясь на Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, а также на указанные выше фактические обстоятельства, административный истец считает, что имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма помещения.
Считая свои права нарушенными, административный истец обратилась в суд и просит:
признать незаконным приказ департамента социальной защиты Воронежской области от 26.03.2021 года №604/ОД, которым Боченковой Наталье Александровне отказано во включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относятся к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Воронежской области; восстановить срок на подачу заявления о включении в список; обязать включить Боченкову Наталью Александровну, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в очередь в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относятся к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Воронежской области.
Административный истец Боченкова Н.А., административные ответчики руководитель департамента социальной защиты Воронежской области Сергеева О.В., первый заместитель руководителя департамента социальной защиты Воронежской области Мандрыкина М.Б. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом.
Кроме того, информация о дате и времени проведения судебного заседания заблаговременно размещена на официальном сайте Ленинского районного суда г. Воронежа.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.ст.150, 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель административного истца по доверенности Богданова С.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика департамента социальной защиты Воронежской области по доверенности Горбачева Т.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, в том числе, указав на законность и обоснованность оспариваемого решения.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст.226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца.
На административного ответчика судом возложена обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных актов, устанавливающих полномочия, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратилась в суд с настоящим иском 18.05.2021 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента вынесения оспариваемого решения от 26.03.2021 года.
Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 02.03.2021 года административный истец Боченкова Наталья Александровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, направила по почте в департамент социальной защиты Воронежской области заявление о включении ее в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, приложив соответствующие документы (л.д.70-94).
Приказом департамента социальной защиты Воронежской области №604/ОД от 26.03.2021 года, Боченковой Н.А. отказано во включении в данный список со ссылкой на то, что на момент обращения с указанным заявлением она достигла 37-летнего возраста, при этом, документов, подтверждающих ее обращение в соответствующие органы до достижения 23-летнего возраста по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего законодательно предусмотренное право на обеспечение жилым помещением, не представлено.
При этом предоставление жилого помещения лицам из числа указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно только при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Также в оспариваемом отказе указано, что согласно представленным документам Боченкова Н.А. проживает на территории Ярославской области по адресу: <адрес> (л.д.64-66).
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, исходя из указанной нормы закона, решение о предоставлении лицу указанной категории благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений принимает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанного лица.
Согласно п.4 Приказа ДСЗ Воронежской обл. от 12.12.2019 N71/н "О реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений" прием заявлений о включении в Список осуществляется казенными учреждениями Воронежской области "Управление социальной защиты населения" городского округа город Нововоронеж, Борисоглебского городского округа, районов г. Воронежа и Воронежской области по месту жительства (пребывания) детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет (далее - уполномоченная организация).
Из материалов дела следует, что на момент подачи административным истцом заявления о включении ее в список лиц данной категории, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, она являлась собственником ? доли в общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 11.03.2021 года №.
При этом, согласно копии паспорта с пропиской административный истец на дату обращения к ответчику с указанным заявлением, была с 2005 года зарегистрирована бессрочно по адресу: <адрес>, где она зарегистрирована и в настоящее время (л.д.73-74).
Таким образом, принимать решение о включении административного истца в список лиц данной категории в целях обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда должен соответствующий уполномоченной орган Ярославской области по месту жительства административного истца.
В силу пункта 9 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Пункт 3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ предусматривает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее – Правила).
Согласно п.3 Правил в список включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
В соответствии с пп. «г» п.4 Правил заявление о включении в список по месту жительства лиц, указанных в пункте 3 настоящих Правил, подают лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 года, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому суды выясняли причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В случае признания таких причин уважительными суды удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, которое было принято на учет нуждающихся в жилом помещении до 23-летнего возраста, не может служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено в период до достижения возраста 23 лет.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 05.08.2019 года по гражданскому делу №2-3812/2019, вступившим в законную силу 06.09.2019 года, установлен факт нахождения истца Боченковой Н.А. без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте в период с 05.04.1995 года по 23.07.2001 года, в удовлетворении требований к департаменту социальной защиты Воронежской области об обязании принять решение о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей отказано (л.д.13-17).
При этом, с заявлением о включении в список лиц данной категории, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в департамент социальной защиты Воронежской области административный истец Боченкова Н.А. обратилась только в марте 2021 года, то есть спустя полтора года с даты вступления в силу решения суда, подтверждающего наличие у нее оснований для льготного обеспечения жилым помещением.
Кроме того, из материалов дела следует, что после вынесения постановления администрацией Нижневедугского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области №156 от 03.06.2013 года о признании жилого дома истца, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания, Боченкова Н.А. обратилась в суд для установления факта нахождения без попечения родителей в целях решения вопросов, связанных с получением специализированного жилого помещения только в 2019 году, когда ей было уже 36 лет и спустя шесть лет с момента возникновения такого права после признания дома непригодным для проживания.
Доказательств невозможности своевременного обращения в уполномоченный орган в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, административный истец суду не представила.
С учетом изложенного, суд не находит правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Боченковой Натальи Александровны о признании незаконным приказ департамента социальной защиты Воронежской области от 26.03.2021 года №604/ОД, которым Боченковой Наталье Александровне отказано во включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относятся к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Воронежской области; восстановлении срока на подачу заявления о включении в список; обязании включить Боченкову Наталью Александровну, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в очередь в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относятся к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Воронежской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 13.10.2021 года