ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Махачкала 18 декабря 2020 года
Кировский районный суд г. Махачкалы в составе:
председательствующего судьи Шихгереева Х.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедгаджиевой А.М.
рассмотрев в порядке заочного производства в открытом судебном заседании от 18 декабря 2020 года
гражданское дело № (УИД 05 RS 0№-19) по иску Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» к Ш.А. о признании самовольной постройкой и возложении на Ш.А. обязанности снести за счет собственных средств жилой дом размерами 24х11 м с мансардой, возведенный ею на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000035:3486 по адресу: РД, <адрес>, и предоставлении Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в случае невыполнения Ш.А. указанной обязанности права на снос объекта своими силами с последующей компенсацией расходов на снос объекта за счет ответчика,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» (далее- Администрация г. Махачкалы) обратилась в суд с иском к Ш.А. о признании самовольной постройкой и возложении на Ш.А. обязанности снести за счет собственных средств жилой дом размерами 24х11 м с мансардой, возведенный ею на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000035:3486 по адресу: РД, <адрес>, и предоставлении Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в случае невыполнения Ш.А. указанной обязанности права на снос объекта своими силами с последующей компенсацией расходов на снос объекта за счет ответчика.
В обоснование своих требований она указала, что в адрес Администрации г. Махачкалы из МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Махачкалы» (далее- Управление архитектуры <адрес>) поступил материал о самовольном строительстве объекта капитального строительства размерами 24х11 м на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000035:3486 по адресу: РД, <адрес>, согласно акту выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, составленному отделом по вопросам координации капитального строительства Управления архитектуры <адрес>, на названном земельном участке, принадлежащем Ш.А. на праве собственности, возведен трехэтажный жилой дом размерами 24х11 м, в том числе и с мансардой, земельный участок, на котором возведено строение, имеет вид разрешенного использования -«под индивидуальное жилищное строительство», однако, строение возведено без получения разрешения на строительство, между тем, для возведения объекта капитального строительства, которое не является объектом индивидуального жилищного строительства, требуется разрешение на строительство, а оно Ш.А. не получено, в случае возведения объекта индивидуального жилищного строительства застройщик должен уведомить орган местного самоуправления о планируемом строительством объекте с указанием его параметров и получить соответствующее уведомление о допустимости размещения на земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства с указанными застройщиком параметрами, однако, Ш.А. этого также не сделала, поэтому, данный объект имеет признаки самовольной постройки, в связи с чем оно подлежит сносу.
В дополнение к этому иску представителем истца суду представлены выкопировка из карты градостроительного зонирования г. Махачкалы и выписка из Правил землепользования и застройки г. Махачкалы, согласно которым данный земельный участок располагается в зоне «Ж4. Зона индивидуальной жилой застройки (1-3 этажа».
Ш.А., которая судом извещалась о возбужденном судом гражданском деле, а также о времени и месте судебных заседаний, в судебное заседание не явилась, свои письменные возражения на иск не представила.
М.И.- представитель Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки не сообщил, направив в суд заявление о рассмотрении делав его отсутствие и удовлетворении заявленных требований.
Ш.А. о времени судебного заседания на 18 декабря 2020 года извещалась, как это следует из отчета отслеживания отправления с почтовым идентификатором 80082855070953, явилась в почтовое отделение «Школьное» за получением поступившего на ее имя почтового отправления разряда «судебное» и 10 декабря 2020 года получила это извещение.
В соответствии с частью 1 статьи 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке суд выносит определение.
Ш.А., которая надлежаще извещена о времени судебного заседания, в судебное заседание не явилась, о причинах своей неявки в судебное заседание не сообщила, об отложении судебного заседания на другой срок не просила.
В связи с этим определением от 18 декабря 2020 года судом вынесено определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.
Изучив доводы иска, исследовав представленные истцом материалы, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 05:40:000035:3486 по адресу: РД, <адрес>, принадлежит Ш.А.
Согласно пункту 1 статьи 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).
Такие же правомочия на использование принадлежащего собственнику земельного участка предусмотрены и статьей 40 ЗК РФ.
Соответственно, исходя из оснований иска Администрации г. Махачкалы имеющими значение для правильного разрешения дела обстоятельствами являются соответствие возведенного ответчиком строения требованиям градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Обращаясь в суд с иском, Администрация г. Махачкалы утверждает, что ответчиком эти требования не соблюдены.
В частности, она указывает на то, что на земельном участке, принадлежащем Ш.А. на праве собственности, возведена самовольная постройка- трехэтажный жилой дом размерами 24х11 м, в том числе и с мансардой, при этом к иску она приложила акт выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, составленный отделом по вопросам координации капитального строительства Управления архитектуры г. Махачкалы, согласно которому данное строение является многоквартирным жилым домом, предназначенным для проживания не одной, а нескольких семей, на строительство многоквартирных домов требуется разрешение на строительство, однако, разрешение на строительство такого объекта капитального строительства Ш.А. не выдавалось, в том случае, если он осуществлял строительство индивидуального жилого дома, Ш.А. должна была уведомить Администрацию г. Махачкалы о параметрах планируемого строительством объекта, получить уведомление о допустимости строительства на данном земельном участке объекта капитального строительства с параметрами, указанными в заявлении, после этого начинать строительство объекта, однако, она такое уведомление в Администрацию г. Махачкалы не направляла, т.е. она не получила соответствующее согласие на осуществление строительства индивидуального жилого дома, изложенное также свидетельствует о самовольном характере постройки, в связи с чем просит признать этот объект самовольной постройкой и обязать Ш.А. снести ее.
Кроме того, представляя дополнительно выкопировку из карты зонирования г. Махачкалы и выписку из Правил землепользования и застройки г. Махачкалы, Администрация г. Махачкалы указывает также на то, что постройка возведена с нарушением названных Правил.
Как это указано в материалах проверки, представленных Администрацией г. Махачкалы, на названном земельном участке возведен объект капитального строительства, т.е. объект прочно связанный с землей.
В соответствии с частью 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей.
Разрешение на строительство согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 этой статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом
Объекты капитального строительства, на строительство которых не требуется получение разрешения на строительство, указаны в части 17 статьи 51 ГрК РФ.
Как вытекает из приложенного к иску акта проверки, на данном земельном участке возведен трехэтажный многоквартирный жилой дом.
Многоквартирные жилые дома, независимо от этажности, не включены в перечень объектов капитального строительства, на строительство которых согласно приведенной норме закона не требуется получение разрешения на строительство.
Поэтому, на его строительство Ш.А. должна была получить разрешение на строительство.
Из представленной Администрацией г. Махачкалы выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000035:3486 по адресу: РД, <адрес>, принадлежащий Ш.А., следует, что земельный участок имеет вид разрешенного использования «под индивидуальное жилье».
Согласно пункту 39 статьи 1 ГрК РФ объект индивидуального жилищного строительства представляет собой отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в этом Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Изменениями, внесенными в ГрК РФ и земельное законодательство и действующими с ДД.ММ.ГГГГ, объекты индивидуального жилищного строительства исключены из числа тех, на строительство которых требуется разрешение на строительство.
Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Зонирование территории для строительства регламентируется ГрК РФ, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37ГрК РФ).
Исходя из изложенного постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 ГрК РФ, статья 85 ЗК РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
Согласно выкопировке из карты градостроительного зонирования г. Махачкалы и выписки из Правил землепользования и застройки г. Махачкалы названный земельный участок ответчика располагается в зоне «Ж4. Зона индивидуальной жилой застройки (1-3 этажа».
Это означает, что Ш.А. в силу Правил имеет право на использование земельного участка в соответствии с одним из видов разрешенного использования земельных участков в этой градостроительной зоне, предусмотренных Правилами.
В соответствии с частями 1-2.1 статьи 37 ГрК РФ:
-разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними;
-применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства,
-установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
Частью 4 статьи 37 ГрК предусмотрено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Из приведенной нормы права следует, что собственник земельного участка вправе использовать земельный участок самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования только в том случае, если разрешенный вид использования земельного участка относится к основному или вспомогательному виду разрешенного использования участка.
Как указано выше, земельный участок ответчика имеет разрешенный вид использования «под индивидуальное жилье», а возведен многоквартирный жилой дом.
Из названных Правил землепользования и застройки г. Махачкалы следует, что в данной градостроительной зоне малоэтажная многоквартирная жилая застройка не относится к основным или вспомогательным разрешенным видам использования участка, она относится к условному виду разрешенного использования земельного участка.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Кодекса (часть 6 статьи 37 ГрК РФ).
Согласно частям 1-2 статьи 39ГрК РФ:
-физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет в ответствующую комиссию органа местного самоуправления заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования,
-проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 Кодекса, с учетом положений этой статьи.
Из приведенных норм права следует, что использование земельного участка по условно разрешенному виду использования земельного участка не может быть выбрано собственником земельного участка самостоятельно, без каких-либо согласований, для использования земельного участка по условно разрешенному виду требуется проведение определенных процедур, в том числе получение разрешения на его использование по этому виду разрешенного использования может быть выдано только по результатам публичных слушаний, которые должны проводиться в установленном порядке и после обращения правообладателя земельного участка с заявлением о намерении использовать участок по данному виду разрешенного использования.
Соответственно, для использования принадлежащего ему земельного участка по условно разрешенному использованию ответчик должен был пройти названную процедуру получения разрешения на использование земельного участка по условно разрешенному виду использования участка.
Однако, как это следует из доводов Администрации г. Махачкалы Ш.А. не обращалась в Администрацию г. Махачкалы с заявлением о выдаче какого-либо разрешения, в том числе на использование участка по условно разрешенному виду использования.
Использование земельного участка по условно разрешенному использованию без проведения в этом отношении публичных слушаний и получения соответствующего разрешения либо осуществление строительства без разрешения на строительство является существенным нарушением требований градостроительного законодательства.
Отсюда следует, что возведенный Ш.А. объект, имеющий фактический статус малоэтажный многоквартирной жилой дом, имеет признаки самовольной постройки.
Как указано выше, земельный участок имеет разрешенный вид использования «под индивидуальное жилищное строительство».
На строительство индивидуального жилого дома разрешение на строительство не требуется, введенные в законодательство изменения исключают обязанность застройщика на получение после 4 августа 2018 года разрешения не строительство индивидуального жилого дома.
Однако, это не означает, что застройщик вправе осуществлять строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ему земельном участке без каких-либо согласований и что он не должен совершать какие-либо действия, направленные на соблюдение градостроительного законодательства.
Федеральным законом от 03 августа 2018 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный Кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации, введенным в действие с 4 августа 2018 года, в ГрК РФ и другие законы, регулирующие вопросы использования земельных участков, внесены существенные изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.
На основании части 7 статьи 51.1 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 этой же статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным этим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке..
Из приведенных норм права следует, что градостроительным законодательством предусмотрен уведомительный порядок извещения застройщиком органов местного самоуправления о планируемом к возведению объекта индивидуального жилищного строительства, в связи с чем Ш.А. до начала строительства должна обратиться в указанном порядке в орган местного самоуправления, в данном случае- в Администрацию г. Махачкалы и получить от него уведомление о допустимости возведения на земельном участке объекта с параметрами, указанными самим застройщиком.
Это обязанность не лишает застройщика осуществлять строительство объекта в случае неполучения им уведомления о допустимости размещения на участке объекта индивидуального жилого дома с параметрами, указанными в его уведомлении о планируемом объекте строительства.
Согласно части 13 статьи 51.1 ГрК РФ застройщик, который обратился в уполномоченный орган с соответствующим уведомлением о планируемом строительстве, вправе начинать осуществление строительства объекта индивидуального жилищного строительства в том случае, если орган местного самоуправления до истечения 20 дней со дня поступления к нему уведомления застройщика о планируемом строительстве не направить застройщику уведомления о недопустимости размещения на земельном участке объекта с параметрами, указанными застройщиком.
Это вытекает из того, что в соответствии с этой нормой закона получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке от уполномоченного на выдачу разрешений на строительство органа местного самоуправления либо ненаправление указанным органом в срок, предусмотренный частью 7 или пунктом3 части 8 этой статьи (т.е. в течение 20 дней со дня поступления уведомления застройщика о планируемом строительстве), уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке считается согласованием указанным органом строительства объекта индивидуального жилищного строительства и дает право застройщику осуществлять строительство объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве в соответствии с частью 1 этой статьи.
Согласно части 15 статьи 51.1 ГрК РФ в случае получения застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке от уполномоченного на выдачу разрешений на строительство органа местного самоуправления либо ненаправления указанным органом в срок, предусмотренный частью 7 или пунктом 3 части8 этой статьи, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке убытки, причиненные застройщику сносом или приведением в соответствие с установленными требованиями объекта индивидуального жилищного строительства, построенного в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в связи с признанием такого объекта индивидуального жилищного строительства самовольной постройкой вследствие несоответствия их параметров предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным этим Кодексом, другими федеральными законами, либо вследствие недопустимости размещения таких объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельными иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, в полном объеме подлежат возмещению за счет соответственно казны муниципального образования при условии, что судом будет установлена вина должностного лица органа государственной власти или органа местного самоуправления, направившего застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке либо не исполнившего обязанности по направлению в срок, предусмотренный частью 7 или пунктом 3 части 8 этой статьи, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Согласно пункту 1 статьи 222 ГК РФ здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки, признается самовольной постройкой.
Приведенные выше обстоятельства, а именно, то, что Ш.А. строительство трехэтажного жилого дома осуществлено без получения соответствующего разрешения, притом без получения разрешения на использование земельного участка по условно разрешенному виду использования, свидетельствуют о том, что данное строение обладает признаками самовольной постройки.
В связи с этим требования Администрации <адрес> о признании названной постройки самовольной подлежат удовлетворению.
Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из условий, перечисленных в пункте 1 статьи 222 ГК РФ. Необходимость установления вины застройщика подтверждается и положением п. 3 ст. 76 ЗК РФ, согласно которому снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляется лицами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Анализ этих норм дает основания для вывода о том, что осуществление объекта капитального строительства является основанием для признания объекта капитального строительства самовольной постройкой с последствиями, предусмотренными пунктом 2 статьи 222 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 этой статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Пункт 3 статьи 222 ГК РФ предусматривает условия признания права собственности на самовольно возведенный объект капитального строительства в случаях, когда такие требования заявлены.
По настоящему делу такие требования не заявлены, в связи с чем в данном случае правила пунктов 2 и 3 статьи в этой части не могут применяться.
Поэтому, в данном случае суд исследует вопрос возможности приведения возведенного ответчиком объекта в соответствие с параметрами, установленными Правилами землепользования и застройки г. Махачкалы для данной территориальной градостроительной зоны, либо о сносе объекта.
Неявка Ш.А. в суд и не представление ею суду доказательств о том, что возведенный им объект обладает параметрами объектов капитального строительства, предусмотренными для данной градостроительной зоны, не позволяет суду проверить возможность приведения этого объекта без его сноса в соответствие с установленными Правилами землепользования и застройки г. Махачкалы параметрами.
Поэтому, суд считает, что данный объект подлежит сносу, удовлетворив таким образом требования Администрации г. Махачкалы и в этой части.
Администрация г. Махачкалы, будучи юридическим лицом, при обращении в суд с иском имущественного характера, не подлежащего оценке, должна была в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333-19 НК РФ уплатить государственную пошлину в размере 6 000 руб.
Однако, она в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины.
Поэтому, эта сумма государственной пошлины в силу требований части 1 статьи 98 и части 1 статьи 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика Ш.А., не освобожденной от уплаты государственной пошлины.
Эта сумма государственной пошлины в соответствии с бюджетной классификацией подлежит взысканию в бюджет муниципального образования городской округ с внутригородским делением «город Махачкала».
Руководствуясь статьями 194, 197, 234-235 и 237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» к Ш.А. удовлетворить.
Признать трехэтажное строение размерами 24х11 м, возведенное Ш.А. земельном участке с кадастровым номером 05:40:000035:3486 по адресу: РД, <адрес>, самовольной постройкой.
Обязать Ш.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку села <адрес> ДАССР, проживающую по адресу: РД, <адрес>, ул. <адрес>, 2 (или по адресу: РД, <адрес>), снести за счет собственных средств трехэтажное строение размерами 24х11 м, возведенное Ш.А. земельном участке с кадастровым номером 05:40:000035:3486 по адресу: РД, <адрес>.
В случае невыполнения Ш.А. этой обязанности в течение сроков, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», предоставить Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» право сноса объекта капитального строительства -трехэтажного строения размерами 24х11 м, возведенного земельном участке с кадастровым номером 05:40:000035:3486 по адресу: РД, <адрес>.
Взыскать с Ш.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки села <адрес> ДАССР, проживающей по адресу: РД, <адрес>, ул. <адрес>, 2 (или по адресу: РД, <адрес>), в доход бюджета городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяча) рублей.
В соответствии со статьей 237 ГПК РФ Ш.А. вправе подать в Кировский районный суд г. Махачкалы заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ей копии этого решения.
Ш.А. заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Кировский районный суд г. Махачкалы в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда
Иные лица, участвующие в деле, а также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Кировский районный суд г. Махачкалы в течение одного месяца по истечении срока подачи Ш.А. заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление будет подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Х.И. Шихгереев.