Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-556/2016 ~ М-545/2016 от 18.07.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 сентября 2016 года

с. Шебалино Дело № 2-556/2016

Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе

судьи З.Н. Раднаевой,

при секретаре Т.А. Мищириковой,

с участием прокурора Шебалинского района С.В. Пиндыка,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Шебалинского района в интересах неопределенного круга лиц, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика, Совета депутатов муниципального образования «Шебалинский район», к администрации муниципального образования «Шебалинский район», Управлению образования администрации муниципального образования «Шебалинский район»
о возложении обязанности организовать предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного образования в с. Малая Черга Шебалинского района Республики Алтай в соответствии с потребностью населения, в срок до <ДАТА>,

установил:

Заместитель прокурора Шебалинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Шебалинский районный суд с требованием к администрации МО «Шебалинский район», Совету депутатов МО «Шебалинский район», Управлению образования администрации МО «Шебалинский район» о возложении обязанности организовать предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного образования в с. Малая Черга Шебалинского района Республики Алтай в соответствии с потребностью населения, в срок до <ДАТА>.

В ходе проверки соблюдения требований Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Фз «Об образовании в Российской Федерации» в части соблюдения гарантий на доступное дошкольное образование установлено, что в с. Малая Черга нет дошкольного образовательного учреждения.

Указанные обстоятельства влекут за собой нарушение прав несовершеннолетних детей с. Малая Черга на дошкольное образование.

Представителем администрации МО «Шебалинский район» Анаковым А.А. представлены возражения на исковое заявление, в которых указано, что обязанность по строительству детского сада в с. Малая Черга не может быть возложена на органы местного самоуправления МО «Шебалинский район», поскольку действующим законодательством не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по строительству детских садов. Кроме того, финансирование строительства детского сада и обязанность по финансированию данного строительства должна быть возложена на органы государственной власти Республики Алтай.

Представитель третьего лица - Совета депутатов МО «Шебалинский район» - Новикова С.Я., извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, не сообщила причин уважительности неявки.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Представители ответчиков- администрации МО «Шебалинский район» Анаков А.А., Управления образования администрации МО «Шебалинский район» Кыпчакова А.Э. в судебном заседании исковые требования не признали, ссылаясь на отсутствие денежных средств в бюджете.

Свидетель Уланкин А.Б. дал показания о том, что он является <данные изъяты>. В с. Малая Черга в настоящее время нецелесообразно строительство отдельного детского сада. Считает необходимым построить детский сад совместно с новым зданием школы. Также свидетель пояснил, что детей дошкольного возраста в с. Малая Черга немного, при этом, родители детей не имеют работы, в связи с чем имеются основания полагать, что оплата посещения детьми детского сада производиться не будет.

Заслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в связи со следующим.

В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждому гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – ФЗ №297-ФЗ) в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

Согласно ч. 1 ст. 64 ФЗ №297-ФЗ дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), создание, реорганизация муниципальных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – ФЗ № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Аналогичные обязанности по организации дошкольного образования на территории муниципального района на администрацию МО «Шебалинский район» возложены п. 4 ч. 1 ст. 55 Устава МО «Шебалинский район».

Кроме того, пунктами 1.1, 1.2, 2, 3, 4.2 Положения об Управлении образования администрации МО «Шебалинский район» предусмотрено, что управление реализует полномочия в отношении образовательных учреждений, расположенных на территории Шебалинского района. От имени МО «Шебалинский район», осуществляет функции и полномочия учредителя образовательных учреждений, главного распорядителя средств бюджета. Управление осуществляет свою деятельность в целях обеспечения условий для реализации конституционного права граждан на образование с учетом особенностей и задач социально-экономического развития муниципального образования. Основными задачами управления образования администрации МО «Шебалинский район» являются участие в осуществлении единой государственной политики в области образования на территории Шебалинского района Республики Алтай, реализация конституционного права граждан на образование. К функциям Управления образования относится организация и контроль в установленном порядке реализации на территории МО «Шебалинский район» федеральных и республиканских программ развития образования, федеральных государственных общеобразовательных стандартов, координирует и контролирует образовательную деятельность образовательных учреждений района, осуществляет контроль над исполнением образовательными учреждениями законодательства Российской Федерации в области образования, в рамках своих полномочий формирует оптимальную и эффективную инфраструктуру системы общего образования, обеспечивающую общедоступность и высокое качество образовательных услуг. Управление обязано участвовать в определении и осуществлении единой региональной политики в области образования на территории МО «Шебалинский район», обеспечивать в соответствии с полномочиями реализацию решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Алтай и органов местного самоуправления.

Таким образом, администрация МО «Шебалинский район» и Управление образования администрации МО «Шебалинский район» несут обязанность по организации и обеспечению предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Согласно сведениям сельской администрации МО Малочергинское сельское поселение по состоянию на <ДАТА> в с. Малая Черга 18 детей в возрасте от 0 до 7 лет.

Из ответа заместителя главы администрации МО «Шебалинский район» от <ДАТА> <Номер изъят>следует, что согласно статистическим данными рождаемости по Малочергинскому сельскому поселению в возрасте от 2,5 до 6,6 лет прогнозируемое количество детей по состоянию на <ДАТА> составляет 11, на <ДАТА> – 9, на <ДАТА> - 12, на <ДАТА> – 11, на <ДАТА> - 6, на <ДАТА> – 3 детей. При этом, финансирование и содержание дошкольного образовательного учреждения производится при количестве 15 детей. Помещения, отвечающего всем требованиям надзорных органов в Малочергинском сельском поселении нет. Строительство нового здания на данное время нецелесообразно. В настоящее время для подготовки детей в 1 класс МБОУ «Мало-Чергинская ООШ» создана группа кратковременного пребывания детей. Все дети в возрасте от с 5,5 до 6, 6 лет могут посещать данную группу бесплатно.

Вместе с тем, в целях обеспечения конституционного принципа общедоступности дошкольного образования Указом Президента РФ "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" от 07.05.2012 N 599 Правительству РФ поручено к 2016 году достичь 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.

Кроме того, в соответствии с п.п. 3,4,6 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций - в форме семейного образования. Образовательная организация может использовать сетевую форму реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающую возможность ее освоения воспитанниками с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Использование сетевой формы реализации образовательных программ дошкольного образования осуществляется на основании договора между указанными организациями.

Образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного образования для детей, не достигших возраста 5,5 лет в с. Малая Черга не организовано. Сторонами данный факт не оспаривался.

Правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П, определено, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Следовательно, возможность реализации детьми права на получение дошкольного образования не должна ставиться в зависимость от каких-либо дополнительных обстоятельств, не предусмотренных федеральным законодательством, нарушающих принцип равенства права на получение образования и носящих дискриминационный характер по отношению к тем или иным категориям субъектов этого права.

Учитывая, что в с. Малая Черга не организовано предоставление дошкольного образования для детей, не достигших возраста 5,5 лет, что приводит к нарушению прав детей указанного возраста на получение дошкольного образования, суд считает требования прокурора об обязании органы местного самоуправления МО «Шебалинский район» организовать предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного образования в с. Малая Черга обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы представителя администрации МО «Шебалинский район» о том, что строительство детского сада в соответствии с действующим законодательством не отнесено к обязанностям органов местного самоуправления МО «Шебалинский район», а также о необходимости привлечения к участию в деле Министерства образования и науки Республики Алтай, суд считает основанными на неверном толковании законодательства.

Так, в соответствии с положениями ФЗ №273-ФЗ, ФЗ № 131-ФЗ организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования является обязанностью именно органов местного самоуправления муниципального района. Действующим законодательством не предусмотрено возложения обязанности по организации предоставления такого образования на органы государственной власти субъекта России.

При этом, по смыслу действующего законодательства, к обязанностям органов государственной власти субъекта России относится финансирование реализации образовательных программ соответствующего уровня. Данная обязанность предполагает, что органы государственной власти субъекта России обязаны финансировать уже организованный процесс предоставления бесплатного образования соответствующего уровня (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и т.д.).

В свою очередь, орган местного самоуправления в целях организации предоставления общедоступного и бесплатного образования соответствующего уровня, в данном случае, дошкольного, не лишен возможности требовать возмещения соответствующих расходов на организацию предоставления такого образования за счет бюджета другого уровня.

Учитывая, что в рамках настоящего дела рассматриваются требования прокурора о возложении обязанности организовать предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного образования, суд считает, что оснований для привлечения участию в деле в качестве соответчика или третьего лица Министерства образования и науки Республики Алтай не имеется, поскольку обязанность по организации предоставления образования не может быть возложена на органы государственной власти субъекта Российской Федерации, при этом, требований о финансировании организованного процесса предоставления образования соответствующего уровня в рамках настоящего дела не заявлялось.

Из материалов дела (л.д. 6,7) следует, что родители несовершеннолетних детей дошкольного с. Малая Черга обратились к прокурору Шебалинского района с заявлением о нарушении прав их детей на дошкольное образование.

В связи с изложенным, а также учитывая, что определить круг детей, не получающих в настоящее время дошкольное образование в с. Малая Черга, а также детей, права которых на получение дошкольного образования в с. Малая Черга будут нарушены в будущем, невозможно, прокурор обоснованно, обладая правом на иск, обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд определяет срок для исполнения решения. С учетом принципа разумности, объема и характера работы для устранения нарушений, а также учитывая объем необходимых действий и финансовых средств для исполнения решения, учитывая требования об исполнимости решения, суд считает срок, который просит установить прокурор – до <ДАТА>, разумным и достаточным.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление прокурора Шебалинского района в интересах неопределенного круга лиц, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика, Совета депутатов муниципального образования «Шебалинский район», к администрации муниципального образования «Шебалинский район», Управлению образования администрации муниципального образования «Шебалинский район» удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Шебалинский район», Управление образования администрации муниципального образования «Шебалинский район» организовать предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного образования в с. Малая Черга Шебалинского района Республики Алтай в соответствии с потребностью населения, в срок до <ДАТА>.

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Шебалинский районный суд Республики Алтай.

Мотивированное решение изготовлено 20 сентября 2016 года

Судья З.Н. Раднаева

2-556/2016 ~ М-545/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Шебалинского района
Ответчики
Совет депутатов МО "Шебалинский район"
Администрация муниципального образования "Шебалинский район"
Управление образования МО "Шебалинский район"
Суд
Шебалинский районный суд Республики Алтай
Судья
Раднаева З.Н.
Дело на странице суда
shebalinsky--ralt.sudrf.ru
18.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.07.2016Передача материалов судье
19.07.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.07.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.08.2016Судебное заседание
16.09.2016Судебное заседание
20.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2017Дело оформлено
24.01.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее