Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-7231/2017 ~ М-6449/2017 от 11.08.2017

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Калужский районный суд <адрес>

в составе председательствующего судьи ФИО7.

при секретаре ФИО2,

с участием прокурора ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> 10 октября 2017 года гражданское дело по иску Прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Министерству труда и социальной защиты <адрес>, ФИО9 РФ, ФИО8 защиты <адрес> об установлении ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью с учетом индексации, взыскании недоплаченной суммы, включении в список, включении в реестр, перечислении средств на основании данных реестра,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ прокурор <адрес> в интересах ФИО1 обратился в суд с настоящим иском к ответчикам, с учетом привлечения Управления социальной защиты <адрес>, в котором, уточнив исковые требования, просил установить ему с ДД.ММ.ГГГГ сумму ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью в размере <данные изъяты> руб. с последующей индексацией исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, произвести доплату за период с октября 2016 года по декабрь 2016 года в размере <данные изъяты> руб., с января по сентябрь 2017 года в размере <данные изъяты> руб., обязать Управление социальной защиты <адрес> включить истца как инвалиа 1 группы в список получателей ежемесячной денежной компенсации суммы возмещения вреда здоровью, обязать Министерство труда и социальной защиты <адрес> включить в реестр на выплату компенсации сумму возмещения вреда здоровью, подлежащую выплате ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., и доплату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., обязать Федеральную службу по труду и занятости осуществлять перечисление средств на выплату компенсации возмещения вреда здоровью на основании сведений, указанных в реестрах, предоставляемых Министерством труда и социальной защиты <адрес>.

При этом указал, что истец до ДД.ММ.ГГГГ являлся инвали<адрес> группы, получал ежемесячную компенсацию вреда здоровью в связи с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы в период участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. После установления ему инвалидности 1 группы истец обратился в Управление социальной защиты <адрес> с заявлением о выплате компенсации в размере, соответствующем установленной ему с ДД.ММ.ГГГГ группе инвалидности, которым его заявление было удовлетворено. Однако Министерство труда и социальной защиты <адрес> отказало истцу во включении в реестр на выплату такой компенсации.

Истец в суд не явился. Прокурор ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представители ответчика Министерства труда и социальной защиты <адрес> по доверенности ФИО4 и ФИО5 просили в иске отказать.

Ответчик Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации (Роструд) о времени и месте рассмотрения дела извещен, представитель в судебное заседание не явился.

Представитель ответчика Управления социальной защиты <адрес> в суд не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть в его отсутствие, против удовлетворения иска не возражал.

Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определено, что отношении, связанные с Чернобыльской катастрофой, регулируются Базовым законом, действующим законодательством РФ части норм, не противоречащих Базовому закону, и другими актами законодательства РФ, издаваемыми в соответствии с ним.

Порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируется специальным нормативным правовым актом – Законом РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1, направленным, как указано в ст. 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.

В соответствии с п. 1 и 1 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона, относятся, в частности, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимающих участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации выполнявшихся работ.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 гражданам Российской Федерации гарантируются установленные данным законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Впервые право граждан на получение денежных компенсаций по возмещению вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, было закреплено в п. 25 ст. 14 Закона РФ т 15 мая 1991 г. № 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 179-ФЗ, введенного в действие со 02 марта 1996 г.).

Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», введенным в действие с 15 февраля 2001 г., в базовый закон были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми пункт 25 статьи 14 изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам 1 группы – 5000 руб., инвалидам 2 группы – 2500 руб., инвалидам 3 группы – 1000 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ гражданам, получившим до вступления в законную силу данного федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо выполнением работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1. либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случае возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 года № 11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакциях от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций», избрав подход к определению размера возмещения вреда на основе степени утраты здоровья, законодатель установил также право лиц, ранее получавших возмещение вреда, причиненного здоровью катастрофой на Чернобыльской АЭС, осуществить выбор - получать ежемесячную денежную компенсацию в твердых суммах или компенсацию, которую они получали ранее, исчисленную исходя из заработка, дохода, денежного довольствия (п. 3.2).

Исходя из конституционных принципов справедливости, равенства всех перед законом, а также равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, и с учетом того, что предельный уровень возмещения вреда не должен быть ниже, чем в сфере других правоотношений, складывающихся на основе норм отраслевого законодательства (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года), в данном случае ориентирующее значение имеет уровень возмещения вреда, закрепленный в нормах Федерального закона от 24 июля 1998 года "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Федерального закона от 11 февраля 2002 года "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" (часть первая статьи 16). Впредь до внесения изменений в части первую и вторую статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года лицам, которым возмещение вреда было установлено исходя из заработка, обеспечивается выплата ранее назначенных сумм, но не свыше пределов, установленных в названных Федеральных законах.

Из пункта 25 части первой, части второй статьи 14, абзаца второго пункта 2 части первой статьи 29 базового Закона в редакции от 12 февраля 2001 года в их нормативном единстве с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года следует, что право выбора - получать возмещение вреда в твердых суммах или в размере, который исчисляется из заработка, не предоставляется инвалидам - чернобыльцам, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года (п. 3.3).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.11.2011 № 986 на основании списков получателей компенсации, представляемых Управлением социальной защиты города Калуги, министерство труда и социальной защиты Калужской области формирует сводный областной реестр получателей компенсации и направляет в Федеральную службу по труду и занятости. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет перечисление денежных средств непосредственно на счета получателей выплаты.

Судом установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 являлся инвалидом 3 группы, получал ежемесячную компенсацию вреда здоровью в связи с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы в период участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Данную компенсацию он получает с ДД.ММ.ГГГГ. Сумма компенсации исчислена из заработка перед установлением инвалидности в 1999 году с учетом степени утраты трудоспособности без учета группы инвалидности.

Сумма компенсации неоднократно индексировалась решениями суда от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. На момент рассмотрения гражданских дел ФИО1 являлся инвалидом 3 группы, установленной бессрочно, в связи с заболеванием, полученным в период участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 Бюро медико-социальной экспертизы установлена 1 группа инвалидности по причине увечья, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС до очередного переосвидетельствования ДД.ММ.ГГГГ (справка серия МСЭ-2015 ).

Заявляя указанные требования, истец считает, что имеет право на выплату компенсации вреда здоровью в твердом размере исходя из группы инвалидности, что означает переход к иному порядку назначения компенсации и исчисления ранее рассчитанных сумм.

Как установлено судом, в 2001 году ФИО1, являясь инвали<адрес> группы, воспользовался правом выбора порядка определения суммы возмещения вреда, исходя из заработка без учета группы инвалидности. Выплачиваемые ему суммы возмещения вреда превышали суммы компенсации, предоставляемые инвалидам 3 группы, что следует из материалов дела. Размер выплат ФИО1 не оспаривался. Данные решения суда исполняются в полном объеме. Ежемесячно получая установленную судебными постановлениями сумму с учетом индексации, истец выразил свою волю, реализовал свое право выбора порядка исчисления компенсации, согласился с получением компенсации в установленном размере.

Законодательством РФ возможность впоследствии осуществлять перерасчет назначенной и выплачиваемой компенсации в ином порядке по желанию граждан не предусмотрена.

Таким образом, учитывая установленные обстоятельства по делу, вышеприведенные положения законодательства, оснований для удовлетворения иска не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска Прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к ФИО10 <адрес>, ФИО12, ФИО11 <адрес> об установлении ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью с учетом индексации, взыскании недоплаченной суммы, включении в список, включении в реестр, перечислении средств на основании данных реестра отказать.

Решение может быть обжаловано и прокурором принесено представление в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Калужский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: ФИО13

Копия верна: судья

Решение в окончательной форме 01.11.2017

2-7231/2017 ~ М-6449/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Первый заместитель прокурора г.Калуги в интересах Ясенева Ю.Б.
Ясенев Ю.Б.
Ответчики
Федеральная служба по труду и занятости РФ
Министерство труда и социальной защиты Калужской области
Другие
Управление социальной защиты г.Калуги
Суд
Калужский районный суд Калужской области
Судья
Буторова О.В.
Дело на странице суда
kaluga--klg.sudrf.ru
11.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.08.2017Передача материалов судье
14.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.09.2017Судебное заседание
26.09.2017Судебное заседание
26.09.2017Судебное заседание
10.10.2017Судебное заседание
01.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.11.2017Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее