Дело №2-466/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 октября 2016 года с. Каратузское
Каратузский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Криндаль Т.В..
при секретаре Трофимове Г.В.,
с участием истца Шаповаленко П.Н.,
представителя ответчика Матвеевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шаповаленко П. Н. к администрации Каратузского сельсовета о возложении обязанности по выплате пенсии за выслугу лет в размере 1000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Шаповаленко П.Н. обратился в суд с иском к администрации Каратузского сельсовета, указав, что до марта 2010 года состоял в должности главы Каратузского сельсовета. С 15 марта 2010 года освобожден от данной должности в связи с выходом на пенсию. В связи с выходом на пенсию, администрацией сельсовета ему назначена доплата за выслугу лет на основании Закона Красноярского края « О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае».
Уставом муниципального образования Каратузский сельсовет, в редакции, действовавшей на момент прекращения его полномочий главы сельсовета, предусматривалась выплата доплаты за выслугу лет выборному лицу органа местного самоуправления в размере, не ниже 1000 рублей. Данное положение администрацией не выполняется, поскольку с ноября 2015 г. ему установлена доплата в размере 629 руб.
В связи с несоответствием действий администрации сельсовета требованиям законодательства, просил обязать администрация выплачивать ему доплату за выслугу лет в размере 1000 рублей ежемесячно.
В судебном заседании истец Шаповаленко П. Н., поддержал заявленное им требование, пояснив, что на момент прекращения его полномочий главы сельсовета действовал Закон Красноярского края « О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае», а также Устав Каратузского сельсовета, предусматривающие выплату муниципальному служащему, а также выборному должностному лицу органа местного самоуправления доплаты за выслугу лет, размер которой не мог быть ниже 1000 руб. Впоследствии в законодательные акты, в том числе и Устав сельсовета внесены изменения, исключившие положения о минимальном размере доплаты за выслугу лет. Однако, поскольку ему эта доплата назначена до внесения этих изменений, его положение не может быть ухудшено путем снижения размера выплаты. Кроме того, постановление Каратузского сельского Совета депутатов от 30.06.2009 г., на которое ссылался ответчик, снижая ему размер доплаты с 1000 руб. до 629 руб., касается только должностей муниципальной службы, к которой должность главы сельсовета не относится. Соответственно положения данного постановления на него не распространяются. Просил удовлетворить его требование и возложить на администрацию Каратузского сельсовета обязанность по выплате ему доплаты за выслугу лет в размере 1000 рублей в месяц.
Представитель ответчика- администрации Каратузского сельсовета Каратузского района- Матвеева А. АлексА.на (полномочия подтверждены доверенностью) иск не признала, пояснив, что решением Каратузского сельского Совета депутатов от 30.06.2009 г. № 40-172 утверждено Положение о порядке выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы. Согласно данного Положения размер выплаты за выслугу лет ограничен 75% должностного оклада по соответствующей должности. Ранее действовавшая редакция Устава предусматривала выплату за выслугу лет в размере не ниже 1000 руб. Однако впоследствии данное положение Устава было исключено. Соответственно выплата, назначаемая Шаповаленко П.Н., может быть ниже 1000 руб. Просила отказать в удовлетворении иска.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. «ж», «н» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно п.2 ст. 3 ФЗ « Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
Пунктом 11 части 1 ст. 52 ФЗ «О государственной гражданкой службе в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12 ч.1 ст.11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
В силу части 2 статьи 24 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Приведенные нормативные положения Федерального закона «О муниципальной службе в российской Федерации» направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными, а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения, каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет, должны быть аналогичными.
Согласно п. 4 ст. 7 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 статьи 1 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
В данном случае основания возникновения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет государственных гражданских служащих Красноярского края и лиц, замещавших государственные должности Красноярского края, а также порядок назначения пенсии за выслугу лет и определения ее размера урегулированы Законом Красноярского края « Об особенностях организации и правового регулирования государственной гражданской службы Красноярского края»
Особенности организации местного самоуправления в Красноярском крае урегулированы Законом Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1565 «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае», а также Законом Красноярского края от 26.06.2008 № 6-1832 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае».
В соответствии со ст. 8 Закона Красноярского края от 26.06.2008 № 6-1832, лица, замещавшие муниципальные должности на постоянной основе не менее шести лет и получавшие денежное вознаграждение за счет средств местного бюджета, прекратившие исполнение полномочий (в том числе досрочно), могут иметь право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности, назначенных в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", а также к пенсии по государственному пенсионному обеспечению, назначенной в соответствии с подпунктами 2 и 4 пункта 1 статьи 4 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Размер пенсии за выслугу лет и условия ее назначения и выплаты определяются уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом.Пенсия за выслугу лет, выплачиваемая за счет средств местного бюджета, может быть установлена в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии (государственной пенсии) и пенсии за выслугу лет составляла не более 45 процентов ежемесячного денежного вознаграждения, с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в иных местностях края с особыми климатическими условиями, при наличии срока исполнения полномочий по муниципальной должности шесть лет. Размер пенсии за выслугу лет может увеличиваться на четыре процента ежемесячного денежного вознаграждения за каждый последующий год исполнения полномочий по муниципальной должности, при этом сумма трудовой пенсии (государственной пенсии) и пенсии за выслугу лет не может превышать 75 процентов ежемесячного денежного вознаграждения.
Увеличение месячного денежного вознаграждения по муниципальной должности, занимаемой на день прекращения полномочий, может являться основанием для перерасчета пенсии за выслугу лет.
Размер пенсии за выслугу лет пересчитывается также при изменении размера трудовой пенсии, с учетом которой установлена пенсия за выслугу лет.
Согласно частей 1 и 2 ст. 53 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями бюджетного кодекса РФ.
Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из вышеприведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены лишь границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих своего муниципального образования.
В соответствии со ст. 1.3 Положения о порядке выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Каратузском сельсовета, утвержденного Решением Каратузского сельского Совета депутатов от 30.06.2009 № 40-172, пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовым пенсиям по старости (инвалидности), назначенным в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Пенсия за выслугу лет назначается после назначения трудовой пенсии ( ст. 1.4 Положения). При этом сумма трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет не может превышать 75% месячного денежного содержания муниципального служащего.
В силу частей 1, 2 ст. 6 ФЗ « О муниципальной службе в Российской Федерации» должность муниципальной службы, это должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, замещающего муниципальную должность.
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
Лицо, замещающее муниципальную должность, согласно статье 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», это депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.
Как установлено судом, Шаповаленко П. Н. замещал муниципальную должность главы муниципального образования Каратузский сельсовет Каратузского района в период с 03.01.2001 г. по 15.03.2010 года. Его полномочия прекращены распоряжением администрации Каратузского сельсовета от 15.03.2010 г. № <...> в связи с истечением срока полномочий и неизбранием на новый срок.
Распоряжением администрации Каратузского сельсовета от 29.03.2010 г. № <...> Шаповаленко П.Н. назначена пенсия за выслугу лет с 15 апреля 2010 года за стаж муниципальной службы 17 лет 5 месяцев. При этом сумма трудовой пенсии истца и пенсии за выслугу лет ограничена 75% ежемесячного денежного вознаграждения.
В соответствии со ст. 54 Устава муниципального образования Каратузский сельсовет (в редакции от 24.11.2008 г., действовавшей на указанный период времени) также предусмотрено, что сумма трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет не может превышать 75% ежемесячного денежного вознаграждения. При этом, минимальный размер пенсии за выслугу лет составляет 1000 рублей ( п. 3 ст. 54 Устава). Увеличение месячного вознаграждения по муниципальной должности, занимаемой на день прекращения полномочий, а также изменение размера трудовой пенсии, является основанием для пересчета размера пенсии за выслугу лет ( п. 5 ст. 54 Устава)
Согласно представленных ответчиком справок, истцу в период с января по июнь 2013 г. истцу выплачивалась за счет средств бюджета Каратузского сельсовета пенсия по выслуге лет в размере <...> руб.; в период с июля 2013 г. по сентябрь 2013 г.- <...> руб.; с октября 2013 г. по январь 2014 г.- <...> руб.; с февраля 2014 г. по март 2014 г.- <...> руб.; с апреля 2014 г. по январь 2015 года -<...> руб.; с февраля 2015 г. по апрель 2015 г.- <...> руб.; с июня 2015 г. по январь 2016 г.- <...> руб., а с февраля 2016 г. и по настоящее время истцу выплачивается пенсия по выслуге лет в размере <...> руб. В представленных справках содержится расчет размера пенсии за выслугу лет исходя из сумм денежного содержания главы сельсовета и размера государственной трудовой пенсии истца.
Указывая на незаконность снижения размера пенсии по выслуге лет, истец ссылается на положения ст. 54 Устава муниципального образования Каратузский сельсовет, в редакции 2008 года, гарантирующие выплату пенсии по выслуге лет в размере не ниже 1000 руб.
Между тем, Решением Каратузского сельского Совета депутатов от 17.08.2012 № 12-18 «О внесении изменений и дополнений в Устав Каратузского сельсовета Каратузского района Красноярского края» из Устава муниципального образования исключен абзац 2 пункта 3 ст. 54, предусматривающий выплату пенсии по выслугу лет в размере не менее 1000 руб.
Действующая в настоящее время редакция Устава также не содержит в себе указания на минимальный размер пенсии по выслуге лет.
Правовая природа пенсии за выслугу лет муниципальному служащему, исходя из системного толкования, вышеприведенных положений действующего законодательства, заключается в ее дополнительном характере к базовой пенсии, установленной ФЗ «О трудовых пенсиях» (в настоящее время ФЗ «О страховых пенсиях»). Средствами местного бюджета распоряжаются исключительно органы местного самоуправления. Определение размера пенсии с учетом бюджетных возможностей и при отсутствии иного правового регулирования на более высоком уровне является самостоятельным полномочием органа местного самоуправления.
Органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, в том числе, корректировать правила исчисления таких выплат, исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей.
Таким образом, Каратузский сельский Совет депутатов, определяя порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы, реализовал свое право, предусмотренное Бюджетным кодексом РФ, самостоятельно определять направления расходования средств собственного бюджета и исполнять свои расходные обязательства за счет собственных доходов, исходя из возможностей бюджета.
Поскольку пенсия за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещавшим муниципальные должности, назначаются и выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как ухудшающее положение истца и нарушающее его право на пенсионное обеспечение.
Назначенная и выплачиваемая в настоящее время пенсия по выслуге лет в размере <...> руб. в совокупности с государственной страховой пенсией по старости истца (без учета валаризации и доплаты в связи с наличием в семье инвалида) составляет 75% денежного содержания главы муниципального образования Каратузский сельсовет, то есть исчислена в соответствии с Уставом муниципального образования, Решением Каратузского сельского Совета депутатов от 30.06.2009 № 40-172, а также Законами Красноярского края- «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае», «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае».
При таком положении суд не усматривает оснований для возложения на ответчика обязанности по назначению и выплате истцу пенсии за выслугу лет в размере 1000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Шаповаленко П. Н. в удовлетворении исковых требований, предъявленных к администрации Каратузского сельсовета о возложении обязанности по выплате пенсии за выслугу лет в размере 1000 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, через Каратузский районный суд.
Председательствующий