№2-5580/6-2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 августа 2011 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Снигур Е.А.,
при секретаре Ильинской Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению об оспаривании постановления об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
установил:
обратилась в суд по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ Администрация Петрозаводского городского округа отказала ей в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с учетом льгот, предоставляемых ветеранам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Считает данное постановление незаконным. Свое несогласие с постановлением мотивирует тем, что в течение ДД.ММ.ГГГГ. заявительницей был подготовлен и сдан исчерпывающий пакет документов в жилищную комиссию Администрации Петрозаводского городского округа для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с учетом льгот, предоставляемых ветеранам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Заявитель считает, что право на участие в федеральной программе по обеспечению жильем членам семей погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны она приобрела ДД.ММ.ГГГГ после принятия гражданства Российской Федерации. Намеренного ухудшения жилищных условий с ее стороны не было, не было и намерений переехать в Российскую Федерацию на постоянное жительство и желания встать на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Проживала в <адрес> <адрес> со статусом гражданки <данные изъяты>, получала льготы, предусмотренные для участников Великой Отечественной войны. Однако ДД.ММ.ГГГГ. под воздействием страха, путем обмана, принуждения и угроз она подписала договор дарения квартиры на имя своей дочери и ее супруга. Учитывая её состояние здоровья и необходимость в проведении оперативного лечения, сын и невестка забрали заявительницу в <адрес>, где они постоянно проживают с ДД.ММ.ГГГГ. Невестка, , являясь собственником 3-х комнатной квартиры общей площадью 85,3кв.м., где проживают пять человек, дала свое согласие на постоянную регистрацию в своей квартире. На основании изложенного заявитель просит признать постановление № Администрации Петрозаводского городского округа незаконным; обязать Управление жилищного хозяйства комитета ЖКХ Администрации Петрозаводского городского хозяйства устранить допущенное нарушение права и признать нуждающейся в предоставлении жилого помещения с учетом льгот, предоставляемых вдовам ветеранов Великой Отечественной войны.
В судебном заседании заявитель не присутствовала, извещена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела. Ее представитель по доверенности поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, пояснил, что у заявительницы нет в собственности недвижимого имущества, намерений переезжать в <адрес> у нее не было, в настоящее время у нее с собственником квартиры возникли конфликтные отношения, в связи с чем, на время вынуждены снять жилье для проживания там с матерью. Представлены справки, что истица собственности на территории <данные изъяты> и на территории <данные изъяты> не имеет. Просит учесть позицию руководства страны в отношении ветеранов Великой Отечественной войны.
Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласилась, поддержала доводы, изложенные в отзыве на заявление. Пояснила, что, ДД.ММ.ГГГГ ухудшила свои жилищные условия, подарив свою жилую площадь родственникам. В настоящее время заявитель проживает в квартире сына и невестки как член семьи, общая площадь квартиры составляет более 10 кв.м. на человека. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, а именно обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного человека более учетной нормы.
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Министерство здравоохранения и социального развития РК,
В судебном заседании заинтересованное лицо поддержала заявленные требования, пояснила, что квартира по адресу: <адрес> куплена ДД.ММ.ГГГГ в период брака. была предоставлена вначале временная регистрация, впоследствии для урегулирования пенсионных прав, она дала согласие на регистрацию в квартире постоянно. В настоящее время в квартире проживает пять человек.
Представитель Министерства здравоохранения и социального развития РК в судебном заседании не присутствовал, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, представили отзыв, из которого следует, что Министерство здравоохранения и социального развития не считают себя надлежащим заинтересованным лицом в рассматриваемом деле, поскольку правоотношения в сфере постановки граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях отнесены к вопросам местного значения. Согласно нормам Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Министерство, как исполнительный орган государственной власти Республики Карелия, не имеет полномочий по вмешательству в деятельность администрации Петрозаводского городского округа и даче данной администрации обязательных для исполнения указаний; оспариваемое решение было принято не Министерством, а органом местного самоуправления. Какого-либо влияния на принятие данным органом указанного решения Министерство не оказывало. Также из отзыва следует, что в Республике Карелия предоставление гражданам меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с Законом Республики Карелия от 28 июля 2010 года №1414-ЗРК «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов и членов семей погибших (умерших) ветеранов, проживающих на территории Республики Карелия» и постановлением Правительства Республики Карелия от 23 июня 2006 года №81-П «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Постановление №81-П), которым утвержден Порядок предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Реализация права на данную меру социальной поддержки осуществляется в форме предоставления субсидии на приобретение жилого помещения в собственность. При поступлении соответствующих документов от органов местного самоуправления Межведомственная комиссия рассматривает вопрос об определении граждан - кандидатов на обеспечение жильем путем внесения граждан в единый по Республике Карелия список граждан по очередности, определяемой в хронологической последовательности, в которой каждый из граждан был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - единый список). Таким образом, решение о включении того или иного гражданина в единый список либо решение об отказе во включении принимается Межведомственной комиссией (пункты 3 и 4 Порядка, пункт 3 Положения о Межведомственной комиссии, утвержденного Постановлением №81-П). Предоставление ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета осуществляется однократно при условии постановки их органом местного самоуправления на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставления органом местного самоуправления соответствующих сведений в Министерство. является членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны (удостоверение о праве на меры социальной поддержки серии В № от ДД.ММ.ГГГГ). Однако в связи с отсутствием сведений о постановке истца на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, Министерство не имеет возможности вынести на рассмотрение Межведомственной комиссии вопрос о включении истца в единый список и предоставить ей меру социальной поддержки по обеспечению жильем.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
В силу пункта 1 статьи 23.2 силу пункта 1 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,16 и 21 со статьями 14,16 и 21со статьями 14,16 и 21 со статьями 14,16 и 21 со статьями 14,16 и 21 со статьями 14,16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,15,17-19 и 21 со статьями 14,15,17-19 и 21со статьями 14,15,17-19 и 21 со статьями 14,15,17-19 и 21со статьями 14,15,17-19 и 21 со статьями 14,15,17-19 и 21 со статьями 14,15,17-19 и 21 со статьями 14,15,17-19 и 21 со статьями 14,15,17-19 и 21 со статьями 14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» установлена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно ст. ст. 13, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта (п.7 ст. 52 Кодекса).
Законом Республики Карелия от 06.02.2006г. № 958-ЗРК «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и некоторых вопросах предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Республике Карелия», определен данный порядок.
Решением Петрозаводского городского совета № XXV/XXV-256 от 27.12.2005г. «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в г. Петрозаводске», установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе Петрозаводске в размере 10 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Как установлено судом и следует из материалов дела, , ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, с учетом льгот, установленных членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны. Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ заявителю было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
Согласно удостоверения серии В №, выданного <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих, имеет первую группу инвалидности по общему заболеванию.
В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» одним из условий возникновения у граждан права на данную меру социальной поддержки является постановка их на учет нуждающихся в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий). Наличие у ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним категорий граждан права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета не может быть поставлено в зависимость от календарной даты постановки их на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также от их имущественного положения.
Предоставление ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета осуществляется однократно при условии постановки их органом местного самоуправления на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставления органом местного самоуправления соответствующих сведений в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ года рождения <данные изъяты> выдан паспорт гражданина <данные изъяты>. Согласно справке <данные изъяты>» зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ постоянно. Ранее заявитель проживала по адресу: <адрес>, где принадлежало <данные изъяты> долей в праве собственности. В ДД.ММ.ГГГГ году указанная доля квартиры была подарена дочери заявителя. Поскольку являлась гражданкой <данные изъяты>, она обратилась в судебную инстанцию общей юрисдикции <данные изъяты> с иском о признании договора дарения <данные изъяты> долей квартиры недействительным. Как указано в решении Верховного Суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставившим неизменным решение Апелляционного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым решение суда Первой инстанции общей юрисдикции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении иска было оставлено без изменения, материалами дела не подтверждается что оспариваемая сделка совершена против воли , под воздействием обмана, принуждения, угроз. Справкой № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> подтверждено отсутствие государственной регистрации права собственности в отношении недвижимого имущества в пределах <адрес> за
Согласно справке о регистрации <данные изъяты>» (форма №) в квартире по адресу: <адрес> зарегистрированы: , ее сын , невестка , внучки ФИО4 и ФИО5. Как следует из пояснений сторон вселена в указанную квартиру как член семьи сына
Квартира, общей площадью 85,3 кв.м. принадлежит на праве собственности невестке заявителя на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ (Свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ). С ДД.ММ.ГГГГ года и состоят в зарегистрированном в установленном порядке браке, что не оспаривается сторонами.
В соответствии со ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Следовательно, утверждение заявительницы о том, что она не является членом семьи собственника, не обосновано, поскольку сын заявительницы является наравне с супругой законным владельцем указанной квартиры.
Согласно ст. ст. 292 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим жилым помещением наравне с собственником.
Таким образом, исходя из того, что являясь матерью супруга , вселена в квартиру по адресу: <адрес> качестве члена семьи собственника жилого помещения, проживает в квартире, обеспеченность каждого члена семьи составляет более учетной нормы (17,18 кв.м.) общей жилой площади в квартире, суд не находит правовых оснований для признания постановления Администрации Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма» незаконным. Следовательно, правовых оснований для удовлетворения требований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Снигур
Мотивированное решение составлено 08.08.2011 года.