Дело № 2-953/2013.
Р Е Ш Е Н И Е.
Именем Российской Федерации.
22 мая 2013 года. г. Пермь.
Свердловский районный суд г. Перми в составе
председательствующего судьи Яринской Ю.А.,
при секретаре Плетеневой Е.Ю.,
с участием представителя истца Заббарова С.Р., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьева А. М. к Департаменту земельных отношений Администрации г. Перми о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства,
У С Т А Н О В И Л :
Григорьев А.М. обратился в суд с иском к Департаменту земельных отношений Администрации г. Перми, Администрации г. Перми о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства. <данные изъяты> Сообщением начальника ДЗО Администрации г. Перми от 17.07.2012 года ему было отказано в предоставлении земельного участка по тому основанию, что « согласно письму от 20.09.2010 г. № 3.31-21/720 председателя Комитета по строительству и земельным отношениям Государственной Думы РФ реализация абзаца 14 <данные изъяты>, предусматривающего первоочередное предоставление земельных участков инвалидам под индивидуальное жилищное строительство, не представляется возможной, поскольку порядок предоставления земельных участков данной категории граждан ФЗ не урегулирован… решение проблемы исполнения норм о первоочередном предоставлении земельных участков на территории г. Перми и Пермского края возможно путем принятия закона Пермского края. Администрацией г. Перми подготовлен проект закона Пермского края «О предоставлении земельных участков гражданам, имеющим право на первоочередное приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства..» таким образом, реализация права, <данные изъяты> будет возможна после принятия вышеуказанного закона Пермского края.
Истец считает данные доводы Департамента земельных отношений Администрации г. Перми не обоснованными.
На основании справки № № истцу установлена третья группа инвалидности бессрочно. Согласно выписке Росреестра по Пермскому краю, в НГРП сведения о зарегистрированных правах на земельный участок отсутствуют. Согласно выписки из ЕГРП, представленной Управлением Росреестра по Пермскому краю имеются сведения о наличии у истца общей долевой собственности, 1/3 доли в 1-комнатной квартире, расположенной по <адрес>. Согласно паспорта истца, справки из УК «Мой дом» он зарегистрирован и проживает в квартире по <адрес> общей -S1-. Вместе с ним проживают и зарегистрированы <данные изъяты> - ФИО1, <данные изъяты> – ФИО2 Иного жилого помещения у них нет.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 ЗК РФ. Согласно ч.2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ.
Решением Пермской городской Думы № 315 от 28.10.2008 года утверждено положение «О предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми», п. 5.1 которого установлены предельные сроки аренды земельных участков. При предоставлении земельных участков на новый срок – первоначальный срок для ИЖС – 10 лет. <данные изъяты>
Тот факт, что в настоящее время не разработан порядок первоочередного предоставления <данные изъяты> земельных участков под ИЖС, не может свидетельствовать о том, что <данные изъяты> не могут воспользоваться своим правом, <данные изъяты> на получение в первоочередном порядке земельных участков в пользование. Кроме того, он является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Решением Пермской городской Думы от 30.05.2006 года № 103 утверждена учетная норма площади жилого помещения по г. Перми в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Из представленных документов следует, что он нуждается в улучшении жилищных условий, так как проживает в квартире, площадь которой на каждого члена семьи составляет меньше учетной нормы жилого помещения по <адрес>- -S3- (из расчета: -S1-) и не имеет иного недвижимого имущества.
В связи с изложенным истец просит признать отказ ДЗО Администрации г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по <адрес> незаконным. Обязать ДЗО Администрации г. Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Григорьева А.М., путем предоставления Григорьеву А.М. в аренду указанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без проведения аукциона сроком на 10 лет.
В судебном заседании представитель истца на иске настаивал в полном объеме, доводы, изложенные в заявлении, поддержали.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещался, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что истец в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на учете не состоит. Доказательств в этой части не представлено.
Третьи лица: Администрация г. Перми, Управление жилищных отношений администрации г. Перми в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные документы дела, суд находит заявленные Григорьева А.М. обоснованными и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Из содержания ч.1 ст. 17 ФЗ № 181-ФЗ следует, что возможность обеспечения <данные изъяты> жилой площадью непосредственно связана с нуждаемостью указанных лиц в улучшении жилищных условий. Предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального строительства следует рассматривать в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилом помещении граждан.
В силу ч.1 ст. 28 Земельного Кодекса РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
Как указано в ч.1 ст. 30.1 Земельного Кодекса РФ, земельные » участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, в случаях установленных п.п. 5 п.1 ст. 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Согласно ч. 2 ст. 30.1 Земельного Кодекса РФ, продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных п.п. 5 п.1 ст. 24, п.п. 2.1 ст. 30 и п.п. 27 ст. 38.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.3 ст. 30.1 Земельного Кодекса РФ, предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный ст. 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом, соответственно, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
<данные изъяты>
В силу ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющего иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и(или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В ходе исследования собранной по настоящему делу совокупности доказательств судом установлены следующие обстоятельства.
Григорьев А.М. является инвалидом третьей группы, что подтверждено справкой серии № (л.д. 9).
ДД.ММ.ГГГГ Григорьев А.М. обратился в Департамент земельных отношений Администрации г. Перми с заявлением о предоставлении ему в пользование земельного участка расположенного -S4-, расположенного по <адрес> имеющий кадастровый № для индивидуального жилищного строительства (л.д. 6).
В письменном сообщении о рассмотрении обращения за № от ДД.ММ.ГГГГ Григорьеву А.М. в удовлетворении заявления было отказано по мотиву отсутствия механизма реализации п. 14 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Предложено после утверждения указанного порядка, который разрабатывается Администрацией <адрес>, вновь обратиться с данной просьбой в Администрацию города, (л.д. 7).
Согласно выписки из единого государственного реестра права на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющееся у него объекты недвижимого имущества Григорьев А.М. имеет долевую (1/3) собственность в <данные изъяты>-комнатной квартире № дома № по <адрес>, (л.д. 14).
Из справки УК «Мой дом» № от ДД.ММ.ГГГГ Григорьев А.М. зарегистрирован и постоянно проживает в указанной квартире. Общая площадь данной квартиры составляет -S1-, жилая – -S5-. В указанной квартире вместе с ним зарегистрированы и проживают: <данные изъяты> - ФИО1. <данные изъяты> –ФИО2 (л.д. 21).
Иной собственности истец не имеет, (л.д. 48).
Испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет, расположен в зоне, предназначенной для осуществления жилищного строительства, ему присвоен кадастровый № (л.д. 52-54).
На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Григорьева А.М.
Истец Григорьев А.М. является инвалидом третьей группы бессрочно. Данный факт нашел свое подтверждение в судебном заседании.
В силу ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», являясь инвалидом, он относится к категории лиц, имеющим право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Факт нуждаемости истца в улучшении жилищных условий суд находит установленным, поскольку количество проживающих в жилом помещении по <адрес>, составляет три человека, общая площадь квартиры составляет -S1-. Право собственности перечисленных в справке лиц возникло в силу безвозмездной передачи им имущества в собственность. Иной собственности у истца нет. Доля в жилом помещении, приходящаяся на каждого из проживающих в указанной квартире ниже установленной в г. Перми учетной нормы площади (-S2-) и составляет -S3-.
Вышеназванная мера социальной поддержки является дополнительной гарантией реализации жилищных прав инвалидов. При этом, как следует из названия приведенной нормы, регулирующей обеспечение инвалидов жилой площадью, содержащиеся в ней гарантии непосредственно направлены на обеспечение инвалидов жилой площадью. Из толкования во взаимосвязи части 1 и части 14 статьи 17 вышеназванного Закона следует, что возможность обеспечения инвалидов жилой площадью непосредственно связана с нуждаемостью указанных лиц в улучшении жилищных условий. Следовательно, предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с учетом цели использования земельного участка, следует рассматривать в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилом помещении граждан. Таким образом, действующее законодательство (ст. 17 Закона № 181-ФЗ) ставит в зависимость право инвалидов на первоочередное получение земельного участка для жилищного строительства от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий.
Факт нуждаемости Григорьева А.М. в улучшении жилищных условий судом установлен. <данные изъяты>
<данные изъяты> Продажа права на аренду земельных участков, в том числе и для инвалидов, посредством аукционов суд находит не основанной на нормах закона. Аукционы представляют собой продажу имущества с публичных торгов, при которых продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление чего-либо при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка и т.д.), а также обязательное условие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.
На основании изложенного, суд признает незаконным отказ ДЗО Администрации г. Перми от 17.07.201 года и возлагает на него обязанность предоставить Григорьеву А.М. земельный участок с кадастровым № общей -S4-, расположенный по <адрес>.
Принимая во внимание социальную значимость спорных правоотношений, обеспечение Конституцией Российской Федерации права каждого инвалида на достойные условия жизни, учитывая, что факт нуждаемости Григорьева А.М. в улучшении жилищных отношений нашел свое подтверждение в судебном заседании, суд приходит к выводу, что у суда имеются правовые основания для удовлетворения исковых требований Григорьева А.М.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Григорьева А. М. к Департаменту земельных отношений Администрации г. Пермь о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка и возложении обязанности предоставить земельный участок для строительства жилого дома в первоочередном порядке без проведения аукциона удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 17.06.2012 года № в предоставлении земельного участка по <адрес>.
Обязать Департамент земельных отношений администрации города Перми предоставить в аренду за плату Григорьеву А. М., ДД.ММ.ГГГГр., земельный участок с кадастровым № общей -S4-, расположенный по <адрес>, <данные изъяты> в первоочередном порядке без проведения аукциона сроком на 10 лет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой в течение месяца со дня изготовления мотивировочной части решения через Свердловский районный суд г. Перми.
Судья Ю.А. Яринская