УИД 10RS0011-01-2020-002779-14
№ 12-334/2020
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
13 мая 2020 г. г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия (Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33) Кузнецова Ирина Александровна, при секретаре Аксеновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника администрации Петрозаводского городского округа Слабко К.Ю. на постановление исполняющего обязанности начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия от 28 февраля 2020 г. № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Петрозаводского городского округа,
установил:
постановлением исполняющего обязанности начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия № от 28 февраля 2020 г. администрация Петрозаводского городского округа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 60000 руб.
С таким постановлением не согласна защитник администрации Петрозаводского городского округа Слабко К.Ю., в жалобе просит признать его незаконным и отменить. Указывает, что имеются обстоятельства, объективно не позволяющие администрации Петрозаводского городского округа исполнить решение суда, требования пристава-исполнителя в установленные сроки. Вопросы расширения доступности дошкольного образования отнесены к числу приоритетов деятельности администрации Петрозаводского городского округа. Демографические процессы в городе характеризуются стабильной тенденцией к росту детского населения за счет естественного и миграционного приростов. Улучшение демографической ситуации и резко возросшие миграционные процессы в г. Петрозаводске (в первую очередь из районов Республики Карелия, а также из других регионов страны) влияют на изменение численности детей дошкольного возраста, которая с 2015 по 2018 годы возросла на 1762 ребенка. Численность детей дошкольного возраста, проживающих в г.Петрозаводске, в 2013 г. составляла 22565 человек (от 0 до 7 лет), в 2018 г. - 27139 человек, что на 4574 ребенка больше, чем в 2013 г. Количество воспитанников детских садов в 2013 г. составляло 13878 (до 7 лет), по состоянию на 11 ноября 2019 г. число детей, посещающих детские сады г. Петрозаводска, составило 16494 человек. Увеличение составляет 2616 детей. По состоянию на 11 ноября 2019 г. в единой городской очереди зарегистрировано 13913 детей в возрасте от 3 до 7 лет, из них в возрасте от 1,5 до 3 лет - 2581. В целях обеспечения доступности дошкольного образования на территории Петрозаводского городского округа проводились мероприятия за счет средств федерального, республиканского и городского бюджетов, такие как реконструкция возвращенных в систему образования зданий, капитальный ремонт действующих и строительство новых зданий дошкольных образовательных организаций, открытие дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных организациях, а также развитие вариативных форм предоставления услуг дошкольного образования (групп кратковременного пребывания). В период с 2015 г. по 2018 г. на территории Петрозаводского городского округа введено 1592 места. В результате оптимизации списочной численности, которая была проведена в 15 дошкольных учреждениях в течение 2017 и 2018 г.г., дополнительно принято 396 детей раннего возраста. Кроме того, в 2019-2020 учебном году планируется ввести 550 дополнительных мест для детей раннего возраста за счет перепрофилирования помещений и оптимизации списочной численности ряда образовательных учреждений. Несмотря на предпринимаемые меры, проблема обеспеченности детей в возрасте от 1,5 до 3 лет местами в дошкольных образовательных организациях на территории Петрозаводского городского округа не до конца решена. По состоянию на 26 июня 2019 г. число детей указанного возраста, состоящих на учете в единой городской очереди, составила 2581. На период решения проблемы дефицита мест в дошкольных учреждениях предоставляется адресная социальная помощь в виде денежной выплаты в размере 3,7 тыс. рублей малообеспеченным гражданам следующих категорий: одинокий родитель, родитель детей-инвалидов, многодетный родитель, имеющим ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет, совместно проживающего с ним и не получившего направление в образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Ежемесячно денежную выплату получают порядка 260 семей. Таким образом, администрацией Петрозаводского городского округа приняты все возможные меры по обеспечению детей от 1,5 лет, находящихся в очереди, местами в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Назначенное наказание в виде штрафа в указанном размере не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и приведет к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов привлекаемого к административной ответственности юридического лица, учитывая, что администрация Петрозаводского городского округа является бюджетным учреждением, доходы которого формируются посредством фискальной функции, и в силу своего положения администрация Петрозаводского городского округа несет на себе значительное количество социальных функций, требующих финансирования.
В судебное заседание участвующие в деле лица не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просили провести судебное заседание в свое отсутствие.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы настоящего дела, материалы дела об административном правонарушении №10, материалы исполнительного производства №, материалы гражданского дела №, проверив дело в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 50000 до 70000 руб.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и частью 1 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Основанием для привлечения администрации Петрозаводского городского округа к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило то обстоятельство, что, являясь должником по исполнительному производству №, возбужденному 6 ноября 2015 г. на основании исполнительного листа №, выданного Петрозаводским городским судом Республики Карелия на основании решения по гражданскому делу №, вступившего в законную силу 7 мая 2013 г., администрация Петрозаводского городского округа вновь не исполнила требование судебного пристава-исполнителя от 22 октября 2019 г. № об исполнении требований исполнительного листа в срок до 22 ноября 2019 г., а именно: обязанности администрации Петрозаводского городского округа создать места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в количестве, необходимом для обеспечения ими детей в возрасте от 1,5 лет, состоящих на учете в общегородской очереди, в срок до сентября 2015 г.
При этом, как следует из материалов дела и материалов исполнительного производства, в связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя от 28 декабря 2015 г. с администрации Петрозаводского городского округа взыскан исполнительский сбор в сумме 50000 руб.
14 апреля 2016 г. на основании постановления начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия администрация Петрозаводского городского округа привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В течение 2016-2019 г.г. администрация Петрозаводского городского округа многократно привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определениями Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 30 января 2017 г., от 23 апреля 2019 г., от 18 декабря 2019 г. в удовлетворении заявления администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении отсрочки исполнения решения Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 25 марта 2013 г. отказано.
Решение суда до настоящего времени не исполнено.
Вышеуказанные обстоятельства и вина администрации Петрозаводского городского округа в совершении правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, требованиями судебного пристава-исполнителя, которые направлялись в адрес должника и не были исполнены, иными письменными материалами дела и материалами исполнительного производства.
Позиция привлеченного лица о невиновности в инкриминируемом правонарушении является неубедительной и не может служить основанием для отмены оспариваемого постановления о наложении административного штрафа, поскольку опровергается собранными по делу доказательствами, свидетельствующими о том, что судебное решение не исполняется должником по исполнительному производству на протяжении длительного времени.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный в требовании, судебному приставу-исполнителю должником представлено не было.
Обстоятельств относительно фактической невозможности исполнения обязанности по созданию мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в количестве, необходимом для обеспечения ими детей в возрасте от 1,5 лет, состоящих на учете в общегородской очереди, возложенной решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия по делу №, и исполнения требования исполнительного документа в установленные судебным приставом-исполнителем сроки не установлено.
Таким образом, доводы жалобы о принятии администрацией Петрозаводского городского округа мер, направленных на исполнение судебного акта, судьей расцениваются как несостоятельные, так как сведения о наличии объективной невозможности исполнения должником возложенной решением суда обязанности в срок, установленный требованием от 22 октября 2019 г., при проявлении должной степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела отсутствуют, в связи с чем постановление должностного лица следует признать законным.
Учитывая изложенное, обоснованность привлечения администрации Петрозаводского городского округа к административной ответственности по 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает.
Оснований для освобождения администрации Петрозаводского городского округа от административной ответственности, в том числе на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом конкретных обстоятельств допущенного нарушения не имеется.
Вместе с тем, судья полагает возможным снизить размер административного штрафа по следующим основаниям.
Санкция части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наказание в виде административного штрафа для юридических лиц от 50000 до 70000 руб.
Как прямо закреплено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения, применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.
Частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Однако, назначенное в данном случае наказание в виде административного штрафа в размере 60000 руб. не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приведет к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов привлекаемого к административной ответственности юридического лица, учитывая, что администрация Петрозаводского городского округа является бюджетным учреждением, доходы которого формируются посредством фискальной функции, и в силу своего положения администрация Петрозаводского городского округа несет на себе значительное количество социальных функций, требующих финансирования.
Принимая во внимание изложенное, судья приходит к выводу об изменении постановления должностного лица от 28 февраля 2020 г. в части назначенного наказания, наказание в виде административного штрафа в размере 60000 руб. следует снизить до 50000 руб.
Руководствуясь положениями статей 30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление исполняющего обязанности начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия от 28 февраля 2020 г. № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Петрозаводского городского округа изменить, уменьшив размер назначенного администрации Петрозаводского городского округа административного штрафа с 60000 руб. до 50000 руб.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, д. 27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Красная, д.33) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: 190900, г. Санкт-Петербург, ВОХ № 1413, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья И.А. Кузнецова