Дело № 12-160/17
Р Е Ш Е Н И Е
24 августа 2017 года. город Минеральные Воды.
Судья Минераловодского городского суда Ставропольского края Залугин С.В. с участием защитника главы Минераловодского городского округа Перцева С.Ю. по доверенности Королева В.В., рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Минеральные Воды жалобу жалобы главы Минераловодского городского округа Перцева С.Ю. на постановление № 17/Ф/1-321/3 главного специалиста-эксперта отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Роспироднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Слепых О.В. от 28 июня 2017 года по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главы Минераловодского городского округа Перцева С.Ю., .............. года рождения, уроженца села .............., проживающего по адресу: .............., переулок Новый, ..............А,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением № № 17/Ф/1-321/3 главного специалиста-эксперта отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Роспироднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Слепых О.В. от 28 июня 2017 года должностное лицо - глава Минераловодского городского округа Перцев С.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В своей жалобе глава Минераловодского городского округа Перцев С.Ю. просит отменить состоявшиеся по делу постановление с прекращением производства по делу.
Лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении – глава Минераловодского городского округа Перцев С.Ю., в установленном порядке извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился и не ходатайствовал об отложении дела.
В связи с чем, судья считает возможным рассмотреть данное дело, в отсутствие лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении – Перцева С.Ю.
В судебном заседании защитник главы Минераловодского городского округа Перцева С.Ю. по доверенности Королев В.В. доводы, изложенные в жалобе, поддержал, дал суду пояснения аналогичные доводам, изложенным в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.
Просит отменить состоявшиеся по делу постановление с прекращением производства по делу.
Изучив доводы жалобы главы Минераловодского городского округа Перцева С.Ю., пояснения его защитника Королева В.В. и исследовав материалы дела, оценивая, доказательства по делу в их совокупности, считает необходимым жалобу главы Минераловодского городского округа Перцева С.Ю. оставить без удовлетворения, а постановление по делу об административном правонарушении – без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
Из материалов дела следует, что в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее по тексту - Департамент) поступило обращение от 14.04.2017 года № 3-87/13-03 о том, что в реке Кума с восточной стороны от станицы Подгорной Георгиевского района Ставропольского края и на западной стороне от станицы Александрийской в заводи обнаружены следы нефтяного мазута.
По указанному факту 17.04.2014 года Департаментом было возбуждено дело об административном правонарушении по факту и проведено административное расследование.
В рамках данного расследования 18.04.2017 года были отобраны пробы сточной и природной воды (протокол взятия проб и образцов от 18.04.2017 г. № 17-3- 87/13-03/Ф/1-195/2, акт отбора проб от 18.04.2017 г. № 50).
В рамках отбора был определен источник из которого поступала загрязненная вода нефтепродуктами. Источником являлся канал, расположенный на пересечении улиц Астраханская и переулка Северный города Минеральные Воды по географическим координатам 44°13’35.4" СШ 43°08'10.1" ВД.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранная зона реки Кума составляет 200 м. Сбросной канал полностью находится в водоохраной зоне реки Кума.
Указанный канал расположен полностью в водоохраной зоне реки Кума. Вода в указанный канал поступает через две трубы.
Также были отобраны пробы природной воды выше и ниже данного канала.
Отбор проб сточной воды с канала в реку Кума был произведен три раза с промежутком в 1 час (пробы № 154, № 157 и № 160).
Согласно проведенных анализов специалистами филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по КМВ» (протокол испытаний (измерений) проб воды от 24.04.2017 г. № 50/1) в пробе № 154 концентрация следующих загрязняющих веществ составила по: сульфат-ионам - 340,0 ± 50,0 мг/дм3; ион аммония - 11,5 ± 2,4 мг/дм3; нитрит-ионы - 0,590 ± 0,080 мг/дм3; фосфат-ионам - 1,02 ± 0,14 мг/дм3; фосфор фосфатов - 0,33 ± 0,10 мг/дм3; БПК - 11,09 ± 1,5 мгО2/дм3; нефтепродукты – 18,0 ± 4,7 мг/дм3.
В пробе № 157 концентрация следующих загрязняющих веществ составила по: сульфат-ионам - 350,0 ± 60,0 мг/дм3; ион аммония - 11,6 ± 2,4 мг/дм3; нитрит-ионы - 0,580 ± 0,080 мг/дм3; фосфат-ионам - 1,10 ± 0,15 мг/дм3; фосфор фосфатов - 0,36 ± 0,10 мг/дм3; БПК - 13,0 ± 1,7 мгО2/дм3; нефтепродукты – 1,7 ± 4,4 мг/дм3.
В пробе № 160 концентрация следующих загрязняющих веществ составила по: сульфат-ионам - 350,0 ± 60,0 мг/дм3; ион аммония - 10,5 ± 2,2 мг/дм3; нитрит-ионы - 0,590 ± 0,080 мг/дм3; фосфат-ионам - 1,15 ± 0,16 мг/дм3; фосфор фосфатов - 0,38 ± 0,11 мг/дм3; БПК - 11,3 ± 1,5 мгО2/дм3; нефтепродукты – 19,0 ± 4,9 мг/дм3.
Согласно писем от 11.05.2017 года № 02/4-3234 и от 03.05.2017 года № 07-12/317 в государственном водном реестре не зарегистрированы водопользователи, которые непосредственно осуществляют данный сброс сточных вод.
В статье 1 Водного Кодекса Российской Федерации даны понятия «сточные воды» и «дренажные воды». Так, под сточными водами понимаются дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади. Под дренажными водами понимаются воды, отвод которых осуществляется дренажными сооружениями для сброса в водные объекты.
В рамках расследования в адрес Администрации был направлен запрос от 25.04.2017 г. № 17-3-87/13-03/Ф/1-195/5. На данный запрос Администрация пояснила (письмо от 05.05.2017 г. №1191/17-02), что указанный вышеуказанный. сброс сточных вод осуществляется с территории общего пользования города Минеральные Воды, также источником данного сброса является выпуск городской ливнеотводящей системы. По данной ливнеотводящей системе могут отводится сточные воды от погодных условий, хозяйственно-бытовой жизнедеятельности населения и промышленная деятельность.
Также Администрация сообщила, что ливневый коллектор расположенный по переулку Северный города Минеральные Воды, числится в реестре муниципальной собственности Минераловодского городского округа.
Постановлением № 17/Ф/1-321/3 главного специалиста-эксперта отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Роспироднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Слепых О.В. от 28 июня 2017 года должностное лицо - глава Минераловодского городского округа Перцев С.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
При проверке законности и обоснованности постановления о назначении наказания, прихожу выводу о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ. Частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
Согласно статье 1 Водного кодекса РФ водопользователь - это физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом; использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
Пунктом 5 части 2 статьи 39 Водного кодекса РФ предусмотрена обязанность собственников водных объектов, а также водопользователей при использовании водных объектов вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Материалами дела установлено, что администрация Минераловодского городского округа осуществляет эксплуатацию канала и сброс сточных вод в водный объект, следовательно, является фактическим пользователем водного объекта и обязано исполнять требования законодательства в области охраны водных объектов и учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества.
Таким образом, в силу статьи 1 Водного кодекса РФ, Общество, как лицо использующее водный объект с целью сбрасывания сточных вод, является водопользователем.
Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества утвержден Приказом Минприроды РФ № 205 от 08.07.2009 (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества возлагается на физические или юридические лица, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных вод и (или) дренажных вод. Собственники водных объектов осуществляют учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества в случае использования таких водных объектов в указанных целях.
Согласно пункту 6 Порядка измерение объемов забора (изъятия) воды или сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных вод и (или) дренажных вод установкой на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных и (или) дренажных вод средств измерения расходов (уровней) воды. Средствами измерения оснащаются также узлы передачи воды в системы оборотного водоснабжения, повторного использования сточных вод, передачи (приема) воды потребителям.
В соответствии с пунктом 9 Порядка по согласованию с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений объем забранной воды (сбрасываемых сточных вод) определяется исходя из времени работы и производительности технических средств (насосного оборудования), норм водопотребления (водоотведения) или с помощью других методов (формы 1.5 – 1.6 приложения к Порядку).
Административным органом установлено, что выпуск сточных вод с очистных в реку Кума не оснащен узлами учета объема сбрасываемых сточных вод, учет сбрасываемых сточных вод не ведется, не согласован в соответствии с требованиями пункт 9 Порядка с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов. Контроль качества сбрасываемых сточных вод не осуществляется, что является нарушением правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты и образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ.
Обстоятельства совершения главой Минераловодского городского округа Перцевым С.Ю. инкриминируемого правонарушения изложены в протоколе об административном правонарушении, постановлении должностного лица административного органа, как и нормы закона, несоблюдение которых было допущено им, проверка законности и обоснованности которых показывает, что выводы должностного лица основываются на достоверных доказательствах, которые были всесторонне и полно исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Доказательств, подтверждающих уважительные причины невыполнения требований действующего законодательства, должностным лицом не представило.
У должностного лица главы Минераловодского городского округа Перцева С.Ю. имелась возможность для организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, но им не были приняты все зависящие от него меры по их обеспечению.
В жалобе глава Минераловодского округа Перцев С.Ю., а также его защитник Королев В.В. в судебном заседании факт загрязнения водного объекта в границах городского округа не отрицали.
Таким образом, осуществление мероприятий, связанных с охрана окружающей среды и обеспечением экологической безопасности Минераловодского городского округа Ставропольского края, в том числе и на территории водоохранной зоны, возложена на администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края.
При таких обстоятельствах доводы заявителя жалобы о том, что он не является ненадлежащим субъектом вменяемого ему правонарушения и ответственность за совершенное правонарушение лежит на лице, непосредственно сбрасывающие нефтяные отходы в ливневые системы, считаю несостоятельными.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и доказательств, оснований для которой не имеется.
Доводы жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют сведения о лице, непосредственно сбрасывающем нефтяные отходы в ливневые системы, не являются основанием для освобождения от ответственности, поскольку при производстве по делу юридически значимые обстоятельства должностным лицом и судьей районного суда определены правильно, существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
Факт совершения административного правонарушения должным образом установлен, наказание главе Минераловодского городского округа Перцеву С.Ю. назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ, в минимальном размере штрафа, предусмотренном санкцией части 1 статьи 8.14 КоАП РФ для должностных лиц. Доводы жалобы не нахожу влекущими отмену постановления должностного лица, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права и соответствующего существу и цели закона.
На основании изложенного и в соответствии со ст.1.5, ст.30.3, п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление № 17/Ф/1-321/3 главного специалиста-эксперта отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Роспироднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Слепых О.В. от 28 июня 2017 года о признании главы Минераловодского городского округа Перцева С.Ю. виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ и наложения на него административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, оставить без изменения, а жалобу главы Минераловодского городского округа Перцева С.Ю. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы в Минераловодский городской суд.
Судья
Копия верна:
Судья Минераловодского городского суда ФИО4