Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1031/2020 (2-7568/2019;) ~ М-7302/2019 от 16.12.2019

66RS0004-01-2019-010200-83

Гражданское дело № 2-1031/2020 (29)

Мотивированное решение изготовлено 26.06.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июня 2020 г. г. Екатеринбург

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области

в составе председательствующего судьи Тяжовой Т.А. при секретаре Степановой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области к Кривенко И. В. о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объекта культурного наследия в натуре,

установил:

Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области обратилось в суд с иском, просило возложить на Кривенко И.В. обязанность исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре в отношении объекта культурного наследия регионального (областного) значения, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> «В», входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) «Две лавки», расположенного по адресам: г. Екатеринбург, <адрес>, провести работы по ремонту и реставрации объекта культурного наследия в соответствии с требованиями статей 42, 43 и в порядке, установленном ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленного иска истец указал, что вышеназванный объект является объектом культурного наследия регионального значения и находится в собственности ответчика. В ходе мониторинга объекта культурного наследия 05.09.2013 и 17.02.2014 установлено, что внешний облик здания искажен современной отделкой главного западного фасада (керамическая плитка, пластиковые панели, бетонные плиты, рольставни на окнах и дверном проеме), изменением входной группы и рисунка оконных переплетов, на главном фасаде закреплены щиты рекламно-информационного характера без согласования с органом, осуществляющим полномочия по охране объектов культурного наследия. 18.01.2019 Управлением по результатам осмотра установлено, что западный главный фасад (со стороны <адрес>) обшит отделочным металлическим сайдингом «под дерево», покрытым колером темного тона; в верхней части одноэтажного фасада имеется вывеска «ЖАРИМ --- «50К/ГОСТЕЙ»---КОПТИМ»; на уровне окон имеется вывеска с режимом работы и наименованием «ИП ФИО»; на южном боковом и северном боковом фасадах установлены кондиционеры, в окне (южный фасад) - рольставни, имеются вандальные надписи и рисунки; отделочный слой имеет области повреждения, местами вспучен, отслаивается, частично утрачен; со стороны восточного дворового фасада в северной части имеется кирпичный пристрой (дата постройки неизвестна), в южной части к фасаду примыкает металлический контейнер, имеются вандальные надписи и рисунки, отделочный слой загрязнен, частично утрачен. Ответчик не принимает мер по обеспечению его сохранности, допустила проведение работ, не согласованных с Управлением, длительное время не проводит работ по сохранению объекта культурного наследия, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

В процессе рассмотрения дела определением суда от 23.01.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ООО «50 Костей».

В судебном заседании представитель истца по доверенности Алёхин Д.П. на иске настаивал по доводам, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика по ордеру адвокат Панасенко С.В. против удовлетворения иска возражал, пояснил, что истцом не представлено документальных подтверждений внешнего облика объекта культурного наследия, которым объект должен соответствовать в настоящее время. Все элементы охраны в наличии, угрозы для них не имеется. На момент приобретения ответчиком указанного объекта 17.12.1992 обременений в отношении имущества, указаний на его особый статус не имелось, фактически в момент приобретения от здания имелись только стены. На момент его приобретения ответчиком объект находился на грани разрушения, износ составлял более 71 %. С момента приобретения имущества ответчиком проводился ремонт здания, заменена кровля со стропильной группой, подведены инженерные системы, видоизменен облик здания. В период с 1992 по 2000 г.г. при отсутствии у здания охранного статуса внесены конструктивные изменения в здание в объеме более 70 %, в том числе заложена дверь, имевшаяся в тыльной части помещения, частично заложены оконные проемы внешней (фасадной) стороны, образовано окно в левой части помещения и др. Стены оставлены в первоначальных границах. За весь период охраны объекта культурного наследия с 2001 года органом охраны никаких мер к установлению реального состояния объекта принято не было, акты технического обследования не представлены. К 2001 году исторического облика здание не имело, ничего общего с ансамблем «Две лавки» принадлежащее ответчику здание не имеет. До момента выявления объекта культурного наследия, т.е. до 2001 года оно прекратило свое существование. Заявленными требованиями истец пытается возложить обязанность по воссозданию памятника культурного наследия. Отношения к уничтожению и разрушению объекта культурного наследия ответчик не имеет, возникновение обязанности по несению дополнительных расходов на разработку проекта реконструкции, проведение необходимых работ необоснованно по отношению к добросовестному собственнику.

Ответчик Кривенко И.В. и третье лицо ООО «50 Костей» о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представили.

С учетом мнения представителей истца и ответчика судом вынесено определение о рассмотрении дела при установленной явке в отсутствие ответчика и третьего лица.

Заслушав представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно преамбуле Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно подпункту 6 пункта 6 статьи 11 Федерального закона N 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.

В соответствии с подпунктом 13 пункта 18 Постановления Правительства Свердловской области от 28.12.2015 N 1216-ПП (ред. от 17.10.2019) "Об учреждении должностей государственной гражданской службы Свердловской области в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области и утверждении Положения, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области" в целях исполнения возложенных полномочий Управление предъявляет в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.

Как следует из материалов дела и установлено судом 17.12.1992 Екатеринбургским городским объединенным фондом имущества ТОО магазину «<данные изъяты>» в лице директора Кривенко И.В. в собственность ТОО магазин «Раритет» продано муниципальное предприятие магазин «Раритет» по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> «В» (л.д. 53-54). В связи с заключением 10.07.2000 между ООО «Раритет» и Кривенко И.В. договора о новации 14.08.2000 на здание по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> «В» зарегистрировано право собственности Кривенко И.В., собственником данного объекта является ответчик и в настоящее время.

Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2001 № 859-ПП «О постановке на государственную охрану вновь выявленных памятников истории и культуры» «Две лавки», второй половины XIX в., расположенный по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, отнесен к категории памятников истории и культуры местного значения (л.д. 10-11).

Согласно Приказу Министерства культуры Российской Федерации от <//> -р объект культурного наследия регионального значения «Две лавки», вторая половина XIX в. (ансамбль), расположенный по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, подлежит регистрации в реестре объектов культурного наследия с присвоением регистрационного номера . Согласно данным ЕГРН зарегистрировано обременение объекта.

Согласно ст.ст. 42, 43 Федерального закона № 73-ФЗ ремонт памятника - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

Реставрация памятника или ансамбля - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.

В соответствии с ч. 1 ст. 40, 45 данного закона сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

Прием документов, необходимых для получения задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, и выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.

Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.

Форма выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, порядок выдачи указанных документов, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Порядок подготовки и согласования проектной документации на работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, порядок утверждения формы разрешения и выдачи разрешения на проведение работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, определяются Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Приказом Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области от 26.11.2018 № 458 утвержден предмет охраны объекта культурного наследия регионального (областного) значения «Две лавки», расположенного по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, <адрес>, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (л.д. 12, 13).

05.09.2013 инспектором ГБУКСО НПЦ составлен акт по факту нарушения сохранности и использования объекта культурного наследия и его территории, из которого следует, что внешний облик здания искажен современной отделкой главного западного фасада (керамическая плитка, пластиковые панели, бетонные плиты, рольставни на окнах и дверном проеме), изменением входной группы и рисунка оконных переплетов, на главном западном фасаде закреплены щиты рекламно-информационного характера без согласования с МУГИСО. Аналогичного содержания акт был составлен и 17.02.2014. 18.01.2019 Управлением государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> составлен акт осмотра объекта культурного наследия «Две лавки», из которого следует, что фактический адрес обследуемого объекта <адрес> «В». Западный главный фасад (со стороны <адрес>) обшит отделочным металлическим сайдингом «под дерево», покрытым колером темного тона; в верхней части одноэтажного фасада имеется вывеска «ЖАРИМ --- «50К/ГОСТЕЙ»---КОПТИМ»; в уровне окон имеется вывеска с режимом работы и наименованием «ИП ФИО»; имеется фасадное освещение; окна пластиковые, цвет темный, на южном боковом и северном боковом фасадах установлены кондиционеры, в окне (южный фасад) - рольставни, имеются вандальные надписи и рисунки; отделочный слой имеет области повреждения, местами вспучен, отслаивается; на северном боковом фасаде имеется кондиционер, большая часть отделочного слоя утрачена до оголения кирпичной кладки, остальной отделочный слой загрязнен и запылен, имеется вандальный рисунок. Со стороны восточного дворового фасада в северной части имеется кирпичный пристрой (дата постройки неизвестна), в южной части к фасаду примыкает металлический контейнер, имеются вандальные надписи и рисунки, отделочный слой загрязнен, частично утрачен. К указанным акта представлена фототаблица.

01.03.2019 Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области обратилось к Кривенко И.В. с просьбой направить в Управление информацию о проведении работ на объекте культурного наследия в срок до 22.03.2019.

Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 16.09.2019 Кривенко И.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ (нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи), ей назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Решением судьи Свердловского областного суда от 20.11.2019 указанное постановление судьи Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 16.09.2019 оставлено без изменения.

Представленные ответчиком доказательства выполнения на объекте культурного наследия ремонтно-строительных работ подтверждают несение расходов на содержание объекта культурного наследия, однако не свидетельствуют о его сохранении с учетом его статуса.

Сопоставив имеющиеся в научно-проектной документации МКУ «Екатеринбургский центр по охране и использованию исторического и культурного наследия» (л.д. 112-125) фотографии принадлежащего ответчику объекта, а именно фотографий конца 1990-х г.г., 2002 г., 2018 г. и изображение этого же объекта в настоящее время (л.д. 108), суд приходит к выводу о том, что выполненные работы по устройству фасада из сайдинга, иные работы, в результате которых историческая форма объекта изменена, не соответствуют предмету охраны объекта культурного наследия, внешний облик здания видоизменен, даже по сравнению с фасадом здания, изображенным на фотографии конца 1990 г.

Доказательств того, что выполненные ответчиком работы на объекте культурного наследия были согласованы с уполномоченным органом, в материалы дела не представлено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона №73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу положений статьи 47.1 Федерального закона №73-ФЗ ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 Федерального закона №73-ФЗ требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр.

Согласно статье 47.3 Федерального закона Российской Федерации от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лицо, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 47.2 Федерального закона №73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона №73-ФЗ имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных данным Федеральным законом.

Поскольку объект культурного наследия находится в ненадлежащем состоянии, внешний облик здания видоизменен, в отсутствие мер по сохранению здание может быть разрушено, что в скором времени может повлечь за собой его утрату, исковые требования основаны на законе и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Суд считает возможным согласиться с необходимостью установлению срока исполнения решения суда, отвечающего требованиям разумности и не оспоренного ответчиком – 24 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Обязать Кривенко И. В. исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре в отношении объекта культурного наследия регионального (областного) значения, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> «В», входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) «Две лавки», расположенного по адресам: г. Екатеринбург, <адрес>, провести работы по ремонту и реставрации объекта культурного наследия в соответствии с требованиями статей 42, 43 и в порядке, установленном ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Кривенко И. В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья Тяжова Т.А.

2-1031/2020 (2-7568/2019;) ~ М-7302/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области
Ответчики
Кривенко Ирина Владимировна
Другие
ООО "50 КОСТЕЙ"
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Тяжова Татьяна Александровна
Дело на странице суда
leninskyeka--svd.sudrf.ru
16.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.12.2019Передача материалов судье
20.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.01.2020Судебное заседание
06.02.2020Судебное заседание
23.03.2020Судебное заседание
14.04.2020Судебное заседание
12.05.2020Производство по делу возобновлено
04.06.2020Судебное заседание
23.06.2020Судебное заседание
26.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее