Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1401/2020 ~ М-987/2020 от 13.04.2020

Дело № 2-1401/2020                                     копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Пермь                                 25 мая 2020 года

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Бородкиной Ю.В.,

при секретаре Белых О.А.,

с участием истца Вожаковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вожаковой ФИО8, действующей в защиту прав несовершеннолетней ФИО2, к Управлению образования муниципального образования «Пермский муниципальный район» о возложении обязанности по предоставлению несовершеннолетней места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,

УСТАНОВИЛ:

Вожакова ФИО9 действующая в защиту прав несовершеннолетней ФИО2, обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению образования муниципального образования «Пермский муниципальный район» о возложении обязанности по предоставлению несовершеннолетней места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Заявленные требования мотивирует тем, что она приходится матерью несовершеннолетних ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Истец с детьми зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>79. Вожакова ФИО10. своевременно зарегистрирована в отделе образования для направления в муниципальную дошкольную образовательную организацию по месту жительства. На настоящий момент истцу не поступало предложений об устройстве ребенка в детский сад по месту жительства. В настоящее время ребенку истца необходимо место в МДОО на полный день с учетом территориальной доступности от места их проживания. В приоритете рассматривает следующие детские сады: МАДОУ «Кондратовский Детский Сад «Акварельки», МАДОУ «Кондратовский Детский Сад «Ладошки». Просит учесть, что старший ребенок посещает МАДОУ «Кондратовский Детский Сад «Ладошки». С целью реализации права несовершеннолетнего ребенка на дошкольное образование истец неоднократно обращалась в отдел образования Управления образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район», а также в Министерство образования <адрес> с просьбой предоставить место в дошкольной образовательной организации. Управление образования в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении места несовершеннолетней Вожаковой ФИО11 в дошкольной образовательной организации в населенном пункте проживания отказало. В письме предлагается рассмотреть возможность предоставления места в МАДОУ «Гамовский детский сад «Радуга», МАДОУ «Гамовский детский сад «Мозаика», расстояние до которых от 20 до 26 км, в связи с чем, истец считает, что не отвечает меркам территориальной доступности. Считает, что права Вожаковой ФИО12, в связи с чем истец обратилась в суд в защиту прав своей несовершеннолетней дочери.

В судебном заседании истец Вожакова ФИО13 настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам, указанным в иске. Дополнительно указала, что дочери ФИО2 просит предоставить место в детском саду в д. Кондратово, поскольку Гамовский детский сад посещать неудобно в связи с отсутствием прямого транспортного сообщения. Управление образования не предлагало истцу предоставить место в детском саду.

Ответчик Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» не направило представителя в судебное заседание, извещено о времени и месте судебного разбирательства, представило письменные возражения на иск, из которых следует, что управление образования с заявленными исковыми требованиями Вожаковой ФИО14 не согласно по следующим основаниям. По итогам комплектования дошкольных образовательных организаций на 2019-2020 учебный год в МАДОУ «Кондратовский детский сад «Ладошки» и МАДОУ «Кондратовский детский сад «Акварельки» зачислены дети, родившиеся по ноябрь 2016 года включительно. Соответственно, детьми 2018 годов рождения данные детские сады не комплектовались. В настоящее время ФИО2 в очереди в детские сады д.Кондратово находится на 359 позиции. Льготы на внеочередное или первоочередное зачисление в детские сады в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации не имеет. В настоящее время зачисление ФИО2 в МАДОУ «Кондратовский детский сад «Ладошки» или МАДОУ «Кондратовский детский сад «Акварельки» невозможно по причине отсутствия свободных мест. Иные дошкольные образовательные учреждения по месту жительства ребенка отсутствуют. Возможность предоставления ФИО2 места в дошкольном образовательном учреждении непосредственно по месту жительства будет рассмотрена Управлением образования только в период комплектования муниципальных дошкольных образовательных организаций Пермского муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ учебный год (с 1 по ДД.ММ.ГГГГ). Для временного разрешения вопроса Управление образования при наличии письменного согласия родителей может рассмотреть возможность зачисления ФИО2 в МАДОУ «Кондратовский детский сад «Мозаика». При этом место в очереди в детские сады д.Кондратово за ней сохранится. Учитывая изложенное, Управление образования просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме (л.д. 33-37).

Выслушав объяснения истца, изучив материалы гражданского дела, суд установил следующие обстоятельства.

Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства – участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование и каждому гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.

В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

На основании пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Статьей 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать приём на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Таким образом, в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путём создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровней и направленности в течение всей жизни.

Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

В силу Положения об Управлении образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район», утвержденного решением Земского Собрания Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ , следует, что Управление является муниципальным органом управления образования на территории Пермского муниципального района, обеспечивающим государственную политику в области образования с учётом региональных и субрегиональных особенностей (пункт 1.2), является самостоятельным юридическим лицом (пункт 1.4), наделяется полномочиями по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в подведомственных муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункты 2.1, 2.1.2) (л.д. 38-57).

Положение о комплектовании образовательных организаций Пермского муниципального района, реализующих образовательную программу дошкольного образования, утверждено приказом Управления образования Администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 58).

Согласно указанному Положению установлено, что порядок комплектования применяется для комплектования дошкольных образовательных учреждений на текущий учебный год. Под учебным годом понимается период с 01 сентября текущего календарного года по 31 августа следующего календарного года (пункт 4.1); в дошкольные образовательные учреждения могут приниматься дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет (в исключительных случаях дети, не принятые в 1 класс по медицинским показаниям, могут посещать компенсирующие группы или группы общеразвивающей направленности до 8 лет) (пункт 4.9); комплектование дошкольных образовательных учреждений осуществляется по дате рождения ребенка. В первую очередь в дошкольное учреждение зачисляются дети более старшего возраста. Для комплектования дошкольных образовательных учреждений в Пермском муниципальном районе считать шаг возраста – 1 месяц, совпадающий с календарным месяцем года (пункт 4.10); непосредственное решение о предоставлении персонального места в дошкольном образовательном учреждении принимает комиссия управления образования по комплектованию дошкольных образовательных учреждений в Пермском муниципальном районе (пункт 4.2) (л.д. 59-68).

Комиссия действует на основании Положения о комиссии по комплектованию дошкольных образовательных учреждений Пермского муниципального района (пункт 4.3); срок плановой работы Комиссии с 1 по 15 июня каждого года (пункт 4.4). В случае отсутствия свободного места в дошкольном образовательном учреждении, указанном в заявлении родителей (законных представителей), комиссией может быть предложен вариант устройства ребенка в другие дошкольном образовательном учреждении Пермского муниципального района (пункт 4.15). Приём детей в дошкольные образовательные учреждения осуществляется на основании путёвки Управления образования и медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка (пункт 4.19). При зачислении ребёнка в дошкольное образовательное учреждение приоритетным правом пользуются дети, зарегистрированные в населённых пунктах, за которыми закреплено дошкольное образовательное учреждение в соответствии с приказом Управления «О закреплении образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, за территориями Пермского муниципального района». После комплектования детьми из закреплённых за учреждением населённых пунктов, при наличии свободных мест принимаются дети из иных населённых пунктов (пункт 4.11).

Материалами дела установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения приходится дочерью ФИО5 и ФИО7 (Трапезниковой) ФИО15., что подтверждается свидетельством о рождении, свидетельством о заключении брака (л.д. 15).

ФИО2 зарегистрирована по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>79, что следует из свидетельства о регистрации по месту жительства (л.д. 16).

Из приказа Управления образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за населенным пунктом – д.<адрес> закреплены следующие образовательные организации, осуществляющие деятельность по образовательным программам дошкольного образования: МАДОУ «Кондратовский детский сад «Акварельки»; МАДОУ «Кондратовский детский сад «Ладошки», МАДОУ «Гамовский детский сад «Мозаика» (л.д. 80-83).

ФИО1 обращалась в Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» с заявлением о предоставлении несовершеннолетней ФИО2 места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в территориальной доступности от места жительства ребенка, что подтверждается соответствующим обращением.

Из ответа Управления образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по итогам комплектования дошкольных организаций Пермского муниципального района на 2019-2020 учебный год МБДОУ «Кондратовский детский сад «Ладошки» и МАДОУ «Кондратовский детский сад «Акварельки» полностью укомплектованы. В указанные учреждения зачислены дети, родившиеся по ноябрь 2016 года включительно. Детьми 2017 и 2018 годов рождения указанные учреждения не комплектовались. В настоящее время ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находится в очереди в детские сады д.Кондратово на 357 позиции. Льготы на внеочередное или первоочередное зачисление в детские сады в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации не имеет. Зачисление в дошкольное образовательное учреждение возможно только в порядке возрастной очередности. Для временного разрешения вопроса Управление образования при наличии письменного заявления может рассмотреть возможность зачисления ФИО2 в МАДОУ «Гамовский детский сад «Мозаика» на период основного комплектования дошкольных образовательных организаций Пермского муниципального района в июне 2020 года. При этом место в очередности в МАОУ «Кондратовский детский сад «Ладошки» и МАДОУ «Кондратовский детский сад «Акварельки» за ребенком сохранится (л.д. 14).

Письменные возражения ответчика, в том числе полное укомплектование образовательных учреждений, подтверждаются соответствующим приказом Управления образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ и приложениями к нему, списками очередности детей в МАОУ «Кондратовский детский сад «Ладошки» и МАДОУ «Кондратовский детский сад «Акварельки» (л.д. 84-102).

Вместе с тем, суд находит, что несовершеннолетняя ФИО2 имеет право на получение бесплатного дошкольного образования.

Документы, представленные ответчиком, не указывают на предоставление ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места в каком-либо муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Следовательно, нарушено право ребенка на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, с учетом территориальной доступности.

Из положений статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что нарушенные права подлежат судебной защите.

Суд считает, что Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» должно предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях и своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместительности соответствующих образовательных учреждений.

Суд находит, что не предоставление ребенку места в дошкольном образовательном учреждении свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления возложенной на него законом обязанности по обеспечению общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, полномочия по обеспечению дошкольного образования возложены на Управление образования Администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район».

Таким образом, требование о возложении на Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» обязанности по предоставлению несовершеннолетней ФИО2 места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории Пермского муниципального района <адрес> с учетом требований территориальной доступности, правомерно и подлежит удовлетворению.

Указанная обязанность подлежит исполнению Управлением образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Суд считает, что месячный срок, в течение которого Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» обязано предоставить ребенку место в детском саду, является разумным и достаточным для надлежащего исполнения данной обязанности.

Руководствуясь статьями 194 – 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Вожаковой ФИО16, действующей в защиту прав несовершеннолетней ФИО2, удовлетворить.

Возложить на Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» обязанность по предоставлению ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории Пермского муниципального района <адрес> с учетом требований территориальной доступности, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья – подпись                            Ю.В. Бородкина

Решение в окончательной форме составлено 26 мая 2020 года.

Судья – подпись.

Копия верна.

Судья                                     Ю.В. Бородкина

подлинник подшит

в гражданском деле № 2-1401/2020

Пермского районного суда Пермского края

УИД: 59RS0008-01-2020-001302-81

2-1401/2020 ~ М-987/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Вожакова Виктория Викторовна
Информация скрыта
Ответчики
Управление образования администрации муниципального образования "Пермский муниципальный район
Суд
Пермский районный суд Пермского края
Судья
Бородкина Юлия Владимировна
Дело на странице суда
permsk--perm.sudrf.ru
13.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.04.2020Передача материалов судье
15.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2020Судебное заседание
26.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2021Дело оформлено
03.02.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее