Решение по делу № 2-1408/2021 ~ М-1219/2021 от 01.06.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 июля 2021 года г. Усть-Илимск Иркутская область

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Шушиной В.И.,

при секретаре судебного заседания Смирновой А.Н.,

с участием представителей истца: заместителя Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Железнова Э.А., действующего на основании прав по должности, помощника Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Игумновой Э.А., действующей на основании прав по должности,

представителя ответчика ООО «Туба-Лес» Малышева И.В., действующего на основании доверенности от 09.07.2021, сроком действия по 31.12.2021,

в отсутствие представителя третьего лица,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1408/2021 по исковому заявлению Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Туба-лес » о запрете проведения сплошных рубок в границах особо защитных участков леса,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проверки исполнения законодательства об охране животного мира ООО «Туба-лес» выявлены факты планирования заготовки древесины в границах ценных мест обитания объектов животного мира - глухариных токов, что является нарушением требований закона. На основании договора аренды лесного участка от 11.11.20008 ООО «Туба-лес» во временное возмездное пользование передан лесной участок, расположенный на территории Усть-Илимского района, Северного лесничества Тубинского участкового лесничества общей площадью 20 510 га. Лесной участок передан в аренду до 08.02.2054 в целях заготовки древесины. Согласно проекту освоения лесов на лесном участке, переданном по указанному договору, ответчиком планируется заготовка древесины путем проведения сплошной рубки в границах выдела на общей площади 24,7 га. На основании договора аренды лесного участка от 11.11.2008 ООО «Туба-лес» во временное возмездное пользование передан лесной участок, расположенный на территории Усть-Илимского района Северного лесничества Тубинского участкового лесничества общей площадью 35 359 га. Лесной участок передан в аренду до 05.03.2054 в целях заготовки древесины. Согласно проекту освоения лесов на лесном участке, переданном по указанному договору, ответчиком планируется заготовка древесины путем проведения сплошной рубки в границах выдела на общей площади 7,1 га. На основании договора аренды лесного участка от 11.11.2008 ООО «Туба-лес» во временное возмездное пользование передан лесной участок, расположенный на территории Усть-Илимского района Северного лесничества Тубинского участкового лесничества общей площадью 61 645 га. Лесной участок передан в аренду до 08.02.2054 в целях заготовки древесины. Согласно проекту освоения лесов на лесном участке, переданном по указанному договору, ответчиком планируется заготовка древесины путем проведения сплошной рубки в границах выдела на общей площади 179,4 га. Согласно служебной записке территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Северному лесничеству от 17.07.2018 № 1298 в границах выдела расположены особо ценные места обитания объектов животного мира - глухариные тока. Указанная информация также подтверждается информацией охотпользователей Охотничье хозяйство «Кедровое» Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов, ЗАО «Усть-Илимский зверопромхоз», а также Лесохозяйственным регламентом Северного лесничества, утвержденным приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.09.2018 -мпр. Так, Таблицей Б29 установлен перечень особо ценных мест обитания объектов животного мира, в соответствии с которой на указанном лесном участке также расположены глухариные тока. Вместе с тем, заготовка древесины на указанных участках запрещена в силу действующего законодательства. Просит суд запретить обществу с ограниченной ответственностью «Туба-лес»: проведение сплошных рубок в границах особо защитных участков леса – участков вокруг глухариных токов, расположенных в границах , не имеющих целью строительство, реконструкцию, эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, использования линий электропередачи, линии связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, а также не относящихся к сплошным рубкам, проводимым когда выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций; проведение выборочных рубок в границах особо защитных участков леса – участков вокруг глухариных токов, расположенных в границах выдела , не относящихся к вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений.

В судебном заседании представители истца исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ООО «Туба-лес» Малышева И.В. по заявленным требованиям не возражал.

Представитель третьего лица Министерства лесного комплекса Иркутской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны.

Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав представленные письменные доказательства по делу, оценив изложенное в совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

В силу Лесного кодекса Российской Федерации защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4 статьи 12); в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 6 статьи 111); в лесопарковых зонах, зеленых зонах и городских лесах запрещается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (пункт 2 части 2 и пункт 1 части 4 статьи 114, пункт 2 части 2 статьи 116).

Согласно ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

Статьей 1 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» установлено, что животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации; объект животного мира - организм животного происхождения (дикое животное).

Согласно статьи 4 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.

В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; сохранение биологического разнообразия.

В силу ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к компонентам природной среды относит: землю, недры, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Статьей 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» установлено, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

Согласно частям 1 и 2 статьи 117 Лесного кодекса Российской Федерации к эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Кодекса. В эксплуатационных лесах допускается осуществление всех видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.

Исходя из положений частей 1, 2, 6 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации особо защитные участки лесов могут быть выделены, в том числе, в эксплуатационных лесах; на них запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122, в качестве особо защитных участков лесов выделяются участки лесов в радиусе 300 метров вокруг глухариных токов из расчета не более 3 таких участка лесов на 10 тысяч гектаров леса.

Согласно статье 119 Лесного кодекса Российской Федерации на особо защитных участках лесов, за исключением указанных в части 3 настоящей статьи, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитрано-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполнение ими полезных функций. На особо защитных участках лесов проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений (часть 5). На особо защитных лесных участках запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными свойствами (часть 6). Статей 21 Лесного кодекса Российской Федерации выборочные и сплошные рубки лесных насаждений в защитных лесах могут быть осуществлены в случаях строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, необходимых для осуществления работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (если строительство, реконструкция, эксплуатация этих объектов не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации), в случае необходимости ухода за лесами (рубки ухода) и замены лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций. В иных случаях, в том числе в целях коммерческой заготовки древесины, рубки лесных насаждений в защитных лесах не допускаются ввиду того, что это противоречит целевому назначению защитных лесов и выполняемым ими полезным функциям.

Суд также полагает необходимым отметить, что пункт 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» одними из важнейших принципов осуществления хозяйственной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, является охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду.

Виды использования лесов, регламентированы нормами ч.1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации. Использование лесов может осуществляться в целях заготовки древесины путем проведения рубок.

Таким образом, свобода договора не носит абсолютный характер и закон предусматривает случаи, когда содержание условия договора, в том числе носящее диспозитивный характер, предписано законом и иными правовыми актами, а не определено по усмотрению сторон. В связи с этим договора аренды, заключенные между Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству и ООО «Туба-лес», не могут противоречить Лесному кодексу Российской Федерации, который устанавливает особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

Как установлено в судебном заседании, согласно условиям договоров аренды лесного участка от 11.11.2008, от 11.11.2008, от 11.11.2008, заключенных между Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству и ООО «Туба-лес», обществу переданы в аренду лесные участки, в том числе участки расположенных в границах выделов , сроком по 08.02.2054.

Лесные участки в соответствии с п. 4 переданы арендатору в целях использования лесов для заготовки древесины.

Из лесохозяйственного регламента Северного лесничества Иркутской области, утвержденного приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 № 73-мпр следует, что в границах выделов расположены глухариные тока (особо ценные места обитания объектов животного мира). Информация об особо ценных местах обитания объектов животного мира на территории Северного лесничества приведена в таблице Б29.

Согласно проектам освоения лесов на указанных лесных участках, переданных по указанным договорам, получившему положительное заключение государственной экспертизы ответчиком планируется заготовка древесины путем проведения сплошной рубки.

Согласно служебной записке территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству от 13.07.2018 № 1298 в границах указанных ранее выделов расположены особо ценные места обитания объектов животного мира – глухариные тока.

Указанная информация также подтверждается информацией Усть-Илимское охотничье хозяйство «Кедровое» (ответ № 09 от 25.03.2021), ЗАО «Усть-Илимский зверпромхоз» (ответ № 025 от 25.03.2021) а так же Лесохозяйственным регламентом Северного лесничества Иркутской области, утверждённым приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.09.2018 № 73-мпр.

Предоставление особо защитного участка леса в целях заготовки древесины, противоречит основным требованиям лесного законодательства, а также целевому назначению защитных лесов.

Таким образом, предоставление в аренду ООО «Туба-лес» лесных участков, расположенных в границах выделов , относящихся к особо защитным участкам леса (глухариный ток), в целях заготовки древесины в отсутствие оснований для такой заготовки, свидетельствует о нарушении договором аренды требований закона и посягательстве на публичные интересы (интересы охраны окружающей среды) и является незаконным.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» одними из важнейших принципов осуществления хозяйственной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, является охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду.

Виды использования лесов, регламентированы нормами ч.1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации. Использование лесов может осуществляться в целях заготовки древесины путем проведения рубок.

Согласно ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.

Поскольку по условиям договоров аренды ООО «Туба-лес» для заготовки древесины предусматривающей рубку лесных насаждений переданы лесные участки в границах выдела , относящихся к особо защитным участкам леса (глухариный ток), которая в данной категории лесов запрещена, такая деятельность должна быть ограничена.

В соответствии с требованиями статьей 27 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов может быть ограничено в случаях и в порядке, которые предусмотрены лесным кодексом, другими федеральными законами. Допускается установление ограничений использования лесов в виде запрета на осуществление одного или нескольких видов использования лесов, а также запрета на проведение рубок лесных насаждений.

Согласно ст.ст. 56, 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» деятельность, осуществляемая с нарушением требований в области охраны окружающей среды, подлежит ограничению по решению суда.

Учитывая, что предоставление защитных лесов в целях использования лесов для заготовки древесины сопряжённой с рубкой лесных насаждений противоречит требованиям лесного законодательства и приводит к нарушению закона, и угрожает причинению вреда окружающей среде, восстановление нарушенных прав неопределенного круга лиц, в силу перечисленных норм и ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации возможно путем запрета такой деятельности до устранения выявленных нарушений закона, а также понуждением устранить допущенные нарушения.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, истец вправе обратиться в суд с иском об обязании ответчика ограничить, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 56, 80 Закона об охране окружающей среды).

Использование лесов для осуществления деятельности не связанной с их целевым назначением и полезными функциями ставит под угрозу сохранение естественных экологических систем, посягает на права граждан на благоприятную окружающую среду, как следствие, ведет к нарушению публичных интересов общества и государства.

Таким образом, с целью восстановления права граждан на благоприятную окружающую среду, а также интересов государства по использованию лесных ресурсов деятельность ООО «Туба-лес» по использованию особо защитных участков леса в целях заготовки древесины подлежит ограничению, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 3 части 1 статьи 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Туба-лес» о запрете проведения сплошных рубок в границах особо защитных участков леса, удовлетворить.

Запретить обществу с ограниченной ответственностью «Туба-лес»:

- проведение сплошных рубок в границах особо защитных участков леса – участков вокруг глухариных токов, расположенных в границах выдела , не имеющих целью строительство, реконструкцию, эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, использования линий электропередачи, линии связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, а также не относящихся к сплошным рубкам, проводимым когда выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций;

- проведение выборочных рубок в границах особо защитных участков леса – участков вокруг глухариных токов, расположенных в границах выдела , не относящихся к вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Туба-лес»в бюджет муниципального образования город Усть-Илимск государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения.

Председательствующий судья:                 Шушина В.И.    

Мотивированное решение изготовлено 19.07.2021

2-1408/2021 ~ М-1219/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Усть-Илимский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Общество с ограниченной ответственностью "Туба-лес"
Другие
Малышев Игорь Владимирович
Министерство лесного комплекса Иркутской области
Суд
Усть-Илимский городской суд Иркутской области
Судья
Шушина В.И.
Дело на странице суда
ust-ilimsky--irk.sudrf.ru
01.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.06.2021Передача материалов судье
08.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.07.2021Судебное заседание
19.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее