дело № 12-51/2019
РЕШЕНИЕ
г.Усинск, Республика Коми 20 мая 2019 года
Судья Усинского городского суда Республики Коми Старцева Е.А.,
при секретаре Витязевой Е.А.,
с участием представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Назирова Р.Р.,
представителя Роприроднадзора по РК Болотова К.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» на постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми от дд.мм.гггг. по делу об административном правонарушении, предусмотренным ст.8.2 КоАП РФ,
установил:
Постановлением Росприроднадзора Республики Коми от дд.мм.гггг. ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в сумме 150 000руб..
ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» не согласившись с указанным постановлением, обжаловала его в городской суд, в поданной жалобе просили постановление отменить и производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» просил отменить постановление по доводам, изложенным в жалобе.
Представитель Росприроднадзора Республики Коми в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в Управление Росприроднадзора по Республике Коми от Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми поступила информация, что по данным УФСБ России по Республике Коми отходы III класса опасности размещаются на горизонтальных отвалах нефтешахт №№ 000 «ЛУКОЙЛ-Коми».
В рамках проведения Управлением Росприроднадзора по Республике Коми административного расследования в отношении Общества проведен отбор проб отходов на горизонтальных отвалах нефтешахт №№ ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» для определения класса опасности (протокола отбора проб отходов от дд.мм.гггг.). Данные пробы отобраны на породных отвалов в местах, где размещалась порода в дд.мм.гггг.
В соответствии со сведениями, представленными ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в дд.мм.гггг. году на горизонтальных отвалах нефтешахт №№, № размещено 149 621,04 тонн скальных пород, в дд.мм.гггг. году - 231117,41 тонн, за дд.мм.гггг. - 138937,48 тонн.
Согласно экспертного заключения от дд.мм.гггг. № из 9 проб отходов, отобранных на горизонтальных отвалах нефтешахт №№ ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» 7 проб относятся к 4 классу опасности, 1 проба - к 3 классу опасности, 1 проба - к 5 классу опасности.
Приказом Управления от дд.мм.гггг. № утверждены ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, выдан документ от дд.мм.гггг. № по нефтешахтному управлению ...» сроком действия до дд.мм.гггг..
В соответствии с данным документом установлены лимиты на размещение следующих видов отходов на горизонтальных отвалах нефтешахт №№,№ прочие отходы добывающей промышленности (горная порода отвалов нефтешахт) 5 класса опасности; прочие отходы добывающей промышленности (Хвосты флотационного обогащения) 5 класса опасности.
Размещение отходов 3 и 4 класса опасности на горизонтальных отвалах горных пород нефтешахт №№ документом от дд.мм.гггг. № по нефтешахтному управлению «... не предусмотрено.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно пункту 4 статьи 18 Закона об отходах производства и потребление индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в 2018 году года не приняты достаточные меры по установлению лимитов на размещение отходов 3 и 4 класса опасности на горизонтальных отвалах горных пород нефтешахт №№, №
Доводы заявителя о том, что ООО «ЛУКОЙл-Коми» два раза привлечено к административной ответственности за одно и тоже правонарушение, являются несостоятельными.
Как следует из материалов дела, постановлением Росприроднадзора по РК № от дд.мм.гггг. ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» признано виновным в совершении административного правонарушения по ст.8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб., за то, что в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. заявитель осуществлял деятельность по размещению и хранению отходов 3 и 4 класса опасности на горизонтальных отвалах горных пород нефтешахт №№», что является нарушением требований законодательства в области окружающей среды, при этом оспариваемым постановлением ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» привлечено к административной ответственности за не установление лимитов на размещение отходов 3 и 4 класса опасности на горизонтальных отвалах горных пород нефтешахт №№, №
Ссылка заявителя на то, что госорганом не доказано, что обществом осуществлялось именно размещение отходов, а не их накопление, не могут быть приняты во внимание.
В соответствие со ст.1 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» размещение отходов - хранение и захоронение отходов; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, при этом ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» не представлено доказательств, что в месте для размещения отходов Обществом осуществлялось именно их накопление.
Доводы заявителя о нарушении Росприроднадзором процессуального законодательства при назначении экспертизы проб, являются несостоятельными, поскольку ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» было надлежащим образом извещено о проведении экспертизы и о том, какое экспертное учреждение будет проводить экспертизу, но каких-либо возражений по данному поводу заявителем высказано не было, кроме того, пробы для проведения экспертизы были отобраны в присутствии представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Коми».
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 3 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Таким образом, суд полагает, что назначенное обществу административное наказание, по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей, соответствует характеру совершенного административного правонарушения.
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.
Постановление о привлечении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми от дд.мм.гггг. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» - оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в порядке, предусмотренном ст. 30.9 КоАП РФ, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.А. Старцева