Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 апреля 2014 года г. Чапаевск Самарской области
Чапаевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Законова М.Н.,
при секретаре Бажановой А.Ю.,
с участием прокурора Бенделиани К.З.,
при участии истца Перфилова С.В.,
представителя ответчика Администрации г.о. Чапаевск Голиковой А.А., действующей на основании доверенности <Номер обезличен> от <Дата обезличена> года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Чапаевского городского суда гражданское дело № 2-212/14 по иску прокурора <Адрес обезличен> в интересах Перфилова С.В. к Администрации городского округа <Адрес обезличен> о предоставлении жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г. Чапаевска Самарской области обратился в Чапаевский городской суд Самарской области в интересах Перфилова С.В. с исковым заявлением к администрации городского округа Чапаевск Самарской области о предоставлении жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора Бенделиани К.З. исковые требования поддержал и показал, что прокуратурой <Адрес обезличен> проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части обеспечения жилым помещением, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно Перфилова С.В., <Дата обезличена> года рождения.Прокуратурой города установлено, что Перфилов С.В., является лицом, оставшимся без попечения родителей.Постановлением главы г.о. Чапаевск <Номер обезличен> от <Дата обезличена> «О принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан» Перфилов С.В. принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения менее учетной нормы.Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от <Дата обезличена> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.По договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются жилые помещения в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.Договор найма специализированного жилого помещения заключается на 5 лет и может быть продлен один раз на 5 лет в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации. По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами договор социального найма в отношении данного жилого помещения.При этом жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются не только детям-сиротам, которые не имеют право пользования другим жилым помещением, но также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателями жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным. Согласно ч. 4 ст. <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <Адрес обезличен>» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях: родителей, лишенных родительских прав, опекунов и попечителей,отстраненныхвустановленномпорядкеотвыполнениясвоихобязанностей, бывших усыновителей, если усыновление отменено, лиц, не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения), либо лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание с ними в одном жилом помещении;жилые помещения не пригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.В соответствии с ч. 1 ст. <Адрес обезличен> №135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <Адрес обезличен>" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии со ст. <Адрес обезличен> №135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <Адрес обезличен>" органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета. Органы местного самоуправления могут за счет собственных средств включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности.Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта. На основании п. 9. ст. <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> N 135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <Адрес обезличен>" жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от <Дата обезличена> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.В настоящее время Перфилов С.В. не работает, какого-либо дополнительного источника дохода не имеет, жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, также не имеет. Статьей 35 Федерального закона от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О прокуратуре Российской Федерации» установлено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и интересов общества и государства.Самостоятельное обращение Перфилова С.В. в суд за защитой своих нарушенных прав невозможно, вследствие нахождения его в сложной жизненной ситуации и отсутствия материальной возможности для оплаты юридических услуг по защите своих прав и законных интересов в суде. Указанные обстоятельства позволяют прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Перфилова С.В.В силу ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в интересах гражданина в защиту его социальных прав в сфере обеспечения прав на жилище в государственном или муниципальном жилищных фондах. Основанием для подачи иска в суд явилось обращение к прокурору гражданина о защите его нарушенных прав на жилище.Просит суд обязать Администрацию г.о. Чапаевск предоставить Перфилову С.В., <Дата обезличена> года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения не менее 33 квадратных метров.
Истец Перфилов С.В.исковые требования поддержал, просит суд обязать Администрацию городского округа Чапаевск предоставить ей благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения не менее 33 квадратных метра.
Представитель ответчика Администрации г.о. Чапаевск Голикова А.А. иск не признала, пояснила, что Перфилову С.В. не было предоставлено благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения не менее 33 квадратных метров в связи с недостаточностью субвенций, предоставляемых из областного бюджета. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Третье лицо МКУ «КСОиП администрации г.о. Чапаевск» в суд не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, представили в суд письменное заявление, в котором просили дело рассмотреть без участия их представителя.
Суд, выслушав стороны, ознакомившись с материалами дела, считает, что исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 1 Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, указанными в части 1 указанной статьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Действие настоящего Закона распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории <Адрес обезличен> и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств по основаниям, предусмотренным в целях реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями.
В силу ст. 3 указанного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Частями 4, 5 ст. 2 Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» предусмотрено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 указанной статьи.
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства РФ, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Из материалов дела следует, что Перфилов С.В., <Дата обезличена> года рождения, относится к категории детей-сирот, поскольку его одинокая мать ФИО7 лишена родительских прав решением Чапаевского городского суда от <Дата обезличена> (л.д.79).
Согласно постановлению <Номер обезличен> главы администрации <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> (л.д.83) Перфилов С.В., <Дата обезличена> года рождения, направлен в <Адрес обезличен> по заявлению матери ФИО7
Постановлением <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> (л.д.80) Перфилов С.В. передан на воспитание в приемную семью ФИО8 и ФИО14.
Постановлением <Адрес обезличен> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> года договор о помещении детей в приемную семью расторгнут, Перфилов С.В. передан в <Адрес обезличен> <Адрес обезличен> (л.д.78).
Постановлением Администрации <Адрес обезличен> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Перфилов С.В. был помещен в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.77).
Постановлением Администрации <Адрес обезличен> Перфилов С.В. передан на патронатное воспитание (л.д.71-72).
Постановлением Главы администрации <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> (л.д.82) за несовершеннолетним Перфиловым С.В., <Дата обезличена> года рождения, закреплена жилая площадь по адресу: <Адрес обезличен>.
На основании постановления администрации г.о. Чапаевск от <Дата обезличена> <Номер обезличен> (л.д.41) Перфилов С.В. принят на учет и включен в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения менее учетной нормы.
Из материалов дела следует, что Перфилов С.В. с <Дата обезличена> проходит обучение в ГБОУ <Адрес обезличен>» и является студентом <Данные изъяты> курса (л.д.12,67).
Судом установлено, что за Перфиловым С.В. не имеет в собственности жилое помещение, однако за ним закреплено жилое помещение менее учетной нормы, до настоящего времени не обеспечен жилым помещением в соответствующем размере.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались администрацией г.о. <Адрес обезличен>.
В соответствии с п. 9. ст. <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <Адрес обезличен>», жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей.
При указанных обстоятельствах, суд считает обоснованными требования об обязании администрации г.о. Чапаевск предоставить Перфилову С.В. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже нормы предоставления площади жилого помещения не менее 33 кв.м.
Действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора г. Чапаевска Самарской области в интересах Перфилова С.В. к Администрации городского округа Чапаевск Самарской области о предоставлении жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа <Адрес обезличен> предоставить Перфилову С.В., <Дата обезличена> года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения не менее 33 квадратных метров.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья
Чапаевского городского суда М.Н. Законов