Петрозаводский городской суд Дело № 10RS0011-01-2021-013142-78 (№ 5-7323/2021)
г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
06 октября 2021 года г. Петрозаводск
(Резолютивная часть постановления
объявлена 06 октября 2021 года)
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Кайгородова Ольга Владимировна, при секретаре Исраэлян Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении
Пересыпкиной А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, гражданки Российской Федерации, не замужней, не имеющей на иждивении несовершеннолетних детей, зарегистрированной по адресу: <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, работающей юристом в Первой частной школе, инвалидности не имеющей,
установил:
Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Пересыпкина А.А. 08 ДД.ММ.ГГГГ по адресу места регистрации: <адрес>, в течение трех календарных дней со дня прибытия 04 октября 2020 года из Турецкой Республики на территорию Российской Федерации посредством воздушного транспорта в Международный аэропорт Внуково г.Москва (рейс ZF8882), в период осуществления ограничительных мероприятий (карантина) не разместила информацию о результатах теста на COVID-19 методом ПЦР на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) в срок - до ДД.ММ.ГГГГ включительно, чем нарушила пп.2.2 п.2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019».
В судебном заседании Пересыпкина А.А. вину в совершении правонарушения не признала, пояснив, что исследование на COVID-19 прошла ДД.ММ.ГГГГ в ГБУЗ РК «Республиканский кожно-венерологический диспансер», а ДД.ММ.ГГГГ получила отрицательный результат анализа и разместила его на ЕПГУ, но из-за технического сбоя сведения не сохранились.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в судебное заседание не явился, административный орган извещен о месте, дате и времени слушания дела надлежащим образом.
Заслушав Пересыпкину А.А., исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В силу ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей
Согласно ст.10 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года №52-ФЗ) граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Пунктом 3 статьи 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ предусмотрено, что порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31 января 2020 года №66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2004 года №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV) (п.16 Перечня заболеваний).
В соответствии с пп.2.2 п.2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» (в редакции, действовавшей в момент совершения правонарушения) гражданам Российской Федерации, прибывающим на территорию Российской Федерации воздушным транспортом (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку), предписано в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ru/400705/1).
По смыслу указанного положения гражданин Российской Федерации, прибывающий на территорию Российской Федерации воздушным транспортом, в течение трех календарных дней со дня прибытия был обязан как пройти лабораторное исследование, так и разместить информацию о его результатах в ЕПГУ.
Основанием для составления в отношении Пересыпкиной А.А. протокола об административном правонарушении послужило то обстоятельство, что она в нарушение п.п.2.2 п.2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 года №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» в течение трех календарных дней со дня прибытия 04 октября 2021 из Турецкой Республики на территорию Российской Федерации посредством воздушного транспорта в период осуществления ограничительных мероприятий (карантина) не разместила информацию о результатах лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР на ЕПГУ.
Согласно ч.1 ст.28.2, п.3 ст.29.1, ч.1 ст.29.4, ч.2 ст.29.7 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пределах фабулы, изложенной в протоколе об административном правонарушении в качестве события вменяемого правонарушения.
На основании ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении должно быть указано событие административного правонарушения, а именно: конкретная фабула обвинения со ссылками на положения нормативных актов, нарушение которых было допущено.
Таким образом, дело рассматривается в пределах фабулы обвинения, изложенной в протоколе об административном правонарушении, согласно которому Пересыпкиной А.А. в качестве события административного правонарушения вменяется только то, что она в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации не разместила информацию о себе и о результатах сдачи теста на COVID-19 методом ПЦР на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ).
В период с 07 июля 2021 года по 29 июля 2021 года положения подпункта 2.2 пункта 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года №7 действовали в иной редакции, которая предусматривала обязанность гражданина в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти однократное лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР, за исключением случая наличия вакцинации против COVID-19 в течение последних 12 месяцев или сведений о перенесенном в последние 6 месяцев заболевании COVID-19. Также была предусмотрена обязанность по последующему размещению сведений о лабораторном исследовании на ЕПГУ путем заполнения формы «Предоставление сведений о результатах теста, перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции для прибывающих на территорию Российской Федерации», вместе с тем, срок исполнения данной обязанности не ограничивался.
Анализ принятой нормы в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в указанной редакции, смягчающей административную ответственность применительно к установленным по делу обстоятельствам, позволяет сделать вывод о возможности распространения на возникшие правоотношения положений ч.2 ст.1.7 КоАП РФ, так как вменяемое Пересыпкиной А.А. деяние утратило противоправный характер.
Указанное согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №3, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 17 февраля 2021 года (вопрос 22).
То обстоятельство, что впоследствии постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июля 2021 года №21, вступившим в законную силу 30 июля 2021 года, срок размещения сведений о результатах теста вновь ограничен, чем ухудшено положение лица, в отношении которого возбуждено дело, с учетом ч.2 ст.1.7 КоАП РФ не возобновляет административную наказуемость содеянного.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2 статьи 54).
В соответствии с п.5 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
На основании ч.2 ст.1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Положения ч.2 ст.1.7 «Действие законодательства об административных правонарушениях во времени» и п.5 ч.1 ст.24.5 «Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Следовательно, взаимосвязанные положения ч.2 ст.1.7 и п.5 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ означают, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, независимо от того, что на момент совершения вменяемого деяния указанный закон или его положения являлись действующими.
С учетом анализа приведенных выше правовых норм и изложенных выше обстоятельств производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, в отношении Пересыпкиной А.А. подлежит прекращению на основании п.5 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с признанием утратившим силу положения закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л :
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Пересыпкиной А. А. прекратить на основании п.5 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с признанием утратившим силу положения закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ № 1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья О.В. Кайгородова