Судья Кобзев А.В. к делу N 33а-17712/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 июня 2017 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Цехомской Е.В.,
судей Сидорова В.В., Суслова К.К.,
по докладу судьи краевого суда Цехомской Е.В.,
при секретаре Черникове О.Ю.,
с участием прокурора Руденко М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам представителя Государственного учреждения – Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ на основании доверенности Ивановой В.С. на решение Приморско-Ахтарского районного суда от 27 января 2017 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
прокурор Приморско-Ахтарского района, действующий в интересах Нейфельда Р.И. обратился в суд с административным иском к Государственному учреждению – Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ (далее по тексту фонд) о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации и путевкой на санитарно-курортное лечение.
В обоснование требований указано, что при проведении проверки по обращению инвалида 1 группы Нейфельда Р.И. установлены нарушения федерального законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности административного ответчика. Проведенной проверкой установлено, что в сентябре 2016 г. Нейфельд Р.И. обратился в филиал N 12 фонда с заявлением о проведении медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены кресла-коляски. Административный ответчик на заседании комиссия от 9 сентября 2016 г. принял решение о досрочной замене кресла-коляски. 7 ноября 2016 г. Нейфельд Р.И. обратился в филиал N 12 фонда с заявлением на обеспечение креслом-коляской. Однако, как указывает прокурор, до настоящего времени фонд в нарушение законодательства не принял меры по обеспечению инвалида 1 группы Нейфельд Р.И. техническим средством реабилитации. Кроме того, ответчик, не смотря на обращение Нейфельд Р.И., не предоставил последнему путевки на санаторно-курортное лечение за 2015 – 2016 г.г.
В связи с чем, прокурор просил суд признать незаконным бездействие фонда, выразившееся в непредставлении инвалиду 1 группы Нейфельду Р.И. технического средства реабилитации – кресла-коляски с электроприводом прогулочной и путевки на санаторно-курортное лечение за период 2015 – 2016 г.г.; обязать административного ответчика обеспечить инвалида 1 группы Нейфельда Р.И. необходимым средством реабилитации и путевкой.
Решением Приморско-Ахтарского районного суда от 27 января 2017 г. административный иск прокурора удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель ответчика выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. В обоснование жалоб указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Заслушав представителя фонда на основании доверенности Шекунова П.А., настаивавшего на удовлетворении апелляционной жалобы, прокурора Руденко М.В., полагавшую решение законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (далее по тексту Закон N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Закона N 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Закона N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе, использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Закона N 181-ФЗ).
В соответствии со статьей 11.1 Закона N 181-ФЗ к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются: специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; специальные средства для ориентирования, общения и обмена информацией; специальные средства для обучения, образования и занятий трудовой деятельностью; протезные изделия; специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь; специальные средства для передвижения (кресла-коляски).
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно части 14 статьи 11.1 Закона N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее по тексту Правила).
В абзаце 2 пункта 2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты РФ.
Подпунктом «а» пункта 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца 1 пункта 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования РФ по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта РФ по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты РФ и высшим органом исполнительной власти субъекта РФ соглашением полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацем 1 пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно части 6 статьи 11 Закона N 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги.
Судом установлено, что Нейфельд Р.И. является инвалидом 1 группы с детства бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2007 N 0535827, выданной 27 января 2010 г.
Согласно рекомендации ИПР от 27 января 2010 г. N 2/9 Нейфельду Р.И. была выплачена компенсация за самостоятельно приобретенную 4 октября 2011 г. кресло-коляску с электроприводом.
В соответствии с Приказом от 24 мая 2013 N 215н Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены» срок службы кресла-коляски с электроприводом составляет не менее 5 лет.
Согласно пункту 10 Правил, замена технического средства (изделия) осуществляется по истечении установленного срока пользования им, при невозможности осуществления ремонта или необходимости досрочной замены, что подтверждено заключением медико-технической экспертизы.
Из материалов дела следует, что 6 сентября 2016 г. Нейфельд Р.И. обратился в филиал N 12 фонда с заявлением о проведении медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены кресла-коляски с электроприводом, самостоятельно приобретенной Нейфельдом Р.И. 4 октября 2011 г.
На заседании комиссии фонда по проведению медико-технической экспертизы технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий вынесено решение от 9 сентября 2016 г. N 372 о досрочной замене кресла-коляски с электроприводом.
7 ноября 2016 г. Нейфельд Р.И. обратился в филиал N 12 фонда с заявлением на обеспечение креслом-коляской с электроприводом.
Административный регламент предоставления фондом государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации определяет стандарт, сроки и последовательность административных процедур (действий) по предоставлению государственной услуги, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, должностными лицами Фонда, взаимодействия Фонда с заявителями, органами государственной власти, организациями при предоставлении государственной услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона N 181-ФЗ федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду». Указанные перечень включает реабилитационные мероприятия, в состав которых входят технические средства реабилитации.
Судом установлено, что в нарушение приведенных положений законодательства фондом до настоящего времени не приняты меры по обеспечению инвалида 1 группы Нейфельда Р.И. техническим средством реабилитации.
Кроме того согласно статье 6.1 Федерального закона РФ от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее по тексту Закон N 178-ФЗ) инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В силу части 1 статьи 6.2 Закона N 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Закона, набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санитарно-курортное лечение.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (далее по тексту Порядок), обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации.
В соответствии с Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101, Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Согласно указанному Положению фонд управляет только средствами государственного социального страхования Российской Федерации, а не средствами федерального бюджета.
Согласно Закону N 178-ФЗ все категории имеют равные права на получение санаторно-курортного лечения. Путевки на санаторно-курортное лечение предоставляются гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Порядком на основании заявления и справки по форме N 070/у - 04, в которой указывается на наличие медицинских показаний к санаторно-курортному лечению, а также на профиль и рекомендуемый сезон.
В соответствии с Порядком путевки на санаторно-курортное лечение распределяются и выдаются гражданам, состоящим в Федеральном регистре лиц, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг по Краснодарскому краю, по месту жительства филиалами отделения фонда с учетом даты подачи личного заявления и профиля заболевания, указанного в медицинской справке на получение путевки, при этом ни одна из категорий граждан не имеет приоритетного права на внеочередное получение путевки.
Согласно пунктам 1, 3, 4, 5 статьи 6.4 Закона N 178-ФЗ, в целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра сегментарно (отдельно по субъектам Российской Федерации).
По Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 143 «Об органе, осуществляющем ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи» ведение Федерального регистра осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами.
Бюджетные ассигнования на санаторно-курортное лечение льготных категорий граждан рассчитываются согласно Методике расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1294, с учетом численности граждан в субъекте Российской Федерации, включенных в Федеральный регистр данного субъекта.
Как следует из приведенных нормативных положений, обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Таким образом, суд установил, что ответчик, не смотря на обращение Нейфельд Р.И., не предоставил последнему путевки на санаторно-курортное лечение за 2015 – 2016 г.г.
На основании подпункта «б» пункта 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен.
В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 3 части 9 настоящей статьи возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Доводы административного истца о незаконности бездействия административного ответчика последним не опровергнуты. Факт нарушения прав Нейфельда Р.И. установлен судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об удовлетворении требований прокурора следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Приморско-Ахтарского районного суда от 27 января 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения – Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ на основании доверенности Ивановой В.С. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи краевого суда: