Дело №2-9605/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 августа 2018 года г.Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Колывановой О.Ю.,
при секретаре Алексеевой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к ООО «Сибирь» об устранении нарушений природоохранного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края обратилось в суд с иском к ответчику об устранении нарушений природоохранного законодательства, мотивируя требования тем, что в ходе проведения рейдового осмотра от ДД.ММ.ГГГГ. на территории по адресу: <адрес> выявлен стационарный источник выбросов – котлоагрегат, эксплуатируемый ответчиком в производственных целях. В результате эксплуатации установлен факт выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также факт эксплуатации источника выбросов без соответствующего разрешения, что является нарушением природоохранного законодательства. Постановлением <данные изъяты> ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации котлоагрегата на срок 30 суток. Полагая, что нарушение ответчиком требований природоохранного законодательства создают угрозу вреда здоровью неопределенного круга лиц, просит признать незаконной деятельность ответчика по выбросу загрязняющих веществ в атмосферный воздух при эксплуатации стационарного источника по спорному адресу, приостановить деятельность указанного источника до получения разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух.
В судебном заседании представитель истца – Октябрев А.Б. (по доверенности) на удовлетворении требований настаивал.
Представитель ответчика - Трунов А.В. (действующий на основании протокола общего собрания учредителей) исковые требования признал.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
В соответствии со ст.ст.42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Аналогичное предусмотрено ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Как установлено судом, Постановлением <данные изъяты> (подлежащим немедленному исполнению) ООО «Сибирь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного приостановления эксплуатации на срок 30 суток котлоагрегата, расположенного по адресу: <адрес>, эксплуатируемого ООО «Сибирь».
Данным постановлением, имеющим преюдициальное значение для настоящего дела, установлены следующие обстоятельства:
ООО «Сибирь», осуществляющее деятельность по адресу: <адрес>, допустило выброс эксплуатируемым стационарным источником (котлоагрегатом с дымовой трубой) вредных веществ в атмосферный воздух, без специального разрешения, что выявлено в ходе рейдового осмотра.
Вредность указанных веществ подтверждена протоколами результатов измерений от ДД.ММ.ГГГГ.
По данному факту составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
Факт эксплуатации ООО «Сибирь» стационарного источника выбросов (котлоагрегата отопительного) по адресу: <адрес> подтвержден документально, а также не отрицался представителем ООО «Сибирь» в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении №г., ссылавшегося на принятие ответчиком мер к устранению установленного нарушения.
Выявленные нарушения явились основанием для обращения истца в суд с иском к нарушителю природоохранного законодательства.
Из представленной истцом в судебное заседание информации следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Сибирь» разрешение на выброс в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ не получено, с заявлением о получении разрешения ООО «Сибирь» в соответствующие органы не обращалось.
В судебном заседании представитель истца, настаивая на удовлетворении исковых требований, суду пояснил, что выявленные в ходе рейдового осмотра нарушения природоохранного законодательства, ответчиком не выполнены до настоящего времени, чему имеется документальное подтверждение.
Представитель ответчика, признавая исковые требования, суду пояснил, что ответчиком принимаются меры к получению разрешения на выброс загрязняющих веществ, проект находится на согласовании. Действительно на момент осмотра котлоагрегат использовался в качестве печки, в чем сейчас необходимости не имеется, учитывая время года. В дальнейшем, после получения разрешения, котлоагрегат будет использоваться в законном порядке.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд исходит из следующего. В силу ст.3 ФЗ РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст.4 Закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
На основании ст.14 Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст.23 Закона выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. За выдачу разрешений на выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов в окружающую среду уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со ст.30 Закона (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
В силу ст.80 Закона требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.
Оценивая представленные доказательства, с учетом изложенных выше норм; находя установленным в судебном заседании факт нарушения ответчиком природоохранного законодательства, представителем которого он не отрицался в судебном заседании; учитывая непредоставление ответчиком в силу ст.56 ГПК РФ доказательств, принимая во внимание, что несоблюдение ответчиком законодательства в области охраны окружающей среды создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду, суд приходит к выводу о незаконности деятельности ответчика и возложении на него установленной законом ответственности за нарушение требования природоохранного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края удовлетворить.
Признать незаконной деятельность ООО «Сибирь» по выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации стационарного источника – котлоагрегата, расположенного по адресу: <адрес>.
Приостановить эксплуатацию стационарного источника – котлоагрегата ООО «Сибирь», расположенного по адресу: <адрес>, до получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г.Красноярска в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Председательствующий О.Ю.Колыванова