Судья: Шевелев Н.С. Дело № 33-21100/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 сентября 2016 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.
судей Башинского Д.А., Онохова Ю.В.
по докладу судьи Башинского Д.А.,
при секретаре < Ф.И.О. >5
с участием прокурора < Ф.И.О. >6
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Сочи по доверенности < Ф.И.О. >7 на решение Центрального районного суда г. Сочи от 02 июня 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Первый заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор города Сочи обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Сочи об обязании принять меры направленные на надлежащую эксплуатацию цеха сушки илового осадка очистных сооружений «Бзугу» путем проведения пусконаладочных работ под нагрузкой.
В обоснование заявленных требований указано, что во исполнение п. 3.4 выписки из протокола заседания Общественного экологического совета при прокуроре края по вопросу актуальных проблем в сфере природопользования от <...> прокуратурой города проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации очистных сооружений канализации «Бзугу». Установлено, что пунктом 75 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от <...> <...> (Программа) предусмотрено строительство объекта «Очистные сооружения канализации «Бзугу» (проектные и изыскательские работы, реконструкция, строительство)» (ОСК «Бзугу»). ФАУ «Главгосэкспертиза России» выдано положительно заключение экспертизы проектной документации, а также приказом руководителя департамента Росприроднадзора по ЮФО утверждено положительное заключение государственной экологической экспертизы. Администрацией г. Сочи <...> ГКУ «Главное управление строительства Краснодарского края» выдано разрешение на строительство ОСК «Бзугу» (1-ый и 2-ой этапы). Между Государственным учреждением Краснодарского края «Главное управление строительства Краснодарского края» (ГУСК) и ООО «Северная строительная- инвестиционная компания» (ООО «Севстройинвест») <...> заключен государственный контракт <...> на выполнение подрядных работ «1-й этап. Реконструкция и расширение очистных сооружений Бзугу. 1-я очередь до 70 тыс. кубических метров в сутки» по объекту ОСК «Бзугу». Управлением государственного строительного надзора <...> выдано заключение о соответствии ОСК «Бзугу» требованиям технических норм и правил проектной документации, <...> администрацией г. Сочи выдано Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Распоряжением главы администрации (губернаторе) Краснодарского края <...> <...> «Об утверждении перечней имущества, передаваемого из государственной собственности Краснодарского края в муниципальную собственность муниципального образования город-курорт Сочи на безвозмездной основе» указанные выше ОСК «Бзугу» переданы в муниципальную собственность. В целях исполнения указанного выше распоряжения <...> утвержден акт приема- передачи имущества, передаваемого из государственной собственности Краснодарского края в муниципальную собственность муниципального образования город-курорт Сочи на безвозмездной основе». В соответствии с дополнительным соглашением <...> от <...> договору аренды муниципального имущества от <...> <...> администрацией г.Сочи на основании Решения Городского Собрания Сочи от <...> <...> ООО «Сочиводоканал» объект «Очистные сооружения канализации «Бзугу» передан в эксплуатацию ООО «Сочиводоканал». На ОСК «Бзугу» принята технологическая схема с механической очисткой сточных вод с последующим обеззараживанием ультрафиолетовым излучения и сбросом очищенных сточных вод в Черное море по глубоководному выпуску. В том числе, предусмотрена сушка илового осадка. Несмотря на то, что администрацией г. Сочи указанный выше объект принят в муниципальную собственность еще в 2013 году, до настоящего времени цех сушки илового осадка фактически не функционирует. Так, не выполнены пусконаладочные работы под нагрузкой в цехе сушки илового осадка. Прокуратурой города с привлечением специалиста Северо-Кавказское межрегионального управления по технологическому надзору проведена проверка по факту ненадлежащей эксплуатации указанных выше ОСК «Бзугу». Непроведение пуско-наладочных работ приводит к невозможности к подписанию органами Гостехнадзора приемки сетей газораспределения и газопотреоления. Кроме того, ненадлежащая эксплуатация цеха сушки илового осадка влияет на конечный этап очистки стоков, сбрасываемых с ОСК «Бзугу» через глубоководный выпуск в Черное море. Проверками, проведенными органами прокуратуры в течение 2015 года с привлечением органов контроля, устанавливались превышения по микробиологическим и химическим показателям в очищенных стоках, сбрасываемых в глубоководный выпуск «Бзугу». Ненадлежащая очистка поступающих на указанные выше очистные сооружения фекальных стоков, прямой сброс фекальных стоков, сырого осадка и активного избыточного ила, могут привести к загрязнению акватории Черного моря.
Решением Центрального районного суда г. Сочи от 02 июня 2016 года исковые требования удовлетворены. Суд обязал администрацию города Сочи принять меры направленные на надлежащую эксплуатацию цеха сушки илового осадка очистных сооружений «Бзугу» путем: проведения пусконаладочных работ под нагрузкой.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Сочи по доверенности < Ф.И.О. >7 просит решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права. В обоснование указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
Проверив материалы дела, выслушав представителя администрации г. Сочи по доверенности < Ф.И.О. >8, представителя ООО «Сочиводоканал» по доверенности < Ф.И.О. >9, просивших решение суда отменить, прокурора < Ф.И.О. >6, просившего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, пунктом 75 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от <...> <...> (Программа) предусмотрено строительство объекта «Очистные сооружения канализации «Бзугу» (проектные и изыскательские работы, реконструкция, строительство)» (ОСК «Бзугу»).
ФАУ «Главгосэкспертиза России» выдано положительно заключение экспертизы проектной документации, а также приказом руководителя департамента Росприроднадзора по ЮФО утверждено положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Администрацией г.Сочи <...> ГКУ «Главное управление строительства Краснодарского края» выдано разрешение на строительство ОСК «Бзугу» (1-ый и 2-ой этапы).
<...> между Государственным учреждением Краснодарского края «Главное управление строительства Краснодарского края» (ГУСК), выступающим в качестве заказчика, и ООО «Северная строительная-инвестиционная компания» (ООО «Севстройинвест»), выступающим в качестве подрядчика, заключен государственный контракт <...>, в соответствии с условиями которого, подрядчик принял на себя выполнение подрядных работ «1-й этап. Реконструкция и расширение очистных сооружений Бзугу. 1-я очередь до 70 тыс. кубических метров в сутки» по объекту ОСК «Бзугу».
В силу п.п. 1.2, 1.3. контракта <...> на подрядчика возлагалась обязанность по выполнению строительных монтажных и иных работ, обеспечивающих ввод и нормальную эксплуатацию объекта в соответствии с технической и сметной (проектно-сметной) документацией по Объекту и графиком производства работ (Приложение <...> к контракту <...>). На подрядчика возлагалась обязанность выполнить работы в соответствии с Техническим заданием (Приложение <...> к контракту <...>).
<...> между ГУСК и подрядчиком ООО «Севстройинвест» заключен государственный контракт <...>-СТ, предметом которого являлось: выполнение дополнительных работ по объекту: «Очистные сооружения канализации «Бзугу» (проектные и изыскательские работы, реконструкция, строительство)» (Реконструкция и расширение очистных сооружений Бзугу. 1-я очередь до 70 тыс. кубических метров в сутки) (дополнительные работы) в соответствии с Графиком производства работ (Приложение <...> к контракту <...>- СТ) и Техническим заданием (Приложение <...> к контракту <...>-СТ).
В силу п.п. 1.2, 1.3. контракта <...>-СТ на подрядчика возлагалась обязанность по выполнению строительных монтажных и иных работ, обеспечивающих ввод и нормальную эксплуатацию объекта в соответствии с технической и сметной (проектно-сметной) документацией по Объекту и графиком производства работ (Приложение <...> к Контракту <...>-СТ). На подрядчика возлагалась обязанность выполнить работы в соответствии с Техническим заданием (Приложение <...> к Контракту <...>-СТ).
<...> Управлением государственного строительного надзора выдано заключение о соответствии ОСК «Бзугу» требованиям технических норм и правил проектной документации.
<...> по завершении строительства администрацией г. Сочи ГУСК выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию <...> (повторно взамен разрешения от <...>).
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 года № 846 «Об утверждении перечней имущества, передаваемого из государственной собственности Краснодарского края в муниципальную собственность муниципального образования город-курорт Сочи на безвозмездной основе» указанные выше ОСК «Бзугу» переданы в муниципальную собственность.
<...> утвержден акт приема-передачи имущества, передаваемого из государственной собственности Краснодарского края в муниципальную собственность муниципального образования город-курорт Сочи на безвозмездной основе».
В соответствии с дополнительным соглашением № 13 от 25.12.2013 года договору аренды муниципального имущества от 26.12.2007 года № П/104-07 администрацией г. Сочи на основании Решения Городского Собрания Сочи от 07.11.2013 № 152 ООО «Сочиводоканал» объект «Очистные сооружения канализации «Бзугу» передан в эксплуатацию ООО «Сочиводоканал».
Прокуратурой города проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации очистных сооружений канализации «Бзугу», в ходе которой было установлено, что на ОСК «Бзугу» принята технологическая схема с механической очисткой сточных вод с последующим обеззараживанием ультрафиолетовым излучения и сбросом очищенных сточных вод в Черное море по глубоководному выпуску, в том числе, предусмотрена сушка илового осадка.
Прокуратурой города с привлечением специалиста Северо-Кавказского межрегионального управления по технологическому надзору проведена проверка по факту ненадлежащей эксплуатации указанных выше ОСК «Бзугу», в ходе которой установлено, что цех сушки илового осадка фактически не функционирует. Так, не выполнены пусконаладочные работы под нагрузкой в цехе сушки илового осадка.
В соответствии с п. 25 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 года №317 по окончании строительно-монтажных работ на построенном, реконструированном или модернизируемом газоиспользующем оборудовании и оборудовании переводимом на газ с других видов топлива, проводятся обязательные пусконаладочные и режимно-наладочные работы.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку ОСК «Бзугу» распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от переданы в муниципальную собственность, кроме того, администрацией г. Сочи выдано Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, а значит, именно администрация города Сочи должна нести бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Однако судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, полагая его несостоятельным.
Так, решением Хостинского районного суда города Сочи от 26.11.2015 года удовлетворен иск первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора г. Сочи, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, субъекта Российской Федерации - Краснодарского края к ООО «Северная строительная- инвестиционная компания» и государственному учреждению Краснодарского края «Главное управление строительства Краснодарского края» о признании незаконным бездействия и обязании к принятию комплекса мер, направленных на обеспечение строительства объекта в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
Суд признал незаконным бездействие ООО «Северная строительная-инвестиционная компания», выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение соблюдения требований градостроительного законодательства при реализации мероприятий по строительству объекта ОСК «Бзугу».
На ООО «Северная строительная-инвестиционная компания» возложена обязанность принять комплекс мер, направленных на обеспечение строительства объекта ОСК «Бзугу» в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, проектной документации, получившей положительные заключения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы.
Признано незаконным бездействие государственного учреждения Краснодарского края «Главное управление строительства Краснодарского края», выразившееся в не обеспечении надлежащего контроля за ходом, результатами строительных работ, непринятии мер по понуждению Подрядчика к выполнению пунктов 2.2.1., 2.2.2. Соглашения от 27.05.2013 года о расторжении государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд от 24.12.2010 года № 74-10 по объекту «Очистные сооружения канализации «Бзугу» (проектные и изыскательские работы, реконструкция, строительство)» (1 этап. Реконструкция и расширение очистных сооружений Бзугу 1-ая очередь до 70 тыс. куб. метров в сутки) и пунктов 2.2.1., 2.2.2. Соглашения от 21.05.2013 года о расторжении государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд от 10.12.2012 года № 50-СТ по объекту «Очистные сооружения канализации «Бзугу» (проектные и изыскательские работы, реконструкция, строительство)» (1 этап. Реконструкция и расширение очистных сооружений Бзугу 1-ая очередь до 70 тыс. куб. метров в сутки) (дополнительные работы).
На государственное учреждение Краснодарского края «Главное управление строительства Краснодарского края» возложена обязанность принять комплекс мер, направленных на обеспечение строительства объекта ОСК «Бзугу» в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, проектной документации, получившей положительные заключения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы.
Решение Хостинского районного суда города Сочи вступило в законную силу <...>.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, решением суда от <...> обязанности по выполнению мер для обеспечения дальнейшего надлежащего функционирования ОСК «Бзугу» возложены на ГУКК «Главное управление строительства Краснодарского края» и ООО «Северная строительная-инвестиционная компания».
В данном случае, администрация города Сочи является ненадлежащим лицом, так как требования прокурора относятся не к отдельно выполняемым работам, а к работам, включенным в комплекс мер, направленных на обеспечение соблюдения требований градостроительного законодательства при реализации мероприятий по строительству объекта ОСК «Бзугу», соответственно, выполнять которые обязаны в соответствии с решением Хостинского районного суда города Сочи от <...> - государственное учреждение Краснодарского края «Главное управление строительства Краснодарского края» и общество с ограниченной ответственностью «Северная строительная-инвестиционная компания».
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об обязании администрацию города Сочи принять меры направленные на надлежащую эксплуатацию цеха сушки илового осадка очистных сооружений «Бзугу» путем проведения пусконаладочных работ под нагрузкой, является неправомерным.
Согласно п.2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает необходимым принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении в полном объеме требований, заявленных первым заместителем прокурора Краснодарского края - прокурором города Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Сочи об обязании принять меры направленные на надлежащую эксплуатацию цеха сушки илового осадка очистных сооружений «Бзугу» путем проведения пусконаладочных работ под нагрузкой.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя администрации г. Сочи по доверенности < Ф.И.О. >7 удовлетворить.
Решение Центрального районного суда г. Сочи от 02 июня 2016 года отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Сочи об обязании принять меры направленные на надлежащую эксплуатацию цеха сушки илового осадка очистных сооружений «Бзугу» путем : проведения пусконаладочных работ под нагрузкой - отказать.
Председательствующий:
Судьи: