Дело 2-87-89/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Лахденпохья, Республика Карелия 10 марта 2015 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каменева А.Б., при секретаре Герасимове Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Лахденпохского района, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, администрации Хийтольского сельского поселения, администрации Куркиекского сельского поселения о понуждении к действиям,
у с т а н о в и л:
Прокурор Лахденпохского района, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исками к администрации Элисенваарского сельского поселения (далее ЭСП), администрации Хийтольского сельского поселения (далее ХСП), администрации Куркиекского сельского поселения (далее КСП), администрации Лахденпохского муниципального района (далее ЛМР) о понуждении к действиям. Иски мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения на поднадзорной территории законодательства при обращении с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп. В ходе проверки установлено, что администрациями поселений в нарушение требований законодательства сбор отработанных ртутьсодержащих ламп на территории сельских поселений не организован, информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора не осуществляется. Указанные бездействия администраций затрагивают права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку могут повлечь за собой загрязнение окружающей природной среды незаконным размещением ртутьсодержащих ламп, создает угрозу жизни, здоровью граждан, причинения вреда животным и растениям.
В связи с чем, ссылаясь на ст. 3, ст. 4, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 9, ст. 10 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», п. 8 Постановления Правительства РФ от 03.09.2010 г. № 681, просил обязать ответчиков организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и провести мероприятия по информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ года прокурор частично отказался от исковых требований в части понуждения организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и проведение мероприятий по информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора на территории Элисенваарского сельского поселения.
ДД.ММ.ГГГГ Лахденпохским районным судом вынесено определение о частичном прекращении производства по делу в указанной части.
ДД.ММ.ГГГГ прокурор частично отказался от исковых требований в части исковых требований, предъявленных к администрации ЛМР.
ДД.ММ.ГГГГ Лахденпохским районным судом вынесено определение о частичном прекращении производства по делу в указанной части.
В судебном заседании истец – помощник прокурора Лахденпохского района Костина Д.В. поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковых заявлениях.
Представитель ответчика – Администрации ХСП Кодяев М.Б. полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве администрации КСП.
Представитель ответчика – Администрации КСП в судебное заседание не явился, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Направили отзыв на исковое заявление, в котором указали, что в соответствии с ч.5 ст.2 Федерального закона от 27.05.2014 года №136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочие по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территории сельских поселений относится к полномочиям Лахденпохского муниципального района. В Устав КСП внесены изменения и вышеуказанное полномочие исключено из перечня вопросов местного значения КСП.
Представитель ответчика – администрации ЛМР по доверенности Медведева О.В. полагала исковые требования к администрациям ХСП и КСП подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в исках.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Установлено, что администрациями Хийтолького сельского поселения и Куркиекского сельского поселения, в нарушение требований законодательства сбор отработанных ртутьсодержащих ламп на территории сельских поселений не организован, информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора не осуществляется. Указанные бездействия администраций поселений затрагивают права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку могут повлечь за собой загрязнение окружающей природной среды незаконным размещением ртутьсодержащих ламп, создает угрозу жизни, здоровью граждан, причинения вреда животным и растениям.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ЛМР и администрацией КСП заключено соглашение о передаче Куркиекскому сельскому поселению части полномочий по решению вопросов местного значения Лахденпохского муниципального района. Согласно подпункту 2 пункта 1.2 соглашения, переданы полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ЛМР и администрацией ХСП заключено соглашение о передаче Хийтольскому сельскому поселению части полномочий по решению вопросов местного значения Лахденпохского муниципального района. Согласно подпункту 3 пункта 1.2 соглашения, переданы полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Срок действия указанных соглашений установлен до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ администрация КСП заключила с ООО «Экологическое предприятие «Меркурий» договор №, по условиям которого администрация КСП поручает и оплачивает, а ООО «Экологическое предприятие «Меркурий» оказывает услуги по сбору, транспортированию, использованию и обезвреживанию отходов I-IV класса опасности (в том числе ртутьсодержащих ламп).
ДД.ММ.ГГГГ администрация ХСП направила в ООО «Экологическое предприятие «Меркурий» предложение о заключении договора на услуги по сбору и утилизации ртутьсодержащих ламп.
В соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014) "Об охране окружающей среды" (далее Закон № 7-ФЗ) к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу п.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "Об отходах производства и потребления" (далее Закон № 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статьей 3 Закона №7-ФЗ установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В статье 4 Закона №7-ФЗ указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Статьей 51 Закона №7-ФЗ определено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.9 ст.10 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утверждаются Правительством Российской Федерации. В целях создания организационных, материально-технических, финансовых и иных условий, обеспечивающих реализацию требований к обращению с указанными отходами, Правительством Российской Федерации утверждается государственная программа, которая подлежит реализации с 1 января 2011 года.
Пунктом 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681 (ред. от 01.10.2013) "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде" установлено, что органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.
В соответствии с Федеральным законом от 27.05.2014 года №136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2015 года полномочия по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территории сельских поселений относятся к полномочиям муниципальных районов.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. С учетом названных положений закона и установленных обстоятельств, обязанность по организации порядка сбора отходов, в том числе ртутьсодержащих ламп, информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора на территории Хийтольского и Куркиекского сельских поселений относится к полномочиям администраций указанных поселений.
Бездействие администраций КСП И ХСП в части не принятия мер для разрешения указанных вопросов противоречит приведенным выше положениям законов и нормативно-правовых актов и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Суд не принимает во внимание доводы ответчиков о том, что полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов на территориях сельских поселений с 1 января 2015 года переданы администрации ЛМР.
В силу ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В настоящее время между администрацией Лахденпохского муниципального района и администрациями Куркиекского и Хийтольского сельских поселений заключены соглашения о передаче полномочий по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территориях Хийтольского и Куркиекского сельских поселений, администрациям указанных поселений.
Из чего следует, что на данные сельские поселения в настоящее время возлагается обязанность по организации на территории поселений сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и проведении мероприятий по информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбор.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию Хийтольского сельского поселения организовать на территории Хийтольского сельского поселения сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и провести мероприятия по информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Куркиекского сельского поселения организовать на территории Куркиекского сельского поселения сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и провести мероприятия по информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в апелляционном порядке через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: А.Б. Каменев
Решение в окончательной форме изготовлено: 16 марта 2015 года.
Председательствующий: А.Б. Каменев