12 августа 2019 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Шелудько В.В.,
судей Шулико О.Г., Пархоменко Г.В.,
по докладу судьи Шелудько В.В.,
при секретаре Мотько Д.Ю.
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Огиди О.М.И. на решение Краснодарского краевого суда от 20 мая 2019 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Абраменков А.А. обратился в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 4978 кв. м, расположенного по адресу: <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 1 896 000 рублей.
Обжалуемым решением Краснодарского краевого суда от 20 мая 2019 г. кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 2178 323 рубля на период с 12 декабря 2015 г. и до даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости предписано считать 27 декабря 2018 г.
В апелляционной жалобе представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Огиди О.М.И. просит отменить решение суда, полагая его незаконным, необоснованным, и отказать в удовлетворении иска.
Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.
Как следует из материалов дела, административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 4978 кв. м, расположенного по адресу: <...>, что удостоверено свидетельством о государственной регистрации права.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером <...> определена уполномоченным органом по состоянию на 1 января 2015 г. в размере 10288 878 рублей 86 копеек.
Согласно данным отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка от 7 июня 2018 г. № ЮК-18/115-1, представленного административными истцами и подготовленного ООО «Южная оценочная компания «Эксперт», рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2015 г. составляла 1 896000 рубля.
Учитывая, что между результатами определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и выводами отчета об оценке, представленного административным истцом, имелись существенные различия, определением суда первой инстанции по делу назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости объекта недвижимости.
Посчитав выводы первоначальной судебной экспертизы необоснованными, судом первой инстанции была назначено повторная судебная экспертиза.
Согласно заключению повторной судебной оценочной экспертизы от 6 мая 2019 г. № 538/04, выполненной ООО «Краснодарский центр кадастра, оценки и экспертизы», рыночная стоимость объекта недвижимости на дату определения кадастровой стоимости составляла 2178 323 рублей.
Заключение повторной судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 20 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также не противоречит положениям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки. В ходе судебного разбирательства представителями органов государственной власти и местного самоуправления выводы эксперта не опровергнуты.
На основании положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Исковое заявление поступило в Краснодарский краевой суд 27 декабря 2018 г.
Согласно абзацу 4 части 1.1 статьи 391 Налогового Кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Согласно письму Федеральной налоговой службы от 27 ноября 2018 года № БС-4-21/22899@ «О применении для налогообложения сведений о кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда с 01.01.2019», кадастровая стоимость, измененная на основании решений комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятых после 1 января 2019 года (в том числе по искам/заявлениям, поданным до 1 января 2019 года), и внесенная в ЕГРН, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
С учетом приведенной правовой нормы и разъяснений Федеральной налоговой службы, и поскольку, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...> внесена в реестр 12 декабря 2015 г., установленная судом кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подлежит применению именно с указанной даты, которая и является началом применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания по рассматриваемому административному иску.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Обстоятельства, имеющие значение для дела определены судом первой инстанции верно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
Довод апелляционной жалобы о том, что в ходе проведения государственной кадастровой оценки данных земельных участков не были допущены нарушения закона, не является основанием к отмене решения суда, поскольку истцом реализовано законное право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельных участков. При этом весь комплекс условий, установленных для этого нормативными правовыми актами, административным истцом соблюден.
Довод о снижении поступлений в местный бюджет является несостоятельным и не заслуживает внимания, поскольку не основан на законе.
На основании изложенного, судебная коллегия считает решение Краснодарского краевого суда от 20 мая 2019 г. законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 20 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи