Дело № 12-17/2022 (12-311/2021;)
Р Е Ш Е Н И Е
г. Златоуст 14 февраля 2022 года
Судья Златоустовского городского суда Челябинской области Обвинцева Л.Ю., при секретаре Поздеевой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Златоустовского городского суда Челябинской области (г. Златоуст, ул. Ковшова, 33) жалобу Калашниковой Лены Даутовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>
на постановление главного государственного инспектора города Златоуста и Кусинского района по пожарному надзору ФИО3 № от 16 декабря 2021 года о привлечении главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская больница г. Златоуст» Калашниковой Л.Д. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),
у с т а н о в и л:
Главный врач Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская больница г. Златоуст» (далее – ГБУЗ Городская больница г. Златоуст», Учреждение) Калашникова Л.Д. обратилась в суд с жалобой на постановление о назначении административного наказания № от 16 декабря 2021 года, вынесенное главным государственным инспектором Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО3, согласно которому она признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.20.4 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб..
В обоснование своих доводов Калашникова Л.Д. указала, что с постановлением не согласна, полагает его необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
При вынесении постановления о назначении административного наказания главным государственным инспектором Златоустовского городского округа и Кусинского района по пожарному надзору не были учтены следующие обстоятельства. В соответствии с Уставом ГБУЗ «Городская больница г. Златоуст» является бюджетным учреждением, учредителем которого является Челябинская область, функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство здравоохранения Челябинской области. Собственником имущества учреждения осуществляет Правительство Челябинской области. Учреждение является некоммерческой организацией.
Для устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности в зданиях ГБУЗ «Городская больница г. Златоуст» необходимо 13 260 руб. (из которых, для устранения нарушений, согласно постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, необходимо более 3 000 000 руб.) Указанная сумма является существенной для бюджетного учреждения. Из-за отсутствия достаточного финансирования и в целях соблюдения требований пожарной безопасности, Учреждением направляются письма распределителю бюджетных средств - в Министерство здравоохранения Челябинской области о выделении дополнительных средств. Однако, положительного ответа от Учреждения не было получено. Ассигнования для данной цели не выделялись.
Таким образом, из-за отсутствия финансирования не удалось выполнить уставные задачи, а именно: устранить нарушения пожарной безопасности в полном объеме.
ДД.ММ.ГГГГ с Министерством здравоохранения Челябинской области заключено соглашение № о предоставлении ГБУЗ «городская больница г.Златоуста» субсидии в размере 2 745 000 руб. на устранение нарушений по предписаниям Госпожнадзора. 10 декабря 021 года указанные денежные средства поступили на счет учреждения.
После проведения мероприятий, установленных Федеральным законом от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», буду заключены соответствующие контракты на выполнение работ по устранению требований пожарной безопасности.
Заявителем, как руководителем государственного бюджетного учреждения были направлены письма о выделении бюджетных ассигнований на осуществление задач по устранению нарушений пожарной безопасности, при этом, бюджетные средства на указанные цели не выделились.
Ссылаясь на положение ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ и направление писем (заявлений) о выделении бюджетных ассигнований на осуществление задач по устранению нарушений пожарной безопасности, полагает производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица подлежит прекращению.
Калашникова Л.Д. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена.
Защитник ФИО4, действующий на основании доверенности от должностного лица (л.д.4), в судебное заседание не явился, прислал дополнения к жалобе, в котором указывает, что на установку противопожарных дверей заключен контракт, который находится в стадии завершения выполнения работ. Выполнить требования Госпожнадзора в круглосуточном стационаре в кв. Медик в Златоусте возможности нет, поскольку там лежат пациенты, болеющие коронавирусной инфекцией. Министерством здравоохранения Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ были выделены денежные средства в размере 6 555 860 руб на выполнение капитального ремонта в круглосуточном стационаре в кв. Медик, деньги пойдут и на устранение требований пожарной безопасности.
Представитель органа пожарного надзора в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявлял.
Исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Таким образом, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Постановлением по делу об административном правонарушении № от 16 декабря 2021 года главным государственным инспектором города Златоуста и Кусинского района по пожарному надзору ФИО3, главный врач ГБУЗ «Городская больниц г.Златоуст» Калашникова Л.Д. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 стати 20.4 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Согласно представленным материалам, на основании решений заместителя начальника ОНДиПР по городу Златоусту и Кусинскому району УНДиПР Главного управления МЧС России по Челябинской области ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.43-44), № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.51-52), государственными инспекторами города Златоуста и Кусинского района по пожарному надзору ФИО6 и ФИО7, проводились внеплановые выездные проверки соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в отношении объекта защиты – ГБУЗ «Городская больница г.Златоуст» по адресам: г. Златоуст, ул. Щербакова, д.2б; г. Златоуст, ул. Северная, д.27 3 этаж. Копии распоряжения получены Учреждением в дни вынесения распоряжений, служебное удостоверение государственными инспекторами предъявлялись при посещении объекта.
По результатам проверки составлены акты проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.45-46), № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.53-54), согласно которым в ходе внеплановой выездной проверки территории, здания, помещений, деятельность в которых осуществляет ГБУЗ «Городская больница г.Златоуст», выявлены факты невыполнения предписаний ОНДиПР по городу Златоусту и Кусинскому району УНДиПР Главного управления МЧС России по Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ срок исполнения которого истек ДД.ММ.ГГГГ, а также предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения которого истек также ДД.ММ.ГГГГ.
По факту выявленных нарушений государственными инспекторами Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору в присутствии главного врача Калашниковой Л.Д. составлены протоколы об административном правонарушении № и № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.34, 36), согласно которым при эксплуатации территории, зданий, помещений ГБУЗ «Городская больница г.Златоуст» нарушены требования пожарной безопасности:
- протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что 03 декабря 2021 года в 10:45 час. при эксплуатации территории здания, помещений ГБУЗ «ГБ г.Златоуст» по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, ул. Щербакова, д.2б, повторно совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, на объекте защиты, отнесенного к категории высокого риска, и выражающейся в необеспечении работоспособности или исправности систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, а именно:
1. Не обеспечено исправной состояние средств обеспечения пожарной безопасности автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения (приемно-контрольные приборы) находятся в неисправном состоянии, при активации ручных пожарных извещателей система автоматической пожарной сигнализации и система оповещения не сработала, сигнал о пожаре не проходит на пульт подразделения пожарной охраны (Правила противопожарного режима в РФ, утв. постановление Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 п.54).
- протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что 03 декабря 2021 года в 10:45 час. выявлены нарушения требований пожарной безопасности по ул. им. Карла Маркса, д.53:
1. В центральной лестничной клетке между 2 и 3 этажами (№20 по тех. паспорту, 3 этаж) на высоте 0,7 м. расположен радиатор отопления, выступающий из плоскости стены с сохранением нормативной ширины пути эвакуации. При этом, не обеспечено ограждение для предотвращения травмирования людей (ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ ст.4 ч.4, ст.89; Правила противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ №1479 от 16.09.2020 п.27 б; СП 1.13130.2020 п.4.4.9).
2. В центральной лестничной клетке между 2 и 3 этажами (№20 по тех.паспорту, 3 этаж) на высоте 0,86 м. расположен радиатор отопления, выступающий из плоскости стены с сохранением нормативной ширины пути эвакуации. При этом, не обеспечено ограждение для предотвращения травмирования людей (ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ ст.4 ч.4, ст.89
На основании решений заместителя начальника ОНДиПР по городу Златоусту и Кусинскому району УНДиПР Главного управления МЧС России по Челябинской области ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.59-60), № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.87-88), государственным инспектором города Златоуста и Кусинского района по пожарному надзору ФИО7, проводились внеплановые выездные проверки в связи с истечением срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований – контроля за исполнением предписания № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, срок исполнения которых истек ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам проверок составлены акты № (л.д.61-64), № (л.д.89-90) от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым в ходе внеплановой выездной проверки территории, здания, помещений, деятельность в которых осуществляет ГБУЗ «Городская больница г.Златоуст», выявлены факты невыполнения предписаний № и № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные отделом надзорной деятельности и профилактической работы по городу Златоусту и Кусинскому району УНДиПР Главного управления МЧС России по Челябинской области, сроки исполнения которых, истекли ДД.ММ.ГГГГ (л.д.84-86, 95 – копии предписаний).
По факту выявленных нарушений государственным инспектором Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору составлены протоколы об административных правонарушениях № и № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37-39, 41), согласно которым при эксплуатации территории, зданий, помещений ГБУЗ «Городская больница <адрес>» повторно совершены административные правонарушения, предусмотренные ч.1 ст.20.4 КоАП РФ
- протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что 14 декабря 2021 года в 10:00 час., при эксплуатации территории здания, помещений ГБУЗ «ГБ г.Златоуст» по адресу: Челябинская область, г.Златоуст, кв.Медик (круглосуточный стационар), эксплуатируемых ГБУЗ «ГБ г.Златоуст», повторно совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, на объекте защиты, отнесенного к категории высокого риска, и выражающееся в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, а именно:
На пути эвакуации в дверном проёме выхода из коридора (№10 по тех. паспорту подвал лит. Б2) в коридор (№19 по тех. паспорту подвал лит.-Б2) имеется перепад высотой 0,1 м., препятствующий свободной эвакуации людей;
На пути эвакуации в дверном проёме выхода из коридора (№10 по тех. паспорту подвал лит. Б2) в коридор (№19 по тех. паспорту подвал лит.-Б2) имеется перепад высотой 0,1 м., препятствующий свободной эвакуации людей;
На пути эвакуации перед эвакуационным выходом из тамбура (№20 по тех. паспорту подвал лит. Б2) непосредственно наружу имеется перепад высотой 0,4 м. (фактически располагаются две ступени высотой 0,2м и 0,2 м);
На пути эвакуации в коридоре (№2 по тех. паспорту подвал лит. Б2) отсутствует эвакуационное освещение необходимое для освещения путей эвакуации на случай нарушения питания основного (рабочего) освещения;
На пути эвакуации перед эвакуационным выходом из тамбура (№1 по тех. паспорту подвал лит. Б2) непосредственно наружу имеется перепад высотой 0,43м (фактически располагаются две ступени высотой 0,19м и 0,24м);
На пути эвакуации в коридоре (№67 по тех. паспорту 1 этаж лит. Б1) отделка стен выполнена материалом (краска) с неопределёнными свойствами пожарной опасности (обязательное подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности данного материала не осуществлялось; запрещается применять материал с классом пожарной опасности выше КМ 1);
В лестничной клетке (№54 по тех. паспорту 1 этаж лит. Б1) между 1 и 2 этажами на пути эвакуации радиаторы отопления, установленные вдоль стены, закрыты деревянными отделочными материалом с неопределёнными свойствами пожарной опасности (обязательное подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности данного материала не осуществлялось; запрещается применять материал с классом пожарной опасности выше КМ 0);
Над эвакуационным выходом из коридора (№82 по тех. паспорту 1 этаж лит. Б1) в лестничную клетку (№54 по тех. паспорту 1 этаж лит. Б1) не установлен световой оповещатель «Выход»»
На пути эвакуации в коридоре (№82 по тех. паспорту 1 этаж лит. Б1) отделка стен выполнена материалом (деревянные панели) с неопределёнными свойствами пожарной опасности (обязательное подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности данного материала не осуществлялось; запрещается применять материал с классом пожарной опасности выше КМ 1);
Соединительные головки пожарного крана и пожарного рукава, расположенного в коридоре (№82 по тех. паспорту 1 этаж лит. Б1) не обеспечивают быстрое, герметичное и прочное соединение пожарных рукавов между собой и с другим пожарным оборудованием, используемым пожарными подразделениями (фактически пожарными подразделениями используются соединительные головки Богданова);
На пути эвакуации в коридоре (№61 по тех. паспорту 1 этаж лит. Б1) отделка стен выполнена материалом (краска) с неопределёнными свойствами пожарной опасности (обязательное подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности данного материала не осуществлялось; запрещается применять материал с классом пожарной опасности выше КМ 1);
Соединительные головки пожарного крана и пожарного рукава, расположенного в лестничном клетке (№103 по тех. паспорту 1 этаж лит. Б2) не обеспечивают быстрое, герметичное и прочное соединение пожарных рукавов между собой и с другим пожарным оборудованием, используемым пожарными подразделениями (фактически пожарными подразделениями используются соединительные головки Богданова);
На двери коридора (№98 по тех. паспорту 1 этаж лит. Б2) в лестничную клетку (№103 по тех. паспорту 1 этаж лит. Б2) отсутствует устройство для самозакрывания;
На двери помещения кухни (№108 по тех. паспорту 1 этаж лит. Б) в лестничную клетку (№109 по тех. паспорту 1 этаж лит. Б) отсутствует устройство для самозакрывания;
На пути эвакуации перед эвакуационным выходом из лестничной клетки (№109 по тех. паспорту 1 этаж лит. Б) непосредственно наружу имеется перепад высотой 0,14 м.;
На пути эвакуации перед эвакуационным выходом из лестничной клетки (№109 по тех. паспорту 1 этаж лит. Б) в тамбур (№б/н по тех. паспорту 1 этаж лит. Б) имеется перепад высотой 0,22 м.;
Соединительные головки пожарного крана и пожарного рукава, расположенного в коридоре (№118 по тех. паспорту 1 этаж лит. Б) не обеспечивают быстрое, герметичное и прочное соединение пожарных рукавов между собой и с другим пожарным оборудованием, используемым пожарными подразделениями (фактически пожарными подразделениями используются соединительные головки Богданова);
На пути эвакуации в тамбуре (№14 по тех. паспорту 1 этаж лит. Б) отсутствует эвакуационное освещение необходимое для освещения путей эвакуации на случай нарушения питания основного (рабочего) освещения;
На пути эвакуации в лестничной клетке (№l5.по тех. паспорту 1 этаж лит. Б) отделка стен выполнена материалом (краска) с неопределёнными свойствами пожарной опасности (обязательное подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности данного материала не осуществлялось; запрещается применять материал с классом пожарной опасности выше КМ 0);
На пути эвакуации в коридоре (№48 по тех. паспорту 2 этаж лит. Б1) отсутствует эвакуационное освещение необходимое для освещения путей эвакуации на случай нарушения питания основного (рабочего) освещения;
Соединительные головки пожарного крана и пожарного рукава, расположенного в коридоре (№53 по тех. паспорту 2 этаж лит. Б1), не обеспечивают быстрое, герметичное и прочное соединение пожарных рукавов между собой и с другим пожарным оборудованием, используемым пожарными подразделениями (фактически пожарными подразделениями используются соединительные головки Богданова);
На двери коридора (№67 по тех. паспорту 2 этаж лит. Б2) в лестничную клетку (№70 по тех. паспорту 2 этаж лит. Б2) устройство для самозакрывания находится в неисправном состоянии;
На пути эвакуации в коридоре (№74 по тех. паспорту 2 этаж лит. Б) приборы отопления (батареи), установленные вдоль стен, отделаны древесными материалами с неопределёнными свойствами пожарной опасности (обязательное подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности данного материала не осуществлялось; запрещается применять материал с классом пожарной опасности выше КМ 1);
На двери коридора (№74 по тех. паспорту 2 этаж лит. Б) в лестничную клетку (№1 по тех. паспорту 2 этаж лит. Б) отсутствует устройство для самозакрывания;
На двери коридора (№87 по тех. паспорту 2 этаж лит. Б) в лестничную клетку (№77 по тех. паспорту 2 этаж лит. Б) отсутствует устройство для самозакрывания;
Соединительные головки пожарного крана и пожарного рукава, расположенного в коридоре (№74 по тех. паспорту 2 этаж лит. Б), не обеспечивают быстрое, герметичное и прочное соединение пожарных рукавов между собой и с другим пожарным оборудованием, используемым пожарными подразделениями (фактически пожарными подразделениями используются соединительные головки Богданова);
На пути эвакуации в коридоре (№100 по тех. паспорту 2 этаж лит. Б) отделка потолка выполнена (полимерным) материалом с неопределёнными свойствами пожарной опасности (обязательное подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности данного материала не осуществлялось; запрещается применять материал с классом пожарной опасности выше КМ 1);
На пути эвакуации в коридоре (№96 по тех. паспорту 2 этаж лит. Б) отделка потолка выполнена (древесным) материалом с неопределёнными свойствами пожарной опасности (обязательное подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности данного материала не осуществлялось; запрещается применять материал с классом пожарной опасности выше КМ 1);
На пути эвакуации в коридоре (№96 по тех. паспорту 2 этаж лит. Б) отсутствует эвакуационное освещение необходимое для освещения путей эвакуации на случай нарушения питания основного (рабочего) освещения;
Горизонтальная площадка, расположенная снаружи эвакуационного выхода из тамбура (№1 по тех. паспорту 1 этаж лит. Б), высотой 0,82 м, не имеет ограждений.
- протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что 14 декабря 2021 года в 10:30 час., на территории в здании, помещениях, расположенных по адресу: Челябинская область, г. Златоут, кв. Медик (офтальмологическое отделение), эксплуатируемых ГБУЗ «ГБ г.Златоуст» повторно совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, на объекте защиты, отнесенного к категории высокого риска, и выражающееся в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, а именно:
На пути эвакуации в тамбуре (№27 по тех паспорту 1 этаж) отсутствует эвакуационное освещение необходимое для освещения путей эвакуации на случай нарушения питания основного (рабочего) освещения;
На пути эвакуации в коридоре (№24 по тех. паспорту 1 этаж) отделка стен выполнена материалом (краска) с неопределёнными свойствами пожарной опасности (обязательное подтверждение требованиям пожарной безопасности данного материала не осуществлялось; запрещается применять материал с классом пожарной опасности выше КМ 1);
На пути эвакуации в коридоре (№41 по тех. паспорту, 1 этаж) отделка стен выполнена материалами (краска) с неопределёнными свойствами пожарной опасности (обязательное подтверждение требованиям пожарной безопасности данного материала не осуществлялось; запрещается применять материал с классом пожарной опасности выше КМ 1);
На пути эвакуации в тамбуре (№1 по тех. паспорту 1 этаж) отсутствует эвакуационное освещение необходимое для освещения путей эвакуации на случай нарушения питания основного (рабочего) освещения.
С протоколами об административном правонарушении главный врач Калашникова Л.Д. ознакомлена, права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ ей разъяснены, копии протоколов вручены в день составления протоколов по делу об административном правонарушении. В пояснениях к протоколам указала «разъяснения будут даны при рассмотрении дела по существу».
Согласно части 2.1 статьи 20.4 КоАП РФ, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 КоАП РФ и частями 6, 6.1 и 7 статьи 20.4 КоАП РФ.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ).
Согласно ст.2 Федерального закона № 69-ФЗ, законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статья 37 Федерального закона № 69-ФЗ содержит перечень прав и обязанностей организаций в области пожарной безопасности, руководители которых в том числе обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу ч.1 ст.38 Федерального закона № 69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности, установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, действует в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров (далее – Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ).
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, предусмотрены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 (далее по тексту «Правила противопожарного режима в РФ», ППР в РФ).
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Так согласно ч.4 ст.4 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 года (в редакции Федерального закона от 10.07.2012 № 117-ФЗ), в случае, если положениями № 123-ФЗ устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В силу ч.4 ст.145 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности подлежат объекты защиты (продукция) общего назначения и пожарная техника, требования пожарной безопасности к которым устанавливаются № 123-ФЗ и (или) техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», содержащими требования к отдельным видам продукции.
Нарушения, указанные в актах проверки, имели место на момент проверки Учреждения государственными инспекторами. Выявленные нарушения обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства в области пожарной безопасности.
Выявленные повторно государственным инспектором при проверке нарушения требований пожарной безопасности нашли подтверждение в судебном заседании.
При этом нарушений закона при получении доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора), судом не установлено. Судья полагает, что внеплановая выездная проверка, проведенная на основании решений заместителя начальника ОНДиПР по городу Златоусту и Кусинскому району УНДиПР Главного управления МЧС России по Челябинской области ФИО5 в отношении ГБУЗ «ГБ г.Златоуст» является законной и обоснованной, проведенной с соблюдением требований Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно представленным материалам дела ГБУЗ «Городская больница г.Златоуст» является юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке.
В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Калашникова Л.Д. назначена главным врачом в ГБУЗ «Городская больница г.Златоуст».
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ Калашникова Л.Д. является должностным лицом, ответственным за надлежащее противопожарное состояние объекта защиты.
Вывод государственного инспектора о доказанности вины главного врача «Городская больница г. Златоуст» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ является правильным, сделан с учетом всех имеющихся в материалах дела доказательств, которые получили надлежащую оценку в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, на основании всестороннего, полного, объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Каких-либо противоречий в выводах должностного лица не имеется, при этом все выводы мотивированы и убедительно изложены в постановлении и не вызывают сомнений в их правильности.
Объективная сторона правонарушения, заключающаяся в нарушении или невыполнении главным врачом Учреждения правил, норм и стандартов пожарной безопасности, по делу установлена.
Выявленные в ходе внеплановой выездной проверки нарушения требований пожарной безопасности, указанные в протоколе об административном правонарушении и акте проверки, допущенные ГБУЗ «ГБ г.Златоуст», образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Привлечение Калашниковой Л.Д. к административной ответственности по ч.2.1 ст.20.4 КоАП РФ является законным и обоснованным.
Кроме того, привлечение Калашниковой Л.Д. к административной ответственности по ч.2.1 ст.20.4 КоАП РФ за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, имевших место и выявленных государственными инспекторами при проверке Учреждения, не зависит от наступления неблагоприятных последствий, при этом достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в сфере пожарной безопасности считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
Выявленные нарушения пожарной безопасности могут повлечь возникновение угрозы безопасности жизни и здоровью людей, тем более при круглосуточном пребывании в стационарах, а также представлять угрозу для собственности.
Судья считает вину Калашниковой Л.Д. в совершенном правонарушении доказанной. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, по делу не установлено, добытые доказательства получены с соблюдением требований ст. 26.2 КоАП РФ, являются относимыми, допустимыми, а в совокупности достаточными для вывода судьи о виновности главного врача ГБУЗ «Городская больница г.Златоуст» Калашниковой Л.Д. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Доводы защитника о наличии у ГБУЗ «ГБ г. Златоуст» тяжелого материального положения, отсутствия финансирования на устранение выявленных нарушений не являются основанием для несоблюдения требований пожарной безопасности и поводом для освобождения от административной ответственности.
Оснований для прекращения производства по делу не имеется, совершенное ГБУЗ «ГБ г. Златоуст» правонарушение нельзя признать малозначительным, поскольку выявленные нарушения требований пожарной в случае возникновения пожара непосредственно создают угрозу безопасности жизни и здоровья людей. Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ по делу не имеется.
К смягчающим административную ответственность обстоятельствам в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ судья относит активные меры Учреждения по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Судья не находит обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица.
При назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих обстоятельств, наличие возможности у Учреждения соблюдения требований пожарной безопасности на объекте защиты, невыполнение требований пожарной безопасности при наличии у него возможностей и отсутствия каких-либо препятствий.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ соблюдены.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в минимальном размере.
При рассмотрении дела каких-либо иных оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении судьей не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
р е ш и л:
Постановление главного государственного инспектора города Златоуста и Кусинского района по пожарному надзору ФИО3№ от 16 декабря 2021 года о привлечении Калашниковой Лены Даутовны к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу Калашниковой Л.Д. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней через Златоустовский городской суд.
СУДЬЯ: