РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2020 года г. Назарово
Назаровский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Гуртовенко Т.Е.,
с участием:
истца Тотышева В.А. и его представителя Тучина С.Н. действующего по заявлению,
при секретаре Марюшко Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Тотышева В.А. к ООО «Эко-Транспорт» об обязании заключить договор на условиях предложенных потребителем,
УСТАНОВИЛ:
Тотышев В.А. обратился в суд к ООО «Эко-Транспорт» об обязани заключить с ним договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) с учетом условий предложенных потребителем, по тем основаниям, что истец является собственником жилого дома по адресу <адрес>. Региональным операторам по обращению с ТКО является ответчик. Услугу по обращению ТКО ответчик оказывает на основании типового договора, утвержденного Правительством Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156. Истец считает, что заключение договора по обращению с ТКО в тех объемах, которые определены по нормативу не целесообразно, так как используемые нормативы превышают фактический объем мусора, образуемого от жильцов дома. Истцом принято решение о раздельном накоплении сортированных отходов, в соответствии с п. 7.2 Постановления Правительства Красноярского края «Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Красноярского края». 12.05.2020 истец обратился к ответчику о заключении договора с учетом его условий. Однако внести изменения в договор ответчик отказался, считает отказ незаконным и просит обязать ответчика заключить типовой договор с Тотышевым В.А. на условиях предложенных потребителем:
- п. 15 Стороны согласились производить учёт объёма и (или) массы ТКО исходя из количества и объёма контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
- пп. «е» п. 13 Исключить.
- п.5 Под расчётным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору проводиться по формуле 9(3), указанной в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 13.07.2019, с изм. от 02.04.2020) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домах и жилых домов»).
- п.3 В соответствии с п. 7.2. Постановления Правительства Красноярского края «Об утверждении порядка накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Красноярского края» потребитель принял решение о раздельном накоплении ТКО. Способ складирования ТКО - в контейнеры с различной маркировкой позволяющие осуществить потребителю разделение своих ТКО по видам, расположенные на контейнерной площадке.
- п. 4 Дата начала действия договора с внесенными потребителем изменениями 01.06.2020.
- п. 13 Дополнить подпунктом «з» Обеспечить наличие достаточного количества контейнеров для сбора ТКО.
Кроме того, просит взыскать с ответчика денежную сумму за оказание юридической помощи по составлению искового заявления в размере 3500 руб.
В судебном заседании истец и его представитель на иске настаивали по доводам, изложенным в исковом заявлении. Тотышев В.А. уточнил, что основанием для обращения явился тот факт, что он желает применения иного порядка расчета за вывезенный мусор не от числа зарегистрированных в жилом помещении, а от фактически вывезенного, поскольку фактически объемы мусора, которые определены по нормативу у него не образуются.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещались судом, направили возражения в которых просят в иске отказать, считают, что изменение условий типового договора недопустимо и противоречит закону, возможно лишь внесение дополнений, не противоречащих закону. Постановления Правительства Красноярского края «Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Красноярского края» на которое ссылается истец, на момент его обращения было проектом. Порядок раздельного накопления ТКО на территории Красноярского края не утвержден. Исходя из положений абз. 3 подп. «а» п. 5, п. 8 Правил № 505 вариант расчета по количеству объема контейнера возможен в случае раздельного накопления ТКО, поэтому в предложенной потребителем редакции п. 3 и п. 15 договора принятию не подлежит. Оснований для исключения п. 13 договора не имеется, поскольку договор заключается одним лицом от числа всех жителей домовладения, в связи с чем жителями жилого помещения назначается лицо, ответственное за взаимодействие с региональным оператором. Размер платы за коммунальные услуги по обращению с ТКО рассчитывается исходя из цены определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора в связи с чем оснований для внесения изменений в п. 5 договора не имеется. Учитывая, что договор по вывозу ТКО, является публичным договором, он считается заключенным на 16 рабочий день после размещения предложения о заключении указанного договора на официальном сайте в сети «Интернет» если потребитель не направит заявку и документы в соответствии с пп. 8 (5) – 8 (7) Правил. ООО «Эко-Транспорт» выполнили обязанность по доведению до потребителей г. Назарово информации о необходимости заключения договора на оказание услуг по ТКО, между потребителями и ООО «Эко-Транспорт» возникли договорные отношения с 01.01.2019 по этой причине учитывая, что между истцом и ответчиком возникли договорные отношения изменять дату действия договора в п. 4 нет оснований. Поскольку содержание контейнерных площадок относится с 01.01.2019 к полномочиям органов местного самоуправления, предложенная истцом редакция п. 13 договора противоречит закону.
Представитель третьего лица администрации г. Назарово в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещались судом, имеется ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
В силу ч. 5 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 3, 4 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Из положений статьи 1 ГК РФ следует, что гражданское законодательство основывается, в том числе на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (пункт 2 статьи 1 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункту 1 статьи 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты (п. 1 ст. 445 ГК РФ).
Норма статьи 445 ГК РФ предусматривает отступление от принципа свободы договора, декларируемого статьей 421 ГК РФ, и корреспондирует с положением последней о том, что понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Как следует из ст. 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.
В силу п. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно ст. 450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно ст. 452 ГК РФ, требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Отношения в сфере оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Пунктом 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Из п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ следует, что условие договора может быть предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пп. 1, 4, 5 ст. 426 ГК РФ договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) признается публичным договором. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
Из содержания п. 8(17) раздела I(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее Правила обращения с твердыми коммунальными отходами) следует, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При таких обстоятельствах, услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором оказываются на основании договора с физическими и юридическими лицами в силу прямого указания закона, - заключение договора в данном случае является обязательным.
Судом установлено, что Тотышеву В.А., на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу <адрес>.
В Красноярском крае функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами исполняет ООО «Эко-Транспорт», что не оспаривалось сторонами.
25.09.2019 в официальном печатном издании органов государственной власти Красноярского края "Наш Красноярский край" Региональным оператором ООО «Эко-Транспорт», опубликовано адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
В установленный срок, а именно в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, Тотышевым В.А. не были направлены региональному оператору документы в соответствии с пп. 8(5) - 8(7) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами.
При таких обстоятельствах, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным с истцом на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора.
В силу п. 5 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641".
Таким образом, в силу действующего законодательства договор может быть дополнен и данные дополнения должны быть достигнуты соглашением сторон, а в случае не достижения соглашения в судебном порядке.
12.05.2020 Тотышев В.А. обратился с заявлением в ООО «Эко-транспорт» о заключении договора с его дополнениями в части:
- п. 15 Стороны согласились производить учёт объёма и (или) массы ТКО исходя из количества и объёма контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
- пп. «е» п. 13 Исключить.
- п.5 Под расчётным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору проводиться по формуле 9(3). указанной в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 13.07.2019, с изм. от 02.04.2020) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домах и жилых домов»).
- п.3 В соответствии с п. 7.2. Постановления Правительства Красноярского края «Об утверждении порядка накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Красноярского края» потребитель принял решение о раздельном накоплении ТКО. Способ складирования ТКО - в контейнеры с различной маркировкой позволяющие осуществить потребителю разделение своих ТКО по видам, расположенные на контейнерной площадке.
- п. 4 Дата начала действия договора с внесенными потребителем изменений 01.06.2020.
- п. 13 Дополнить подпунктом «з» Обеспечить наличие достаточного количества контейнеров для сбора ТКО.
21.05.2020 Тотышеву В.А. было отказано в заключении договора на его условиях. Поскольку услуга оказывается надлежащим образом путем мешкового сбора согласно графика. Договор заключается на основании типовых условий, который может быть дополнен условиями, не противоречащими закону. Предложенные условия не отвечают требованиям закона. Расчет за услугу производится исходя из количества граждан постоянно или временно проживающих в жилом помещении исходя из установленного норматива.
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (с изм. от 29.06.2020) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домах и жилых домов» далее Правила N 354), которые предусматривают приложение II(1). Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю за расчетный период в i-м жилом помещении (жилой дом, квартира) или нежилом помещении, а также в занимаемой им 1-й комнате (комнатах) в 1-й коммунальной квартире. Предусматривает восемь вариантов расчета.
Применяемый в настоящее время ответчиком на основании п. 9(1). Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148(30) Правил по формуле 9(1).
Так же имеется вариант расчета который желает применить истец, предусмотренный п. 9(3), согласно которого размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м. жилом помещении, на основании объема вывезенных контейнеров согласно пункту 148(30) Правил по формуле 9(3):
,
где:
ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
n - расчетное количество граждан, использующих место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов;
V - объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, за расчетный период;
T отх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу п. 148(30) Правил N 354, Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к настоящим Правилам.
При раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к настоящим Правилам соответственно.
Согласно пункту 148(30) Правил N 354 в отношении потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, а в случае если введено раздельное накопление сортированных ТКО - расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Следовательно, применение формулы 9(3) возможно в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о раздельном накоплении сортированных отходов.
При этом раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
В соответствии с пунктами 3, 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Как установлено судом, собственной контейнерной площадки у истца нет, за согласованием ее создания, в Администрацию г. Назарово истец не обращался.
Истец ссылается на п. 7.2. Постановления Правительства Красноярского края «Об утверждении порядка накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Красноярского края» согласно которого решение о раздельном накоплении отходов организуется региональным оператором совместно с органами местного самоуправление в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО и генеральной схемой очистки населенного пункта (п. 7.2 указанного постановления), начало действия документа 23.11.2020. Данное Постановление не действовало, на момент обращения Тотышева В.А. к ответчику с предложением о заключении договора на условиях предложенных потребителем. В силу этого принятие условий потребителя на тот момент противоречило закону, о возможности применения при расчете формулы 9(3) приложения N 2 к вышеуказанным Правилам, поскольку органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями раздельного накопления отходов не было принято. Таким образом, отказ во внесении изменений в п. 3, 5, 13, 15 договора является обоснованным. Поскольку в судебном порядке возможно внесение дополнений в договор только, после соблюдения досудебного порядка, суд не вправе давать оценку нормативным актам вступившим в законную силу на момент рассмотрения дела, так как они не действовали на момент обращения с требованием об изменении в договор в силу чего не могли быть применен ответчиком.
Согласно ст. 21 ГК РФ, способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
В силу ст. 22 ГК РФ, никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст. 185 ГК РФ, доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
Требования истца об исключении пп. «е» п. 13 договора, согласно которого, потребитель обязан назначить лицо, ответственное за взаимодействие с региональным оператором по вопросам исполнения настоящего договора, подлежат удовлетворению, поскольку расценивается судом как ущемляющие права потребителя. Данный пункт навязывает потребителю обязанность, противоречащую закону, поскольку Тотышев В.А., заключивший договор как собственник несет права и обязанности самостоятельно. Назначать лицо, ответственное за взаимодействие с региональным оператором по вопросам исполнения настоящего договора, то есть назначать представителя является его правом, а не обязанностью. Данный пункт уместен, при заключении, договора с юридическим лицом, поскольку договор заключается от имени организации руководителем, которого возможно обязать назначить лицо, ответственное за взаимодействие с региональным оператором по вопросам исполнения настоящего договора.
Согласно требований истца п. 4 подлежит изложению «Дата начала действия договора с внесенными потребителем изменениями 01.06.2020».
Суд полагает, что в данной части требования истца противоречат нормам гражданского законодательства ввиду следующего.
В силу положений пункта 2 статьи 425 ГК РФ применение условий договора к отношениям, возникшим до его заключения договора, то есть на прошлое время, возможно при наличии добровольного волеизъявления сторон на придание договору обратной силы. Это является правом, а не обязанностью сторон.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Принимая во внимание отсутствие согласия ответчика на распространение условий договора к отношениям, возникшим до его заключения, а также положения пункта 4 статьи 445 ГК РФ, следует определить срок действия договора с исключенным пп. «е» п. 13 - с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу.
Судебные расходы по оплате юридических услуг за составление иска в размере 3500 руб., подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в силу ст. 98 ГПК РФ.
В соответствии со cт.103 ГПК РФ государственная пошлина от уплаты которой освобожден истец, подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Тотышева В.А. к ООО «Эко-Транспорт» об обязании заключить договор на условиях предложенных потребителем, удовлетворить частично.
Обязать ООО «Эко-Транспорт» в типовом договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с Тотышевым В.А. исключить пп. «е» п. 13 согласно которого, потребитель обязан назначить лицо, ответственное за взаимодействие с региональным оператором по вопросам исполнения настоящего договора. В разделе IX договора установить, что дата начала действия договора с внесенными изменениями с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Взыскать с ООО «Эко-Транспорт» в пользу Тотышева В.А. судебные расходы, связанные с оплатой юридических услуг по составлению искового заявления и устному консультированию в размере 3500 рублей.
Взыскать с ООО «Эко-Транспорт» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Назаровский городской суд Красноярского края.
Председательствующий Гуртовенко Т.Е.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ