Дело У
копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 сентября 2017 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд г. Красноярска
в составе председательствующего судьи Ерохиной А.Л.
при секретаре Моисеенко С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А1 к администрации города Красноярска о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Кириченко Н.Ю. обратилась в суд с иском к администрации города Красноярска о возложении обязанности предоставить жилое помещение. Мотивируя свои требования тем, что она (Кириченко Н.Ю.) относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с приказом Министерства образования «О постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 18 декабря 2013 года Министерством образования и науки Красноярского края истец поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, включена в общий список и одновременно в список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений, однако до настоящего времени Кириченко Н.Ю. жилым помещением не обеспечена.
В судебном заседании истец Кириченко Н.Ю. требования поддержала в полном объеме, настаивала на удовлетворении.
Представители ответчика администрации города Красноярска, третьих лиц администрации Октябрьского района города Красноярска, Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. Ранее в судебном заседании представитель администрации Октябрьского района г. Красноярска в удовлетворении исковых требований просила отказать. Представитель ответчика администрации г.Красноярска представил суду возражения относительно исковых требований, дело просил рассмотреть в свое отсутствие.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Руководствуясь ч. 3 и ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции ФЗ N 15-ФЗ от 29 февраля 2012 г.) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на срок 5 лет.
Также вышеуказанным Федеральным законом N 15-ФЗ от 29 февраля 2012 г. с 1 января 2013 года признан утратившим силу пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривавший право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, при этом, Федеральным законом N 15-ФЗ от 29 февраля 2012 г. Жилищный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 109.1, из которой следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Кириченко Н.Ю. родилась 15 октября 1992 года, ее мать Кириченко Е.В. умерла 01 июня 2007 года, отец Кириченко Ю.Н. решением от 01.08.2007 года Рыбинским районным судом Красноярского края лишен родительских прав, умер 19.12.2007 года.
Постановлением Нижнеингашской администрации Нижнеингашского района Красноярского края от 27 сентября 2007 года опекуном Кириченко Н.Ю. была назначена Бадертдиновой М.Р..
В период сентября 2009 года по июль 2014 года Кириченко Н.Ю. обучалась в Сибирском федеральном университете по очной форме обучения.
Решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа не имеющих жилого помещения, принятым 18 декабря 2013 года Кириченко Н.Ю. была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории муниципального образования «Соколовский сельсовет Нижнеингашского района Красноярского края».
Из материалов дела следует, что в настоящее время истица фактически проживает на территории г. Красноярска, что подтверждается свидетельством № 5895 о регистрации по месту пребывания на срок с 03 ноября 2016 года по 03 ноября 2017 года.
Разрешая дело по существу, суд исходит из того, что внеочередное предоставление жилых помещений лицам, отнесенным к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предусматривалось статьей 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пунктом 2 статьи 1 Закона Красноярского края от 20.12.2012 N 3-977 "О внесении изменений в Закон Красноярского края "О защите прав ребенка", пункты 5, 6, 11 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка" на момент постановки Кириченко Н.Ю. на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, на администрацию города Красноярска подлежит возложению обязанность по обеспечению Кириченко Н.Ю. жилым помещением.
Согласно ч. 1 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 "О защите прав ребенка" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу ч. 2 ст. 17 Закона Красноярского края "О защите прав ребенка" дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
Обязанность по предоставлению истцу жилого помещения должна быть возложена на администрацию г. Красноярска, так как в силу приведенных выше правовых норм обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, вне очереди жилыми помещениями возложено на органы местного самоуправления за счет средств краевого бюджета. При этом Законом Красноярского края от 24.12.2009 года N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" исполнительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края были наделены в 2010 году государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст. 17 Закона края от 02.11.2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка".
Согласно п. 2.2.6 Распоряжения администрации города Красноярска № 46-р от 26 февраля 2007 года, которым утв. Положение об администрации района в г. Красноярске следует, что в сфере управления муниципальным жилищным фондом районная администрация ведет учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда, предоставляет гражданам свободные муниципальные жилые помещения, осуществляет функции наймодателя по договорам найма жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом.
Суд находит исковые требования о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма подлежащими удовлетворению, а обязанность по предоставлению такого жилого помещения истцу – возложению на органы местного самоуправления – администрацию г. Красноярска, поскольку Кириченко Н.Ю. была принята на учет в качестве нуждающейся в г. Красноярске.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Исковые требования А1 удовлетворить.
Возложить на администрацию города Красноярска обязанность предоставить А1 на территории города Красноярска благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Красноярска.
Подписано председательствующим.
Копия верна.
Судья: Ерохина А.Л.