Судья Филатова Л.Е. дело № 33-18574/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Бакулина А.А.,
судей Редченко Е.В., Чиченевой Н.А.,
при секретаре Адайкиной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 августа 2014 г. частную жалобу администрации Солнечногорского муниципального района Московской области на определение Солнечногорского городского суда Московской области от 28 июля 2014 г. о прекращении производства по делу по заявлению администрации Солнечногорского муниципального района Московской области о признании незаконными действий главы городского поселения Солнечногорск Солнечногорского муниципального района Московской области по подписанию и направлению уведомлений о расторжении администрацией городского поселения Солнечногорск Соглашений № 369 от 29 декабря 2009 г. и № 64/2012 от 26 мая 2014 г. в одностороннем порядке, о признании незаконными этих уведомлений.
Заслушав доклад судьи Редченко Е.В., объяснения представителя администрации Солнечногорского муниципального района – Хортовой М.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий главы городского поселения Солнечногорск Солнечногорского муниципального района Московской области по подписанию и направлению уведомлений исх.№ 0481 (вх.№ 4574 от 26 мая 2014 г.) и исх.№ 0482 (вх.№ 4575 от 26 мая 2014 г.) о расторжении администрацией городского поселения Солнечногорск Соглашений № 369 от 29 декабря 2009 г. и № 64/2012 от 26 мая 2012 г. в одностороннем порядке, о признании незаконными этих уведомлений.
Определением Солнечногорского городского суда Московской области от 28 июля 2014 г. производство по делу прекращено.
В частной жалобе администрация Солнечногорского муниципального района Московской области просит об отмене определения суда как незаконного.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
Представитель администрации Солнечногорского муниципального района Московской области – Хортова М.Г., доводы частной жалобы поддержала.
Глава городского поселения Солнечногорск Московской области в судебное заседание не явился, своего представителя не направил.
Администрация городского поселения Солнечногорск Московской области, Совет депутатов городского поселения Солнечногорск и Совет депутатов Солнечногорского муниципального района своих представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) неявка в суд лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя администрации Солнечногорского муниципального района – Хортовой М.Г., обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые действия главы городского поселения Солнечногорск направлены на досрочное расторжение соглашений о передаче органами местного самоуправления городского поселения Солнечногорск органам местного самоуправления Солнечногорского муниципального района полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, то есть что по существу оспариваются действия, непосредственно связанные с осуществлением указанными органами экономической деятельности в рамках исполнения полномочий по решению вопросов местного значения. В связи с этим суд первой инстанции пришел к выводу о разрешении данного спора в ином порядке, а именно в арбитражном суде.
Однако судебная коллегия не может согласиться с этим определением суда.
В соответствии с частью 3 статьи 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности, об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Из положений пункта 5 части 1 статьи 29 указанного Кодекса следует, что федеральными законами к компетенции арбитражных судов могут быть отнесены и иные (не указанные в части 1 этой статьи) дела.
Из материалов дела усматривается, что 29 декабря 2009 г. между администрацией городского поселения Солнечногорск и администрацией Солнечногорского муниципального района заключено соглашение № 369 о передаче осуществления полномочий органов местного самоуправления муниципального образования городское поселение Солнечногорск Солнечногорского муниципального района Московской области органам местного самоуправления Солнечногорского муниципального района Московской области (л.д.10-15). Положения этого соглашения содержали указания на предмет Соглашения (передаваемые полномочия городского поселения Солнечногорск); на порядок определения ежегодного объема и порядок перечисления субвенций; на права и обязанности сторон; на ответственность сторон; на срок действия, основания и порядок прекращения соглашения.
03 апреля 2012 г. между администрацией городского поселения Солнечногорск и администрацией Солнечногорского муниципального района заключено соглашение № 64/2012 о передаче осуществления полномочий органов местного самоуправления муниципального образования городское поселение Солнечногорск Солнечногорского муниципального района Московской области органам местного самоуправления Солнечногорского муниципального района Московской области (л.д.17-22). Положения этого соглашения содержали указания на предмет Соглашения (передаваемые полномочия городского поселения Солнечногорск); на порядок определения ежегодного объема и порядок перечисления межбюджетных трансфертов; на права и обязанности сторон; на ответственность сторон; на срок действия, основания и порядок прекращения соглашения.
Из содержания Соглашений № 369 от 29 декабря 2009 г. и № 64/2012 от 26 мая 2012 г. усматривается, что их предметом является передача полномочий по решению отдельных вопросов местного значения от одного органа местного самоуправления другому. Указание на перечисление соответствующих субвенций и межбюджетных трансфертов направлено на обеспечение исполнения указанных полномочий.
Названные Соглашения заключены на основании части 4 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которая предусматривает, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (за счет субвенций – в ранее действующей редакции).
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что предметом указанных соглашений не является экономическая деятельность органов местного самоуправления. Следовательно, разрешение спора, возникшего в результате действий одной из сторон Соглашений по расторжению этих Соглашений (подписания и направления уведомлений главой администрации городского поселения Солнечногорск), также не носит экономического характера.
Какие-либо федеральные законы, указывающие на отнесении к компетенции арбитражных судов дел, связанных с передачей полномочий по решению отдельных вопросов местного значения от одного органа местного самоуправления другому, отсутствуют.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о подведомственности данного спора арбитражному суду не соответствует нормам процессуального права.
Определение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ, а дело – направлению в тот же суд для рассмотрения по существу.
Руководствуясь статьями 333, 334Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Солнечногорского городского суда Московской области от 28 июля 2014 г. отменить, дело направить в тот же суд для рассмотрения по существу.
Председательствующий
Судьи