Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
23 мая 2013 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Ежелевой Е.А. при секретаре Кротовой Н.А., с участием представителя истца ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к <адрес>, к МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» об оспаривании действий администрации <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к администрации <адрес>, к МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>», в котором после уточнения просят признать незаконными действия администрации <адрес>, выразившиеся в неправомерном отказе в выделении в аренду под ЛПХ земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, мк<адрес>; обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» утвердить и выдать ФИО1 и ФИО2 каждому схемы расположения земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, микрорайон Северный, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; обязать администрацию <адрес> в двухнедельный срок со дня предоставления кадастровых паспортов испрашиваемых земельных участков принять решения о передаче ФИО1, ФИО2 каждому земельных участков, расположенных по вышеуказанному адресу, в недельный срок со дня принятия решений, указанных в пункте 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ, заключить с каждым договор аренды.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО2 каждый написали заявления в администрацию <адрес> о предоставлении в аренду земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, микрорайон Северный, <адрес> и <адрес>, на срок 4 года, и о выдаче схем расположения земельных участков на кадастровом плане в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ; администрация, рассмотрев заявления, отказала в предоставлении участков по основаниям, не предусмотренным законом; по мнению истцов, действия администрации <адрес> являются незаконными, так как противоречат требованиям ст. 34 Земельного кодекса РФ, ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании земельных отношений в <адрес>».
В судебном заседании представитель истцов ФИО4 исковые требования поддержала, в обоснование привела доводы, изложенные в исковом заявлении; дополнительно пояснила, что администрация <адрес>, несмотря на то, что ссылается в своих отказах на резервирование земель в кварталах 9 и 10 в микрорайоне Северный <адрес> для льготной категории граждан, фактически предоставляет данные участки гражданам, не являющимися льготниками.
Ответчик в судебное заседание не явился, просил дело рассматривать в его отсутствие, представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что требования истца являются необоснованными в связи с тем, что земельные участки, расположенные в 9, 10 кварталах <адрес>, предоставляются льготной категории граждан согласно отдельно сформированной очереди, в связи с чем не могут быть предоставлены истцам, которые не относятся к льготной категории; кроме того, право выбора земельного участка принадлежит не заявителю, а органу местного самоуправления, поэтому заявитель не вправе претендовать на конкретный участок.
Выслушав объяснения представителя истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО2 каждый по отдельности обратились в администрацию <адрес> с заявлениями о предоставлении им в аренду земельных участков, расположенных в <адрес>, микрорайон Северный, квартал №, на срок 4 года, ориентировочной площадью 1000 кв.м., 1070 кв.м., в которых просили выдать схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; заявления зарегистрированы были в администрации <адрес> под номерами 5075 (заявление ФИО1), 5076 (заявление ФИО2) (л.д. 17, 21); ДД.ММ.ГГГГ за исходящим номером 5076 администрация <адрес> дала ФИО1 ответ, в котором сообщалось, что испрашиваемые земельные участки в 9, 10 кварталах зарезервированы администрацией для осуществления предоставления льготным категориям граждан, состоящим в очереди по предоставлению земельных участков (л.д. 16); аналогичный ответ администрация <адрес> дала ФИО2 в письме от ДД.ММ.ГГГГ исходящий номер 5297 (л.д. 19).
В силу ст. 22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса (то есть изъятых из оборота), могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Статья 28 Земельного кодекса РФ также предусматривает возможность предоставления гражданам в аренду земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 22, 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в установленном порядке представляет собой процесс, включающий в себя принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка с соблюдением требований земельного законодательства и заключение соответствующего договора с осуществлением государственной регистрации договора в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно этой норме органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пункт 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании заявления лица, заинтересованного в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Основанием отказа администрации <адрес> в предоставлении истцам земельных участков в микрорайоне Северный <адрес> указано то, что данные участки находятся в кварталах 9, 10 и зарезервированы для предоставления льготной категории граждан.
Однако доказательств тому, что участки в кварталах 9, <адрес> действительно зарезервированы для предоставления льготным категориям граждан, состоящим в очереди по предоставлению участков, что такая очередь вообще сформирована, в материалы дела не представлено.
Между тем, в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие факт предоставления участков, расположенных в указанных кварталах, лицам, не относящимся к льготной категории граждан, в частности, договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией <адрес> и ФИО5 (л.д. 52), выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, из которых видно, что земельные участки, расположенные в <адрес>, переданы были в аренду по договору от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 (л.д. 85), по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ – ФИО7 (л.д. 87).
Имеются в материалах дела также доказательства тому, что земельные участки, расположенные в квартале 24:11:0290105 (<адрес>, Изумрудная, пе<адрес>, пе<адрес> в <адрес>) предназначены для передачи в аренду, относятся к категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 88-97).
Учитывая изложенное, отказы администрации <адрес> в предоставлении земельных участков, содержащиеся в письмах от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, не соответствует закону и нарушают права и законные интересы истцов, в связи с чем требования о признании незаконными действий администрации <адрес>, выразившихся в неправомерном отказе в выделении в аренду под ЛПХ земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, мк<адрес>; об обязании МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» утвердить и выдать ФИО1 и ФИО2 каждому схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, микрорайон Северный, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории подлежат удовлетворению.
Оснований для удовлетворения остальных требований суд не усматривает, поскольку в силу пунктов 5 и 6 статьи 34 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный цент<адрес> купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Как установлено в судебном заседании, истцам схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории не выдавались, соответственно кадастровые паспорта испрашиваемых земельных участков не изготавливались; в отсутствие указанных документов заключение договоров аренды не представляется возможным.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1, ФИО2 к <адрес>, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» о признании незаконными отказа администрации <адрес> в предоставлении в аренду земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, мк<адрес>, об обязании МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» утвердить и выдать ФИО1 и ФИО2 схемы расположения земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, мк<адрес>, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, об обязании администрации <адрес> через МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» в двухнедельный срок со дня предоставления кадастровых паспортов испрашиваемых земельных участков принять решения о передаче ФИО1, ФИО2 каждому земельных участков, расположенных по вышеуказанному адресу, в недельный срок со дня принятия решений, указанных в пункте 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ, заключить с каждым договор аренды, удовлетворить частично.
Признать незаконными действия администрации <адрес>, выразившиеся в неправомерном отказе ФИО1 и ФИО2 в письмах от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № в выделении в аренду под ЛПХ земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, мк<адрес>.
Обязать администрацию <адрес> и МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» утвердить и выдать ФИО1 и ФИО2 каждому схему расположения земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, микрорайон Северный, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Установить срок исполнения решения - в течение семи дней после вступления решения в законную силу.
В остальной части в удовлетворении исковых требований ФИО1 и ФИО2 отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Решение вынесено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья Емельяновского РС Е.А.Ежелева