Дело №12-674/2017
РЕШЕНИЕ
12 декабря 2017 года г. Ижевск
Судья Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Пашкина О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации г. Ижевска на постановление и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике Степановой Л.Н. от 01 сентября 2017 года о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ Администрации г. Ижевска,
установил:
постановлением и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике Степановой Л.Н. от 01 сентября 2017 года Администрация г. Ижевска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Представителем Администрации г. Ижевска подана жалоба, в которой заявитель просит отменить постановление по делу об административном правонарушении, мотивируя тем, что Администрация г. Ижевска привлечена к административной ответственности за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера о предоставлении взыскателю жилого помещения на условиях договора социального найма. Между тем, в реестре муниципального жилищного фонда отсутствуют юридически свободные жилые помещения, подходящие по своим техническим характеристикам для исполнения исполнительного документа. Исполнение судебных решений осуществляется в строгом соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и обусловлено наличием у должника по исполнительному производству, то есть у Администрации г. Ижевска, свободных жилых помещений, соответствующих по характеристикам судебному решению. Финансовые ресурсы на исполнение судебных решений из федерального и республиканского бюджета на эти цели не выделяются. В 2017 году из бюджета города Ижевска выделена сумма 2 млн. рублей на исполнение судебных решений. В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Администрацией г. Ижевска готовится аукционная документация по приобретению квартир нужной площади. При наличии на электронном аукционе соответствующих требованиям, квадратуре и финансовым ресурсам квартир, они будут приобретены и предоставлены гражданам по решению суда в порядке очередности. Вынесение постановления о назначении административного наказания, взыскание исполнительского сбора, равно как и другие штрафные санкции, представляют собой дополнительные денежные затраты для Администрации г. Ижевска, тем самым не только не способствуют реализации решений суда, но и препятствуют их своевременному исполнению. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В оспариваемом постановлении о назначении административного наказания зафиксирован лишь факт неисполнения решения суда в полном объеме, но не отсутствие реальных действий со стороны Администрации г. Ижевска, направленных на исполнение судебного акта. Неисполнение Администрацией г. Ижевска требований исполнительного документа вызвано уважительными причинами. Постановление вынесено до вступления в законную силу вынесенного в отношении Администрации г. Ижевска постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник Пономарева О.В., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, просила обжалуемое постановление отменить, пояснила, что у Администрации г. Ижевска отсутствует финансовая возможность для исполнения решения суда, свободных жилых помещений для обеспечения взыскателя жильем не имеется.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике Степанова Л.Н. в судебное заседание не явилась, извещалась о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представила, с заявлением об отложении рассмотрения дела или о рассмотрении дела в ее отсутствие к суду не обращалась, в связи с чем на основании ст. 30.6 КоАП РФ препятствий для рассмотрения жалобы в ее отсутствие не усматриваю.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив жалобу, будучи не связанной с ее доводами, проверив материалы дела в полном объеме, исследовав обстоятельства дела, прихожу к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 04.04.2017 в отношении должника Администрации г. Ижевска на основании исполнительного листа от 22.03.2017, выданного Октябрьским районным судом г. Ижевска по делу №2-1135/2017, судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Удмуртской Республике возбужденно исполнительное производство <номер> с предметом исполнения о возложении на должника обязанности предоставить П.Е.С. и членам ее семьи П.Д.С., П.В.С. жилое помещение по договору социального найма, расположенное на территории муниципального образования «Город Ижевск». Копию постановления о возбуждении исполнительного производства должник получил 03.05.2017.
Требования исполнительного документа должник в установленный для добровольного исполнения срок не исполнил.
В связи с этим, на основании ст. 112 Федерального закона №229-ФЗ 19.06.2017 судебный пристав-исполнитель МРО по ОИП УФССП России по Удмуртской Республике вынес постановление о взыскании с должника исполнительского сбора.
Постановлением от 25.07.2017 должник привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, выразившегося в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000,00 руб.
19.07.2017 должнику Администрации г. Ижевска вручено требование судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП России по Удмуртской Республике об исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе в 30-дневный срок со дня поступления требования.
Требования исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем в указанном требовании от 19.07.2017, должник также не исполнил, что зафиксировано в протоколе об административном правонарушении от 25.08.2017 и послужило основанием для привлечения Администрации г. Ижевска к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
В то же время, исходя из ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после наложения административного штрафа требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем.
Таким образом, в случае неисполнения должником соответствующего требования состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, имеет место быть в случае неисполнения только такого требования, срок исполнения которого вновь установлен судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Вместе с тем, из представленных материалов следует, что административный штраф по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ наложен на Администрацию г. Ижевска 25 июля 2017 года, тогда как срок для исполнения требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, установлен судебным приставом-исполнителем 19 июля 2017 года, то есть до наложения на должника административного штрафа.
После наложения на Администрацию г. Ижевска штрафа по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, то есть после 25 июля 2017 года, срок для исполнения требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, судебным приставом-исполнителем должнику вновь не устанавливался, в связи с чем Администрация г. Ижевска привлечению к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение ею требования от 19.07.2017 не подлежит.
Учитывая, что доказательства определения судебным приставом-исполнителем срока, вновь установленного для должника после наложения на него штрафа, то есть после 25 июля 2017 года, в материалах дела отсутствуют и судье не представлены, судья приходит к выводу об отсутствии в деянии Администрации г. Ижевска состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Оснований для переквалификации деяния Администрации г. Ижевска судья не усматривает, поскольку за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, Администрация г. Ижевска привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ на основании постановления от 25.07.2017, а административная ответственность дважды за одно и то же правонарушение исключается.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах, постановление и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике Степановой Л.Н. от 01 сентября 2017 года о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ Администрации г. Ижевска подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1- 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике Степановой Л.Н. от 01 сентября 2017 года о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ Администрации г. Ижевска отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии через Октябрьский районный суд г. Ижевска.
Судья Пашкина О.А.