№ 2-1319/2020
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«18» марта 2020 года г. Ижевск
Индустриальный районный суд г. Ижевска в составе
судьи Кочеткова Д.В.,
при секретаре судебного заседания Зиминой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Опачева М.П. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о восстановлении пенсионных прав. Свои требования мотивировал тем, что решением № от -Дата- ответчик отказал в досрочном назначении страховой пенсии по старости в виду отсутствия требуемого льготного стажа для досрочного назначения пенсии в соответствии со Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров РФ № 10 от -Дата-, исключив из подсчета стажа период работы с -Дата- по -Дата- по профессии маляра-рабочего по ремонту пожарной техники в производственно-технической группе ПЧ-5 ПТЦ УГПС МЧС УР. Истец просит признать незаконным решение ответчика, обязать ответчика досрочно назначить истцу страховую пенсию по старости бессрочно с даты возникновения права бессрочно.
В судебном заседании истец и его представитель Опачева А.М. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО1., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований истца в полном объеме, указала на законность и обоснованность принятого УПФР в г.Ижевске решения.
Суд, исследовав обстоятельства дела, изучив материалы дела, выслушав пояснения истца, представителей сторон, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела:
-Дата- Опачев М.П. -Дата- рождения, перед достижением возраста 56 лет, обратился с письменным заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики о досрочном назначении ему страховой пенсии по старости по Списку № 2.
-Дата- решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики № Опачеву М.П. на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано, ввиду отсутствия на дату обращения требуемого стажа на работах с тяжелыми условиями труда. Из содержания решения усматривается, что ответчиком, в частности, не включен в стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости период работы в должности маляра занятого на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности т.к. постоянная занятость документально не подтверждена.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в ред. на дату подачи заявления истцом), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам
Таким образом, при достижении истцом возраста 56 лет его стаж на работах с тяжелыми условиями труда должен составлять не менее 8 лет.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. б Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона №400-ФЗ обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона №400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Согласно статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (п.3); периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (п.4).
Согласно п.1 статьи 35 Федерального закона №400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в -Дата- составляет семь лет.
На день обращения с заявлением о досрочном назначении пенсии истец имел свыше 25 лет страхового стажа. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Частью 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 (далее по тексту – Список № 2), право на пенсию по старости на льготных условиях дает работа по профессии маляра, занятого на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности (раздел ХХХШ. Общие профессии, подраздел 23200000-13450).
То есть, Списком N 2, предусмотрены не только наименования профессии и должности, но и показатели по условиям труда, связанные с применением или наличием в воздухе рабочей зоны вредных веществ определенных классов опасности.
В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 года N 517 "О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет" Министерству труда РСФСР, Министерству здравоохранения и социального обеспечения РСФСР по согласованию с Пенсионным фондом РСФСР и с участием профсоюзов предоставлено право давать разъяснения о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение; списков работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию за выслугу лет; правил исчисления выслуги и назначения пенсий.
В соответствии с п. 2, 19 разъяснения Минтруда и Минсоцзащиты населения РСФСР от 8 января 1992 года N 1 "О порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года", право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени. При этом в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций.
В тех случаях, когда в Списках N 1 и 2 предусмотрены не только наименования профессии и должности, но и показатели по условиям труда, связанные с применением или наличием в воздухе рабочей зоны вредных веществ определенных классов опасности, то при определении права работника на льготное пенсионное обеспечение следует руководствоваться Государственным стандартом Системы стандартов безопасности труда 12.1.005-88 "Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны". В этом ГОСТе дан перечень и установлены предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны, которые в зависимости от особенностей их действия на организм человека делятся на четыре класса опасности: вещества чрезвычайно опасные (1 класс), вещества высокоопасные (2 класс), вещества умеренно опасные (3 класс), вещества малоопасные (4 класс).
Таким образом, значимым обстоятельством для назначения досрочной страховой пенсии по п.п. 2 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" является факт постоянной занятости истца в оспариваемый ответчиком период в должности маляра с веществами не ниже третьего класса опасности, что прямо вытекает из требования п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516.
Согласно Положению о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденному приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года №190 «Основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи, либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы… и иные документы, содержащие сведения о периодах работы» (п.1.1).
Данное положение продублировано в п.6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555, а также в п. 11 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий".
Совокупность представленных истцом доказательств не позволяет суду сделать вывод о том, что в спорный период истец работал по профессии маляра, занятого на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.
Согласно справке ГУ МЧС России по УР от -Дата- № Опачев М.П. работал в ПЧ-5 ПТЦ МЧС Удмуртской Республики в должности маляра-рабочего по ремонту пожарной техники на рабочем месте с вредными условиями труда с -Дата- по -Дата-
-Дата-- -Дата- |
Маляр с вредными условиями труда 4 разряда ПЧ-5 ПТЦ УГПС МВД УР |
Приказ МВД УР от -Дата- № |
-Дата-- -Дата- |
Маляр с вредными условиями труда 5 разряда ПЧ-5 ПТЦ УГПС МВД УР |
Приказ ПТЦ УГПС МВДУР от -Дата- № |
-Дата-- -Дата- |
Маляр с вредными условиями труда 6 разряда ПЧ-5 ПТЦ УГПС МВД УР |
Приказ ПТЦ УГПС МВД УР от -Дата- № |
-Дата-- -Дата- |
Маляр с вредными условиями труда 7 разряда ПЧ-5 ПТЦ УГПС МВД УР |
Приказ ПТЦ УГПС МВДУР от -Дата- № |
-Дата- -Дата- |
Маляр с вредными условиями труда 8 разряда ПЧ-5 ПТЦ УГПС МВДУР |
Приказ ПТЦ УГПС МВД УР от -Дата- № |
-Дата- -Дата- |
Маляр-рабочий по ремонту пожарной техники 8 разряда ПЧ-5 ПТЦ МЧС Удмуртской Республики |
Приказ УГПС МВД УР от -Дата- № |
-Дата- |
Уволен по пункту 6 (б) статьи 81 ТК РФ |
Приказ МЧС УР от -Дата- № |
Согласно штатам подразделений УГПС МВД Удмуртской Республики (МЧС Удмуртской Республики), утвержденным приказом МВД Удмуртской Республики от 30.01.1995 № 05 в Удмуртском территориальном гарнизоне пожарной охрана, находилось на вооружении 224 единицы основных пожарных машин (автоцистерны и автолестницы), 49 единиц специальных пожарных машин и 66 единиц вспомогательных машин (оперативный и грузовой транспорт).
Полный цикл технического обслуживания и всех видов ремонта пожарных автомобилей производился на базе ПЧ-5 ПТЦ МЧС Удмуртской Республики (УГПС МВД Удмуртской Республики) силами штатного личного состава в соответствии с нормативами трудоемкости технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей, утвержденными приказом МВД РФ от 25.09.1995 № 366.
Согласно данному приказу при покраске пожарных автомобилей выполнялись следующие работы:
подготовка к покраске пожарного автомобиля (зачистка поверхности под краску) – 7,5 часов один автомобиль;
грунтование, шпатлевание, шлифование поверхности автомобиля (работа с краской-грунтовкой, шпатлевкой, растворителем) - 10 часов;
нанесение краски на поверхности внутри кабины водителя, боевого расчета и отсеки кузова - 2 часа;
нанесение краски на диски колес, передних и задних мостов, рамы автомобиля – 4 часа:
нанесение краски на наружные части автомобиля - 9 часов;
очистка растворителем хромированных частей и стекол автомобиля - 2,5 часа.
Работа проводилась в большей части вручную и ручным электроинструментом (очистка), кистями и ручным краскораспылителем (окраска). Осуществляется промывка и очистка применяемых инструментов, кистей, трафаретов, тары, деталей краскораспылителей.
С -Дата- по настоящее время для покраски пожарных автомобилей используются эмали марок НЦ-132. Эмаль является легковоспламеняющимся и токсичным материалом, это обусловлено свойствами растворителей, входящих в ее состав. В соответствии с ГОСТ 6631-74 показатели токсичности и пожароопасности растворителей в зависимости от их наименования относятся к 3-4 классам опасности. При производстве, испытании и применении эмалей должны строго соблюдаться требования правил пожарной безопасности и промышленной санитарии по ГОСТ 12.3.005-1995.
На основании, вышеизложенного, подтверждается, что Опачев М.П. в период работы с -Дата- по -Дата- в должности маляра-рабочего по ремонту пожарной техники ПЧ-5 ПТЦ МЧС Удмуртской Республики (УГПC МВД Удмуртской Республики) был занят на рабочем месте особыми условиями труда с применением вредных веществ не ниже третьего класса опасности и занятостью не менее 80% рабочего времени весь период работы. В связи с чем, Опачеву М.П. предоставлялся ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными условиями труда и выдавались специальные костюм и обувь.
Основание: личное дело Опачева М.П. №, штаты подразделений Государственной противопожарной службы Удмуртской Республики за период с -Дата- по -Дата-, приказы о предоставлении отпусков и повышении тарифных разрядов.
Согласно трудовой книжке серии № Опачев М.П.:
-Дата- принят переводом в ПЧ-5 Производственно-технический центр УГПС МВД УР на должность маляра с вредными условиями труда по 4 тарифному разряду;
-Дата- установлен 5 разряд маляра с вредными условиями труда;
-Дата- установлен 6 разряд маляра с вредными условиями труда;
-Дата- назначен штукатуром-маляром ПЧ-5 с вредными условиями труда по 6 тарифному разряду;
-Дата- присвоен 7 тарифный разряд по ЕТКС;
-Дата- присвоен 8 тарифный разряд по ЕТКС;
-Дата- УГПС МВД УР переименовано в УГПС МЧС России по УР;
-Дата- уволен.
В соответствии с Правилами обращения за страховой пенсией…, утв.
Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н:
63. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверить обоснованность выдачи документов (сведений), необходимых для установления пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
64. Основанием для проведения проверки документов (сведений), необходимых для установления пенсии, является решение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о проведении проверки.
65. Проверка документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться путем камеральной проверки, путем выездной проверки, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующую организацию, государственный (муниципальный орган), компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
66. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по факту необоснованной выдачи документов (представления сведений), а также представления документов (сведений), необходимых для установления пенсии, содержащих недостоверные сведения, принимает меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с актом документальной проверки УПФР в г. Ижевске от -Дата- № страхователя УГПС МВД УР проведена проверка факта работы Опачева М.П. в качестве маляра, занятого на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, в период с -Дата- по -Дата- в ПЧ-5 ПТЦ УГПС МВД (с -Дата- МЧС России) Удмуртской Республики.
Для проверки представлены документы:
Положение об Управлении Государственной противопожарной службы МВД УР от -Дата-
Приказ от -Дата- № МВД России об утверждении типовых штатов подразделений пожарной охраны и типовой структуры аппаратов противопожарной аварийно-спасательной службы МВД, ГУВД, УВД.
Штат 5 пожарной части технической службы (1 разряда) ПТЦ УГПС МВД Удмуртской Республики (ремонтно-вспомогательная). Типовой штат №. Утвержден приказом МВД УР от -Дата-
Архивное личное дело Опачева М.П.
Приказы о предоставлении отпусков.
Нормативы трудоемкости технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей.
Приказ МВД РФ от -Дата- № (нормативы трудоемкости технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей).
Справка от -Дата- №, вьданная Опачеву М.П. Главным управлением МЧС России по Удмуртской Республике.
Историческая справка организации от -Дата- №
Документы наблюдательного дела УГПС МВД УР (peг. №).
Запрошены, но не представлены страхователем, согласно письму страхователя от -Дата- № отсутствуют в связи с многочисленными реорганизациями, переездами, сменой персонала в ПТЦ:
Приказы о приеме на работу, переводе, увольнений Опачева М.П.
Личная карточка ф. Т-2 Опачева М.П.
Должностная (рабочая) инструкция маляра
Лицевые счета Опачева М.П. за проверяемый период
Коллективные договоры за проверяемый период.
Карта аттестации рабочего места маляра ПТЦ. Паспорта (сертификаты) на используемые лакокрасочные материалы.
Планы - графики ППР и ТО пожарных автомобилей.
Положение о производственно-техническом центре УГПС МВД УР.
Экономический расчет занятости маляра на работах, предусмотренных Списком № 2
Иные документы, подтверждающие применение вредных веществ не ниже 3 класса опасности и постоянную занятость на работах, предусмотренных Списком № 2 (не менее 80% рабочего времени).
В ходе проверки установлено следующее:
Согласно положению Управление Государственной противопожарной МВД Удмуртской Республики (УГПС МВД УР) является самостоятельным оперативным структурным подразделением МВД УР. Основные функции: руководит деятельностью дислоцированных на территории Удмуртской Республики подразделений ГПС; в области оснащения подразделений ГПС пожарной, специальной и другой техники.
Приказом от -Дата- № МВД России утверждены типовые штаты подразделений пожарной охраны и типовая структура аппарата противопожарной аварийно-спасательной службы МВД.
Типовой штат № 2 частей пожарной охраны ПАСС МВД включает: пожарные части городов и объектов, пожарные части технической службы.
Части технической службы организуются при наличии пожарной техники состоящей в боевом расчете и резерве подразделений ПАСС, а также техники спецформирований пожарной охраны: I разряда — свыше 100 единиц; II разряда — от 50 до 100 единиц.
В состав пожарной части технической службы входит производственно-техническая группа, в которой предусмотрены «рабочие по ремонту пожарной техники», категория персонала - рабочий.
Численность рабочих по ремонту пожарной техники и оборудования частей технической службы устанавливается из расчета: до 75 единиц пожарной техники - 16 шт.ед.; от 75 до 100 единиц пожарной техники - 20 шт.ед. На каждые 25 автомобилей сверх 100 численность рабочих увеличивается на 3 ед.
Представлен «Штат 5-й пожарной части технической службы (1 разряда Производственно-технический центр УГПС МВД Удмуртской Республики» (ремонтно- вспомогательная), утв. приказом МВД УР от -Дата-
В производственно-технической группе предусмотрены рабочие по ремонту пожарной техники:
слесарь по ремонту автомобилей - рабочий по ремонту пожарной техники - 5 шт.ед., плотник - рабочий по ремонту пожарной техники - 3 шт.ед., маляр - рабочий по ремонту пожарной техники - 3 шт.ед., штукатур - рабочий по ремонту пожарной техники - 1 шт.ед., электрогазосварщик - рабочий по ремонту пожарной техники - 2 шт.ед., автоэлектрик-аккумуляторщик - рабочий по ремонту пожарной техники — 1 шт.ед., слесарь-ремонтник - рабочий по ремонту пожарной техники - 1 шт.ед. и др.
В архивном личном деле Опачева М.П. внесены записи о периодах трудовой деятельности в учреждении:
-Дата-, ПЧ-5, маляр с вредными условиями труда 4 разряда, приказ МВД УР от -Дата- №; -Дата-, ПЧ-5, маляр с вредными условиями труда 5 разряда, приказ ПТЦ от -Дата- №; -Дата-, ПЧ-5, маляр с вредными условиями труда 6 разряда - приказ ПТЦ от -Дата- №
-Дата- подтвержден 6 разряд штукатура-маляра с вредными условиями труда, приказ ПТЦ от -Дата- №
-Дата-, ПЧ-5, установлен 7 разряд, приказ ПТЦ от -Дата- №;
-Дата-, ПЧ-5, установлен 8 разряд, приказ ПТЦ от -Дата- №
-Дата-, ПЧ-5 ПТЦ, маляр - рабочий по ремонту пожарной техники 8 разряда, приказ УГПС от -Дата- №
-Дата-, УГПС МВД УР переименовано в УГПС МЧС России УР, Указ Президента РФ от -Дата- №
Уволен с -Дата- по ст. 81 п. 6Б ТК РФ, приказ МЧС УР от -Дата- №.
В архивном личном деле имеются документы;
Заявление от Опачева М.П. - плотника РСГ ХОЗО от -Дата-: прошу перевести на должность рабочего по ремонту пожарной техники ПЧ-5 ПТЦ УГПС. С условиями работы в ПЧ-5 ознакомлен. Приказ МВД № л/с от -Дата- о переводе Опачева М.П. не обнаружен.
Направление в МСЧ МВД УР Опачева М.П. для определения годности к службе в органах МВД вновь принимаемого на вольнонаемную должность маляра с вредными условиями труда. Заключение: годен к работе в качестве маляра.
Протокол № от -Дата- заседания комиссии ПТЦ УГПС МВД УР по установлению стажа работы, дающего рабочим право на получение надбавки за непрерывную работу. Стаж непрерывной работы Опачева М.П составляет 3 года 7 месяцев 28 дней: в ремонтно- строительной группе, плотник, с -Дата- по -Дата-; в ПЧ № 5 ПТЦ, маляр, с -Дата- по -Дата-.
Заявление от Опачева М.П. - штукатура-маляра ПЧ-5 от -Дата-: прошу повысить квалификационный разряд в связи с тем, что помимо штукатурно-малярных работ самостоятельно выполняю следующие виды работ: ремонт и обслуживание автомобилей, столярно-плотницкие, каменные, подготовка к покраске и покраска автомобилей, работа на тракторе Т-25.
Заявление от Опачева М.П. - маляра ПЧ-5 от -Дата-: прошу повысить квалификационный разряд в связи с тем, что самостоятельно выполняю следующие виды работ: подготовка к покраске и покраска автомобилей, столярно-плотницкие работы, штукатурно-малярные работы, обслуживание и ремонт трактора Т-25.
Протокол от -Дата- № 1 заседания комиссии по установлению стажа работы, дающего работнику право на получение процентной надбавки за выслугу лет ПТЦ ГПС МЧС Удмуртской Республики. Слушали об установлении стажа работы Опачева М.П., профессия-маляр-рабочий по ремонту техники, ПЧ-5, с -Дата-.
Заключение служебной проверки по факту употребления спиртных напитков рабочими ПЧ-5 на рабочем месте, в т.ч. Опачевым М.П - маляром. Рабочий день -Дата- для Опачева М.П. считать прогулом.
По представленным приказам:
Приказ от -Дата- №: квалификационной комиссией ПЧ-5 ПТЦ проведена переаттестация вольнонаемных работников, согласно протоколу от -Дата- присвоить следующие разряды по ЕТС, в т.ч. Опачеву М.П. - штукатуру-маляру с вредными условиями труда 6 разряд.
Выписка из приказа УГПС МВД УР от -Дата- № л/с: предоставить дополнительный отпуск Опачеву М.П. - рабочему по ремонту 5 пожарной части производственно-технического центра УГПС с -Дата- по -Дата-, сроком на 12 рабочих дней, согласно коллективного договора от -Дата-
Выписка из приказа УГПС МВД УР от -Дата- № л/с: назначить Опачева М.П. на должность маляра - рабочего по ремонту пожарной техники 5 пожарной части производственно-технического центра, с -Дата-, установив 8 тарифный разряд, освободив от должности рабочего по ремонту пожарной техники 5 пожарной части ПТЦ.
В графиках отпусков личного состава ПЧ-5 на -Дата-, -Дата- значится Oпачев М.П., дополнительный отпуск 12 дней (-Дата-, -Дата-).
Выписка из приказа УГПС МЧС России по Удмуртской Республике от -Дата- № л/с: предоставить очередной отпуск Опачеву М.П. - маляру-рабочему по ремонту техники ПЧ-5 ПТЦ, с -Дата- по -Дата- включительно, в т.ч. 28 к.д. основной отпуск, 2 р.д. за работу без потери трудоспособности в течение года, дополнительный отпуск согласно коллективному договору от -Дата-
Выписка из приказа УГПС МЧС России по Удмуртской Республике от -Дата- -Дата-: предоставить очередной отпуск Опачеву М.П. - маляру-рабочему по ремонту техники ПЧ-5 ПТЦ, с -Дата- по -Дата- включительно, в т.ч. 28 к.д. основной отпуск, 1 р.д. за стаж работы в пожарной охране, 2 р.д. за работу без потери трудоспособности в течение года, 6 р.д. дополнительный отпуск согласно коллективному договору от -Дата-
По данным уточняющей справки на Опачева М.П.: согласно штатам подразделений УГПС МВД Удмуртской Республики (МЧС Удмуртской Республики), утв. приказом МВД УР от 30.01.1995 № 05, в Удмуртском территориальном гарнизоне пожарной охраны находилось на вооружении 224 ед. основных пожарных (автоцистерны и автолестницы), 49 единиц специальных пожарных машин и 66 вспомогательных машин (оперативный и грузовой транспорт).
В нормативах трудоемкости технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей на базе производственно-технического центра, отряда (части) техник службы ГПС МВД России, утв. приказом МВД РФ от 25.09.1995 № 366 приведено содержание работ и нормативы на окраску пожарных автомобиле зависимости от марки автомобиля норматив на окраску составляет от 33,16 чел. час до 37,57 чел. час. Однако планы-графики проведения ППР и ТО, экономический расчет занятости маляра - рабочего по ремонту пожарной техники на работах, предусмотренных Списком № 2, отсутствуют.
В Перечни рабочих мест, профессий и должностей на право льготного пенсионного обеспечения по УГПС МВД УР (peг. №) за -Дата---Дата- по ПЧ-5 ПТЦ нет включенных профессий и должностей.
По представленным документам установлено, что Опачев М.П. в период с -Дата- по -Дата- работал в качестве маляра - рабочего по ремонту пожарной техники в производственно-технической группе ПЧ-5 ПТЦ УГПС. Наименование профессии в первичных документах носит разноречивый характер: маляр с вредными условиями труда, штукатур-маляр с вредными условиями труда, маляр - рабочий по ремонту пожарной техники, маляр. В заявлениях Опачева М.П. на повышение квалификационного разряда указаны виды выполняемых работ помимо штукатурно- малярных работ: ремонт и обслуживание автомобилей, столярно-плотницкие, каменные работы, подготовка к покраске и покраска автомобилей, работа на тракторе Т-25.
Лицевые счета, расчетные листы по заработной плате Опачева М.П. за проверяемый период, должностная (рабочая) инструкция маляра - рабочего по ремонту пожарной техники, планы-графики проведения ППР и ТО пожарных автомобилей, экономический расчет занятости маляра - рабочего по ремонту пожарной техники на работах, предусмотренных Списком № 2, у страхователя отсутствуют (письмо страхователя от -Дата- №).
Индивидуальные сведения Опачева М.П. (СНИЛС №) за -Дата---Дата-, -Дата---Дата- представлены общими условиями, за -Дата- индивидуальные сведения не представлены.
Заключение: на основании представленных документов подтверждается факт работы Опачева М.П. в качестве маляра- - рабочего по ремонту пожарной техники в производственно-технической группе ПЧ-5 ПТЦ УГПС МЧС УР в период с -Дата- по -Дата-
Наименование профессии «маляр - рабочий по ремонту пожарной техники» не соответствует Списку № 2, утвержденному постановлением кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.
Постоянная занятость в качестве маляра, занятого на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, документально не подтверждена. Отсутствуют документы по оплате труда, должностная (рабочая) инструкция, паспорта на применяемые лакокрасочные материалы, планы-графики проведения ППР и ТО пожарных автомобилей и иные подтверждающие документы.
Индивидуальные сведения Опачева М.П. (СНИЛС №), представленные ПТЦ УГПС (peг. №) за -Дата-, первое полугодие -Дата-, -Дата---Дата-, УГПС МВД УР (peг. №) за второе полугодие -Дата- без указания кода льготы являются достоверными.
Индивидуальные сведения Опачева М.П. за -Дата- отсутствуют на лицевом счете, не представлены страхователем.
Уточняющая справка от -Дата- № на Опачева М.П. признана выданной необоснованно.
Страхователю необходимо:
В срок до -Дата- представить индивидуальные сведения тип формы «исходная» на Опачева М.П. за -Дата-.
Суд отмечает, что с выводами проверки пенсионного органа работодатель истца согласился, акт проверки подписан без возражений.
В соответствии с ответом от -Дата- № на запрос суда ГУ МЧС России по УР сообщил следующее.
В архиве Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике находится личное дело № 46 Опачева М.П., в котором имеются сведения о трудовой деятельности:
принят на работу маляром с вредными условиями труда 4 разряда 5 пожарной части производственно-технического центра Управления государственной противопожарной службы МВД Удмуртской Республики с -Дата- (приказ МВД Удмуртской Республики от -Дата- №);
присвоен 5 разряд маляра с вредными условиями труда с -Дата- (приказ ПТЦ УГПС МВД Удмуртской Республики от -Дата- №);
присвоен 6 разряд маляра с вредными условиями труда с -Дата- (приказ ПТЦ УГПС МВД Удмуртской Республики от -Дата- №);
подтвержден 6 разряд штукатуру-маляру с вредными условиями труда (приказ ПТЦ УГПС МВД Удмуртской Республики от -Дата- №);
установлен 7 разряд с -Дата- (приказ ПТЦ УГПС МВД Удмуртской Республики от -Дата- №);
переведен маляром - рабочим по ремонту пожарной техники ПЧ-5 ПТЦ с -Дата- по 8 тарифному разряду (приказ УГПС МЧС России Удмуртской Республики от -Дата-№);
- уволен по статье 81 пункта 6 подпункта «б» ТК РФ (появление на работе в состоянии алкогольного опьянения) с -Дата- (приказ МЧС Удмуртской Республики от -Дата- №).
Также имеются сведения о предоставлении отпусков Опачеву М.П. За период работы с -Дата- по -Дата- ему был предоставлен отпуск в количестве 32 рабочих дней, в том числе 6 - за вредные условия труда, с -Дата- по -Дата-.
В связи с реорганизацией и со сменой местоположения производственно- технического центра во время перевозки документов часть документов центра была утеряна. Бухгалтерской документации, коллективных договоров, протоколов исследования воздушной среды, результатов аттестации рабочих мест и других приказов в архиве Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике нет. В связи с этим не представляется возможным подтвердить факт отношения должности маляра к работам с вредными условиями труда.
Проанализировав представленные истцом доказательства и его доводы суд приходит к следующему.
Наименование должности истца в спорный период носило разноречивый характер: маляр, маляр с вредными условиями труда, штукатур-маляр, рабочий по ремонту пожарной техники. Из представленных доказательств следует, что в спорный период истец выполнял также следующие виды работ: ремонт и обслуживание автомобилей, столярно-плотницкие, каменные работы, подготовка к покраске и покраска автомобилей, работа на тракторе Т-25, в связи с чем, ему был повышен квалификационный разряд.
Относительно доводов истца о предоставлении ему работодателем дней дополнительного отпуска и молока, как доказательства его работы по Списку № 2, суд отмечает, что данные льготы являются гарантиями права работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда в соответствии с главой 36 ТК РФ.
Предоставление дополнительных льгот (сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск), которыми пользуется более широкий круг работников, не может являться основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по Списку N 2. (Решение Верховного Суда РФ от 04.10.2002 № ГКПИ02-710).
Исходя из позиции Конституционного суда, изложенной в определении от 24.01.2013 № 102-О, само по себе предоставление компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством, не свидетельствует о приобретении работником безусловного права на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста.
Из представленных в материалы дела документов не усматривается работа истца именно с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, при том, что обязательным условием назначения досрочной пенсии является документальное подтверждение такой работы в условиях постоянной и непосредственной занятости на работах с тяжелыми условиями труда.
Таких достаточных допустимых достоверных доказательств истцом суду не представлено.
Также суд учитывает, что Опачев М.П. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования -Дата-. Сведения персоучета по истцу за спорный период работодателем с кодом льготы не сдавались.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Опачева М.П. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение. Решение в окончательной форме принято 19.03.2020.
Судья Кочетков Д.В.