№ 5-388/21
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
1 марта 2021 года судья Центрального районного суда города Воронежа Михина Н.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Хохольский сахарный комбинат»,
установил:
Согласно протокола об административным правонарушении № 04 от 15.01.2021, составленного заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области старшим государственным инспектором Калугиной Н.В., 11.08.2020 в период времени с 14 часов 30 минут до 15 часов 20 минут при проведении рейдового осмотра земельного участка, расположенного в районе полей фильтрации сахарного завода в р.п. Хохольский Воронежской области, было установлено, что на карты полей фильтрации, эксплуатируемые ООО «Хохольский сахарный комбинат» автомашинами КАМАЗ вывозится и складируется в точке географических координат № 51?33? 57.3??, Е 038?49?25.6?? отход – предположительно жом свекловичный свежий. По данному факту 20.08.2020 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. В рамках административного расследования специалистами филиала лаборатории «ЦЛАТИ по Воронежской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» осуществлен отбор проб данного отхода с целью определения класса опасности отхода, определения компонентного состава отхода, классификации отхода по типам, подтипам, группам и позициям его агрегатного состояния и физической формы.
Согласно экспертному заключению от 03.09.2020 в соответствии с приложением №5 Критерия отнесения опасных отходов к 1-5 классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду установлен класс опасности отхода – 4 – малоопасные отходы, низкая степень воздействия на окружающую среду, время восстановления после ущерба не менее 3-х лет.
Нарушены: ч.1 ст. 34, ст. 39, п.1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п.2 ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (л.д.3-6). Действия ООО «Хохольский сахарный комбинат» квалифицированы по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
В судебном заседании представители ООО «Хохольский сахарный комбинат» по доверенностям Бонтарь И.Ф. полагала, что по данному делу еже имеется постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, вступившее в законную силу.
Центрально-Черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о месте и времени рассмотрения дела извещено, его представитель в судебное заседание не явился.
Заслушав объяснения присутствующих лиц, исследовав предоставленные доказательства, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с обеспечением исполнения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Субъективная сторона административного проступка, ответственность за который установлена ст. 8.2 КоАП РФ, характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сохранение благоприятной окружающей среды в целях укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно положению статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.07.2020, и действующей с 11.08.2020 - на момент проведения рейдового осмотра – 11.08.2020) "Об охране окружающей среды" (далее – ФЗ №7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении указанной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
На основании ч.1 ст. 39 ФЗ № 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Частью 1 ст. 51 ФЗ №7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии со ст. 1 указанного федерального закона отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Согласно положению статьи 42 указанного федерального закона, при осуществлении деятельности в сфере сельского хозяйства должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, а также должно осуществляться нормирование в области охраны окружающей среды.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 80 от 30.04.2003 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03 - 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления.
Согласно п. 3.7 указанных Правил, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о проведении рейдового осмотра от 11.08.2020 № 73-пр/р, планового (рейдового) задания заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области, старшим государственным инспектором РФ по Воронежской области Калугиной Н.В. 11.08.2020 проведено обследование территории земельного участка, расположенного в районе полей фильтрации сахарного завода в р.п. Хохольский Воронежской области, в ходе которого установлено, что на карты полей фильтрации, эксплуатируемые ООО «Хохольский сахарный комбинат» автомашинами КАМАЗ вывозится и складируется в точке географических координат № 51?33? 57.3??, Е 038?49?25.6?? отход – предположительно жом свекловичный свежий, площадь занятая жомом на момент проведения рейда составляет примерно 7000 м.кв. На момент обследования зафиксирован факт разгрузки отхода с автомашины № номера двух других автомашин не читаемы (л.д.65-67).
20.08.2020 заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области, старшим государственным инспектором РФ по Воронежской области Калугиной Н.В. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д.60).
В рамках административного расследования 26.08.2020 заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области, старшим государственным инспектором РФ по Воронежской области Калугиной Н.В. вынесено определение о назначении экспертизы отхода – жом свекловичный свежий, с целью определения класса опасности отхода, определения компонентного состава отхода, классификации отхода по типам, подтипам, группам и позициям его агрегатного состояния и физической формы, проведение которой поручено филиалу лаборатории «ЦЛАТИ по Воронежской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» (л.д.56-58).
Согласно экспертному заключению от 03.09.2020 в соответствии с приложением №5 Критерия отнесения опасных отходов к 1-5 классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду установлен класс опасности отхода жом свекловичный свежий – 4 – малоопасные отходы, низкая степень воздействия на окружающую среду, время восстановления после ущерба не менее 3-х лет (л.д.47-48).
14.09.2020 заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области, старшим государственным инспектором РФ по Воронежской области Калугиной Н.В. вынесено определение о назначении экспертизы с целью определения возможных источников образования отхода 4 класса опасности, отсутствующего в ФККО, проведение которой поручено филиалу лаборатории «ЦЛАТИ по Воронежской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» (л.д.36-38).
Согласно экспертному заключению от 17.09.2020, возможным источником образования отхода 4 класса опасности, отсутствующего в ФККО, отобранного в месте несанкционированного складирования в районе полей фильтрации сахарного завода, расположенного в р.п. Хохольский Воронежской области, является производство сахара из сахарной свеклы (л.д.34-35).
Нарушены: ч.1 ст. 34, ст. 39, п.1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п.2 ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Вместе с тем, имеется ссылка ч.1 ст. 34, ч. 1 ст. 39 ФЗ №7-ФЗ, в редакции, не действующей на момент осмотра.
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении ООО «Хохольский сахарный комбинат» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, ранее 06.10.2020 в отношении ООО «Хохольский сахарный комбинат» заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области – старшим государственным инспектором Российской Федерации по Воронежской области Калугиной Н.В. уже был составлен протокол № 176 об административном правонарушении в отношении ООО «Хохольский сахарный комбинат» по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ за совершение правонарушения, установленного 11.08.2020 в период времени с 14:30 до 15:20 часов в том же самом месте (л.д.25-28).
Постановлением судьи Центрального районного суда г. Воронежа от 03.12.2020 производство по делу было прекращено (л.д.18-20). Указанное постановление не обжаловалось.
Вместе с тем, 15.01.2021 года начальником отдела государственного экологического надзора Воронежской области – страшим государственным инспектором Российской Федерации по Воронежской области Калугиной Н.В. вновь был составлен протокол № 04 об административном правонарушении в отношении ООО «Хохольский сахарный комбинат» за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, по тому же событию и составу.
Указание в протоколе № 04 об административном правонарушении об устранении недостатков, указанных в постановлении от 03.12.2020 не может быть принято судом во внимание, поскольку протокол № 176 от 06.10.2020 не был возвращен для дооформления на стадии принятия к производству, а постановлением суда было прекращено производство по делу об административном правонарушении.
Согласно п.7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Учитывая, выше указанные нормы, что имеется по данному факту постановление судьи о прекращении дела об административном правонарушении, то начатое производство об административном правонарушении подлежит прекращению.
Руководствуясь ст. ст. 24.5, 29.9-29.11 КоАП РФ, судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Хохольский сахарный завод» (ИНН 3631007557, ОГРН 1093668000360) по факту привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, прекратить на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Михина Н.А.
№ 5-388/21
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
1 марта 2021 года судья Центрального районного суда города Воронежа Михина Н.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Хохольский сахарный комбинат»,
установил:
Согласно протокола об административным правонарушении № 04 от 15.01.2021, составленного заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области старшим государственным инспектором Калугиной Н.В., 11.08.2020 в период времени с 14 часов 30 минут до 15 часов 20 минут при проведении рейдового осмотра земельного участка, расположенного в районе полей фильтрации сахарного завода в р.п. Хохольский Воронежской области, было установлено, что на карты полей фильтрации, эксплуатируемые ООО «Хохольский сахарный комбинат» автомашинами КАМАЗ вывозится и складируется в точке географических координат № 51?33? 57.3??, Е 038?49?25.6?? отход – предположительно жом свекловичный свежий. По данному факту 20.08.2020 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. В рамках административного расследования специалистами филиала лаборатории «ЦЛАТИ по Воронежской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» осуществлен отбор проб данного отхода с целью определения класса опасности отхода, определения компонентного состава отхода, классификации отхода по типам, подтипам, группам и позициям его агрегатного состояния и физической формы.
Согласно экспертному заключению от 03.09.2020 в соответствии с приложением №5 Критерия отнесения опасных отходов к 1-5 классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду установлен класс опасности отхода – 4 – малоопасные отходы, низкая степень воздействия на окружающую среду, время восстановления после ущерба не менее 3-х лет.
Нарушены: ч.1 ст. 34, ст. 39, п.1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п.2 ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (л.д.3-6). Действия ООО «Хохольский сахарный комбинат» квалифицированы по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
В судебном заседании представители ООО «Хохольский сахарный комбинат» по доверенностям Бонтарь И.Ф. полагала, что по данному делу еже имеется постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, вступившее в законную силу.
Центрально-Черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о месте и времени рассмотрения дела извещено, его представитель в судебное заседание не явился.
Заслушав объяснения присутствующих лиц, исследовав предоставленные доказательства, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с обеспечением исполнения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Субъективная сторона административного проступка, ответственность за который установлена ст. 8.2 КоАП РФ, характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сохранение благоприятной окружающей среды в целях укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно положению статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.07.2020, и действующей с 11.08.2020 - на момент проведения рейдового осмотра – 11.08.2020) "Об охране окружающей среды" (далее – ФЗ №7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении указанной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
На основании ч.1 ст. 39 ФЗ № 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Частью 1 ст. 51 ФЗ №7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии со ст. 1 указанного федерального закона отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Согласно положению статьи 42 указанного федерального закона, при осуществлении деятельности в сфере сельского хозяйства должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, а также должно осуществляться нормирование в области охраны окружающей среды.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 80 от 30.04.2003 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03 - 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления.
Согласно п. 3.7 указанных Правил, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о проведении рейдового осмотра от 11.08.2020 № 73-пр/р, планового (рейдового) задания заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области, старшим государственным инспектором РФ по Воронежской области Калугиной Н.В. 11.08.2020 проведено обследование территории земельного участка, расположенного в районе полей фильтрации сахарного завода в р.п. Хохольский Воронежской области, в ходе которого установлено, что на карты полей фильтрации, эксплуатируемые ООО «Хохольский сахарный комбинат» автомашинами КАМАЗ вывозится и складируется в точке географических координат № 51?33? 57.3??, Е 038?49?25.6?? отход – предположительно жом свекловичный свежий, площадь занятая жомом на момент проведения рейда составляет примерно 7000 м.кв. На момент обследования зафиксирован факт разгрузки отхода с автомашины № номера двух других автомашин не читаемы (л.д.65-67).
20.08.2020 заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области, старшим государственным инспектором РФ по Воронежской области Калугиной Н.В. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д.60).
В рамках административного расследования 26.08.2020 заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области, старшим государственным инспектором РФ по Воронежской области Калугиной Н.В. вынесено определение о назначении экспертизы отхода – жом свекловичный свежий, с целью определения класса опасности отхода, определения компонентного состава отхода, классификации отхода по типам, подтипам, группам и позициям его агрегатного состояния и физической формы, проведение которой поручено филиалу лаборатории «ЦЛАТИ по Воронежской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» (л.д.56-58).
Согласно экспертному заключению от 03.09.2020 в соответствии с приложением №5 Критерия отнесения опасных отходов к 1-5 классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду установлен класс опасности отхода жом свекловичный свежий – 4 – малоопасные отходы, низкая степень воздействия на окружающую среду, время восстановления после ущерба не менее 3-х лет (л.д.47-48).
14.09.2020 заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области, старшим государственным инспектором РФ по Воронежской области Калугиной Н.В. вынесено определение о назначении экспертизы с целью определения возможных источников образования отхода 4 класса опасности, отсутствующего в ФККО, проведение которой поручено филиалу лаборатории «ЦЛАТИ по Воронежской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» (л.д.36-38).
Согласно экспертному заключению от 17.09.2020, возможным источником образования отхода 4 класса опасности, отсутствующего в ФККО, отобранного в месте несанкционированного складирования в районе полей фильтрации сахарного завода, расположенного в р.п. Хохольский Воронежской области, является производство сахара из сахарной свеклы (л.д.34-35).
Нарушены: ч.1 ст. 34, ст. 39, п.1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п.2 ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Вместе с тем, имеется ссылка ч.1 ст. 34, ч. 1 ст. 39 ФЗ №7-ФЗ, в редакции, не действующей на момент осмотра.
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении ООО «Хохольский сахарный комбинат» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, ранее 06.10.2020 в отношении ООО «Хохольский сахарный комбинат» заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области – старшим государственным инспектором Российской Федерации по Воронежской области Калугиной Н.В. уже был составлен протокол № 176 об административном правонарушении в отношении ООО «Хохольский сахарный комбинат» по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ за совершение правонарушения, установленного 11.08.2020 в период времени с 14:30 до 15:20 часов в том же самом месте (л.д.25-28).
Постановлением судьи Центрального районного суда г. Воронежа от 03.12.2020 производство по делу было прекращено (л.д.18-20). Указанное постановление не обжаловалось.
Вместе с тем, 15.01.2021 года начальником отдела государственного экологического надзора Воронежской области – страшим государственным инспектором Российской Федерации по Воронежской области Калугиной Н.В. вновь был составлен протокол № 04 об административном правонарушении в отношении ООО «Хохольский сахарный комбинат» за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, по тому же событию и составу.
Указание в протоколе № 04 об административном правонарушении об устранении недостатков, указанных в постановлении от 03.12.2020 не может быть принято судом во внимание, поскольку протокол № 176 от 06.10.2020 не был возвращен для дооформления на стадии принятия к производству, а постановлением суда было прекращено производство по делу об административном правонарушении.
Согласно п.7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Учитывая, выше указанные нормы, что имеется по данному факту постановление судьи о прекращении дела об административном правонарушении, то начатое производство об административном правонарушении подлежит прекращению.
Руководствуясь ст. ст. 24.5, 29.9-29.11 КоАП РФ, судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Хохольский сахарный завод» (ИНН 3631007557, ОГРН 1093668000360) по факту привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, прекратить на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Михина Н.А.