Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № ******
в производстве Октябрьского районного суда <адрес>.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Бабкиной Н.А., при секретаре ФИО2, с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО4, представителя ответчика Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации ФИО16, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском, в котором просила признать незаконным и отменить решение ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» № ****** от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обязать ответчика восстановить истца и членов ее семьи на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по первоначальной дате постановки на учёт, сохранить номер очереди, установленной на момент снятия с учёта и возможных изменений, произошедших с момента снятия с учёта до момента вынесения решения судом.
В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ она была призвана на военную службу в ВС РФ. ДД.ММ.ГГГГ она была уволена в запас по состоянию здоровья. Выслуга лет составляет 14 лет 1 месяц 2 дня. В 2006 г. ею был подан рапорт на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по программе жилищный сертификат. Позже, решив получить жилье по договору социального найма, истец подала рапорт на получение жилья. Рапорт на жилищный сертификат отозвала. Рапорт сохранился до настоящего времени. Однако жилого помещения ей не было предоставлено. Перед увольнением истец, по согласованию с командованием воинской части, написала рапорт на получение государственного жилищного сертификата. Позже подала рапорт на получение жилого помещения. Уволить без предоставления жилого помещения командование не могло, была соблюдена процедура ее увольнения, постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий была произведена. Обратившись к ответчику о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, она фактически заявила о восстановлении в очереди. Решением ответчика № ****** от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В настоящий момент своего жилья не имеет, проживает в жилом помещении по договору найма, в приватизации занимаемого жилого помещения ей отказано.
В судебном заседании, проведенного с использованием систем видеоконференц-связи, истец ФИО1 доводы, изложенные в иске поддержала, пояснила, что в период прохождения военной службы в 2006 году подавала рапорт о признании ее нуждающейся в жилом помещении, уволена без обеспечения жилым помещением. С условиями увольнения не согласна, своего жилья не имеет, на момент увольнения занимала служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, предоставленное ФГУП «Элита» ее мужу, муж ФИО3 умер в ДД.ММ.ГГГГ году.
Представитель истца ФИО4 на иске настаивал, пояснил, что в настоящий момент ответчик отказывается поставить истца на учет и восстановить в очереди нуждающихся в жилом помещении.
Представитель ответчика ФИО5 исковые требования не признала, представила возражения, суду пояснила, что истец не была признана нуждающимся в жилом помещении в установленном порядке, отсутствует решение уполномоченного органа, сведения и материалы учетного дела, при таких обстоятельствах постановка на учет и восстановление на учете невозможно. Истец была уволена в 2006 году, тогда как по вопросу обеспечения обратилась в 2016 году, истцом нарушен порядок защиты своих прав, обращение состоялось за пределами срока исковой давности. Представленная истцом копия рапорта не может быть принята во внимание, оригинала данного документа не представлено, местонахождение его не установлено, рапорт не имеет отметок о поступлении, сведения о принятии на учет отсутствуют, право на обеспечение жильем возникает с момента признания нуждающимся в жилом помещении, доказательства для постановки на учет нуждающихся отсутствуют.
В представленных в суд письменных возражениях ответчиком также указано, что в соответствии с действующим законодательством на Министерство обороны РФ возлагается обязанность по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы, признанных но момент увольнения с военной службы нуждающимися в получении жилых помещений в установленном порядке. На момент увольнения ФИО1 с военной службы (2006 год) учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, производился но основании Инструкции «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации», утвержденной Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ******, которой установлен строго регламентированный порядок признания военнослужащего нуждающимся в получении жилых помещений, состоящий из нескольких этапов: подача рапорта, вынесение жилищной комиссией войсковой части решения о постановке военнослужащего на учет, направление в соответствующую КЭЧ района необходимых документов для осуществления проверки и внесения по результатам проверки сведений в автоматизированную систему учета. Отсутствие одного из указанных этапов постановки на учет свидетельствует об отсутствии факта признания военнослужащего нуждающимся в получении жилых помещений. ФИО1 надлежащим образом нуждающейся в получении жилых помещений довольствующей КЭЧ района признана не была, в автоматизированной системе учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, ФИО1 не значится. Тем самым истец, нарушив заявительный порядок обращения к органу, осуществляющему принятие на учет, не вправе требовать в судебном порядке признание за ней после увольнения из рядов Вооруженных Сил права состоять на учете для получения жилого помещения в избранном месте жительства, поскольку право на жилищное обеспечение со стороны Министерства обороны РФ ФИО1 могла приобрести при увольнении, то есть в 2006 году, а с исковыми требованиями обратилась спустя 10 лет после увольнения, ею также пропущен срок исковой давности, который ответчик просит применить и отказать в удовлетворении исковых требований.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав истца, представителей сторон, свидетелей, допрошенных по ходатайству стороны истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривается сторонами, ФИО1 проходила военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, приказом командира войсковой части № ****** от ДД.ММ.ГГГГ № ****** ФИО1 уволена с военной службы в отставку по состоянию здоровья с признанием военно-врачебной комиссией не годным к военной службе (подпункт «в» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 исключена из списков личного состава. Общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составила 14 лет 1 месяц.
На момент увольнения истца с военной службы порядок учета военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентировался Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******, утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ).
Как пояснила ФИО1 в судебном заседании, на момент увольнения с воинской службы она проживала в жилом помещении по адресу: <адрес>, предоставленном ее мужу ФГУП «******» на период трудовых отношений.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 (Наниматель) и ФГУП «******» (Наймодатель) был заключен договор найма служебной жилой <адрес>, по условиям которого Наймодатель передает Нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение пригодное для постоянного проживания, находящееся в государственной собственности в двух квартирном жилом панельном доме на жилую квартиру общей площадью – ****** кв. м., расположенное <адрес>, год постройки ДД.ММ.ГГГГ г.
Согласно п. 2 договора найма служебной жилой <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение предоставляется в связи с работой в ФГУП «******».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о постановке ее на учет с составом семьи: сын ФИО6 нуждающихся в жилом помещении.
Решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № ****** от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отказано. Документы, подтверждающие постановку на учет нуждающихся в получении жилого помещения согласно порядку, действовавшему на момент увольнения с военной службы (рапорт о постановке на учет нуждающихся по избранному месту жительства, решение жилищной комиссии войсковой части о признании нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, данные о нахождении военнослужащего в базе данных «Учет» по ФГКЭУ КЭЧ района), не представлены. Заявление ФИО1 о постановке на учет нуждающихся представлено в ****** отдел (<адрес>) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после даты исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Не согласившись с указанным решением, ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском.
Конституцией Российской Федерации (ст. 40) в числе основных прав и свобод человека и гражданина закреплено право на жилище.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Кроме того, военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативно правовыми актами.
В период прохождения военной службы военнослужащие имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Из содержания ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» также следует, что предоставляемые Федеральным законом государственные гарантии по обеспечению жилыми помещениями из фондов Министерства обороны Российской Федерации распространяются только на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и совместно проживающих с ними членов их семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
По смыслу вышеприведенных положений закона нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту (призыву). Увольнение военнослужащего до постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязанность по постановке на учет и, как следствие, обеспечению жилым помещением у федерального органа исполнительной власти не порождает. Иное противоречило бы положениям п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которым предусмотрены гарантии со стороны государства в предоставлении жилых помещений или выделении денежных средств на их приобретение именно военнослужащим.
Таким образом, право на обеспечение жильем за счет средств Министерства обороны Российской Федерации могло быть приобретено истцом только в случае, если до увольнения с военной службы она была признана нуждающимся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) и принята на соответствующий учет.
В соответствии с п. 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее – Инструкция) учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), на момент увольнения истца с военной службы осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по форме согласно приложению № ****** к Инструкции с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, по форме согласно приложению № ****** к Инструкции и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими должен был подаваться в порядке подчиненности рапорт (п. 27 Инструкции).
В силу п. 28 Инструкции военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
При этом КЭЧ района ежегодно с 1 по 30 января должны были проводить перерегистрацию военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). В ходе перерегистрации, при необходимости, дополнительно проверялись жилищные условия очередников. Воинские части ежемесячно к 3 числу следующего месяца должны были направлять в КЭЧ района информацию об изменениях в учетных данных военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), и два раза в год до 20 января и 20 июля по состоянию на 1 января и 1 июля - уточненные списки очередников, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). А КЭЧ района вправе были возвратить представленные списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) для повторного рассмотрения жилищной комиссией воинской части, если в них включены военнослужащие с нарушением жилищного законодательства. В случаях, если на военнослужащих, включенных в указанные списки, отсутствовала информация в автоматизированной системе учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), на каждого из них дополнительно жилищной комиссией воинской части прилагалась карточка учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему (п. 30 Инструкции).
Выполнение указанного порядка обеспечивало военнослужащему право оставаться на учете нуждающихся до обеспечения жильем, что гарантировалось пунктом 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
При указанных обстоятельствах право состоять на учете нуждающихся, в случае его приобретения военнослужащим, не прерывалось и после изменения условий и порядка обеспечения жильем, связанного с отменой приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** и вступлением в силу приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******, утвердившим Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.
Поскольку право на жилище, гарантированное Федеральным законом «О статусе военнослужащих», носит не абсолютный, а заявительный характер, для его реализации необходимо выполнение определенных действий, перечисленных выше, в том числе, обращение военнослужащего к командиру войсковой части с рапортом о постановке на учет нуждающихся.
Истцом в подтверждение соблюдения вышеприведенного порядка предоставлена копия рапорта от ДД.ММ.ГГГГ на имя командира части о предоставлении ей жилого помещения. Вместе с тем, истцом не представлено сведений о месте нахождения оригинала данного документа либо надлежащим образом заверенной копии данного рапорта. При наличии возражений ответчика относительно подлинности документа суд не может принять копию рапорта в качестве надлежащего доказательства. Кроме того, истцом не были представлены доказательства, однозначно и достоверно свидетельствующие о том, что до увольнения с военной службы она обращалась к командиру воинской части с рапортом о признании ее нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному месту жительства, а также о том, что такой рапорт не был возвращен при наличии оснований, не позволяющих претендовать истцу на его удовлетворение, рассматривался на заседании жилищной комиссии воинской части, которая по результатам его рассмотрения приняла решение о признании истца нуждающейся в улучшении жилищных условий, и данное решение, оформленное протоколом, было утверждено командиром воинской части.
Допрошенные по ходатайству истца в судебном заседании свидетели, проходившие военную службу в той же войсковой части, что и истец, фактически лишь подтвердили тот факт, что командование войсковой части перед расформированием части собирали военнослужащих по вопросу дальнейшего прохождения военной службы в ином подразделении либо увольнения с военной службы при наличии на то соответствующих оснований, при этом в случае увольнения было предложено подать рапорт о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Так, свидетели ФИО7, ФИО8 указали лишь на тот факт, что ФИО1 писала рапорт, что им известно со слов самого истца, свидетель ФИО9 показала, что видела записи об истце в тетради, куда записывали сведения о них, когда всех собирали. Кроме того, согласно показаниям свидетеля ФИО9 она видела, когда ФИО1 писала рапорт, читала его, список был в тетради, и там была фамилия истца. Свидетель ФИО8 показала, что видела сведения об истце в составленном общем списке, ФИО1 была в списке под номером ******.
Однако, показания данных свидетелей суд не может принять во внимание в качестве доказательств обращения ФИО11 по вопросу признания нуждающейся в жилом помещении в установленном порядке, с предоставлением необходимого пакета документов, свидетельствующих о наличии соответствующих оснований для постановки на учет, принятия уполномоченным органом решения о постановке ФИО1 на учет нуждающихся в жилом помещении, признании ее нуждающейся. Те же свидетели пояснили, что после обращения с рапортом каждого приглашали и предлагали предоставить пакет документов, необходимый для решения вопроса о постановке на учет. Доказательств того, что ФИО1 данные документы были представлены в необходимом объеме, в материалах дела не имеется, что не позволяет прийти к выводу о наличии соответствующих оснований для признания истца нуждающейся в жилом помещении, решение данного вопроса по существу не входит в компетенцию суда. При разрешении спора в судебном порядке разрешается лишь вопрос о возникновении у истца данного права при установлении факта соблюдения установленного законом порядка.
Вместе с тем, анализируя в совокупности представленные сторонами доказательства, в ходе судебного разбирательства установлено, что в приказе об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ № ****** и приказе об исключении из списков части № ****** от ДД.ММ.ГГГГ не содержится сведений, что истец была уволена с оставлением в списках нуждающихся в жилом помещении. В связи с чем суд находит обоснованными доводы стороны ответчика о том, что о нарушении прав истцу стало известно в момент увольнения, вместе с тем, доказательств обжалования бездействия командования войсковой части либо иного уполномоченного органа, препятствий для обращения с подобными требованиями, не представлено, не оспаривались и условия увольнения.
При обращении с настоящим иском, как и в ходе судебного разбирательства, истцом также не представлены достоверные сведения о наличии оснований для признания ее нуждающейся в жилом помещении, отсутствуют сведения об отнесении занимаемого ею жилого помещения к служебному на момент увольнения со службы, исходя из состава семьи на момент увольнения, истец была обеспечена жилым помещением свыше учетной нормы, при этом на тот момент вправе была приватизировать его, о чем свидетельствует факт приобретения в собственность земельного участка, на котором расположено жилое помещение, отсутствуют сведения о наличии либо отсутствии в собственности либо пользовании членов семьи истца иных жилых помещений, в судебном заседании истец указала, что у сына имеется в собственности иное жилье.
Таким образом, истцом не представлено доказательств наличия совокупности обстоятельств, позволяющих установить наличие у нее права постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Рассмотрев заявление ответчика об истечении срока исковой давности, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии с п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Согласно ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Поскольку документы, свидетельствующие о постановке истца на жилищный учет на период увольнения, отсутствуют, до настоящего времени истец в суд за защитой своих прав не обращалась, с ДД.ММ.ГГГГ – даты увольнения прошло более трех лет, на момент обращения в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации ФИО11 Т.В. не являлась военнослужащей, проходящей действительную военную службу, суд находит обоснованными доводы ответчика о применении к заявленным требованиям трехлетний срок исковой давности.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что факт постановки ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не подтвержден, отсутствуют основания для удовлетворения требований о восстановлении на учете, иных требований при производстве по настоящему делу ФИО1 не заявлено, что, в свою очередь, не лишает ее права, при наличии на то соответствующих оснований, избрать иной способ защиты нарушенных прав, если таковое имело место, в том числе посредством обращения в военный суд с соответствующими требованиями, исходя из доводов о нарушении ее прав в период прохождения военной службы.
Учитывая, что в удовлетворении исковых требований отказано, государственная пошлина на основании ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относится на истца.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.
Судья Бабкина Н.А.