Дело № 2-2633/2017
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 октября 2017 года г. Пенза
Октябрьский районный суд г. Пензы
в составе
председательствующего судьи Николаевой Л.В.,
с участием прокурора Кудашкиной Н.Н.,
при секретаре Горшениной И.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в здании суда в г. Пензе гражданское дело по иску администрации г. Пензы к Горбуновой Оксане Юрьевне, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО4, Черной (ранее Курочкиной) Марине Юрьевне, Антонюк Юлии Владимировне о выселении с предоставлением другого жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что заключением межведомственной комиссии жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. В настоящее время вышеуказанный жилой дом включен в муниципальную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пензы на 2013 - 2017 годы", утвержденную постановлением администрации г. Пензы от 10.10.2014 N 1179/1, а также в региональную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2013 - 2017 годах", утвержденную постановлением Правительства Пензенской области от 09.04.2013 N 232-пП. В комнате № дома № по ул. Ударной ответчики зарегистрированы и проживают на условиях договора социального найма. Согласно договору социального найма жилого помещения № на указанную квартиру общая ее площадь составляет 30,11 кв.м. Постановлением администрации города Пензы от 12.06.2017 г. № 817/3 ответчикам предлагается квартира №, общей площадью 46,1 кв.м., в доме № по <адрес> в г.Пензе. Ответчики не согласны на переселение в вышеуказанную квартиру. До настоящего времени ответчики продолжают проживать в комнате № дома № по <адрес> в г. Пензе, договор социального найма не расторгнут, регистрация по месту жительства остается прежней, договор социального найма на предоставляемое жилое помещение не заключен. Администрация г. Пензы просит выселить Горбунову Оксану Юрьевну, ФИО4, Курочкину Марину Юрьевну, Антонюк Юлию Владимировну из комнаты № дома № по <адрес> в городе Пензе с предоставлением квартиры № в доме <адрес> в городе Пензе по договору социального найма.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ответчик Курочкина М.Ю. сменила фамилию на Черная М.Ю..
В судебном заседании представитель истца администрации г. Пензы Котосова О.В. просила иск удовлетворить в полном объеме, сославшись на доводы в нем изложенные.
Ответчики Горбунова О.Ю., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО4, Черная (ранее Курочкина) М.Ю., Антонюк Ю.В. о месте и времени рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, возражений на иск не представили.
Судом с согласия представителя истца постановлено рассмотреть гражданское дело в отсутствие ответчиков в порядке гражданского судопроизводства.
Заслушав пояснения представителя истца, соглашаясь с заключением прокурора, полагавшего иск удовлетворить, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О).
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1статьи 40). В Постановлении от 5 апреля 2007 года N 5-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
В случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан.
Выселение в таких случаях из жилых помещений, занимаемых гражданами как по договору социального найма производится с предоставлением им другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, которое согласно статье 89 Жилищного кодекса Российской Федерации должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям, находиться в черте данного населенного пункта и отвечать требованиям части 2 статьи 89 данного Кодекса по числу комнат. Указанные критерии являются обязательными, и при отсутствии хотя бы одного из них предоставление выселяемым гражданам жилого помещения недопустимо.
В частности, среди предъявляемых к жилому помещению требований есть требование о том, что объемно-планировочное решение жилых помещений и их расположение в многоквартирном доме, минимальная площадь комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях (кроме прихожей и коридора), должны обеспечивать возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований эргономики (пункт 20 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Вместе с тем внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности, исходя из времени их постановки на учет. Причем при предоставлении жилых помещений принимаются во внимание требования части 1 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность заселения одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, только с их согласия, и части 6 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, по смыслу которой комната по договору социального найма может быть предоставлена только в случае ее освобождения в коммунальной квартире.
В соответствии со ст.85 ЖК РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу статьи 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК Российской Федерации).
При этом при определении общей площади жилого помещения необходимо учитывать положения ч. 5 ст. 15 ЖК РФ, предусматривающей что общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Иными словами, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади, являющейся жилой, и площади определенных вспомогательных помещений.
Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
В судебном заседании установлено:
Жилой дом № по <адрес>, является муниципальной собственностью г.Пензы, жилое помещение №, в нем расположенное, также является муниципальной собственностью г.Пензы и не приватизировано, что участниками процесса не оспаривалось.
Согласно выписке из домовой книги от 14.09.2017 г. по адресу: <адрес>, в настоящее время зарегистрированы ответчики Горбунова О.Ю., ФИО4, Курочкина М.Ю., Антонюк Ю.В.
На указанное жилое помещение общей площадью 13,3 кв.м. на имя Горбуновой О.Ю. с составом семьи 2 человека, на имя Черной М.Ю. с составом семьи 1 человек открыты лицевые счета № и №, жилое помещение общей площадью 7,4 кв.м. на имя Антонюк Ю.В. с составом семьи 1 человек открыт лицевой счет №.
18.09.2013 г. между МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы и Горбуновой О.Ю., Курочкиной М.Ю., Антонюк Ю.В. заключен договор социального найма комн. № в доме № по <адрес> в г. Пензе, жилой площадью 30,11 кв.м., в качестве члена семьи указана ФИО4 Впоследствии приказом от 19.08.2015 г. 3 259-Од в договор внесены изменения в связи с изменением фамилии Курочкиной М.Ю. на Черную М.Ю.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что спорное жилое помещение по адресу: <адрес>, предоставлено ответчикам в пользование по договору найма, а в настоящее время имеют место договорные отношения по социальному найму жилого помещения.
Таким образом, общая площадь жилого помещения, предоставленного в пользование ответчикам по договору социального найма, составляет не менее 30,11 кв.м.
Заключением межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 07.06.2008 г. жилой дом, находящийся в муниципальной собственности, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Данный жилой дом включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2013 - 2017 годах», утвержденную постановлением Правительства Пензенской обл. от 09.04.2013 N 232-пП.
Постановлением от 12.05.2017 г. № Администрации г. Пензы ответчикам Горбуновой О.Ю., Черной М.Ю., Антонюк Ю.В. подлежит предоставлению квартира №, общей площадью 46,1 кв.м., в доме № по <адрес> на состав семьи четыре человека - Горбуновуа О.Ю., ФИО4, Черную М.Ю., Антонюк Ю.В., зарегистрированных по адресу: <адрес>, о чем им направлялось администрацией города письмо с требованием об осмотре предоставляемой квартиры.
Администрация г.Пензы предложила ответчикам для заселения квартиру, благоустроенную и находящуюся в черте того же муниципального образования - г.Пензы по адресу: <адрес>, и обязала представить в отдел по распределению муниципального жилищного фонда необходимые документы, в том числе заявление - согласие о заселении в предложенное жилое помещение. Однако согласие на переселение в предложенную квартиру от ответчика не получено.
В судебном заседании установлено, что квартира №, общей площадью 46,1 кв.м., жилой 34,1 кв.м., расположенная в доме № по <адрес> в Октябрьском районе г.Пензы принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию г.Пенза, что сторонами не оспаривалось.
С учетом имеющихся по делу доказательств, суд приходит к выводу, что, согласно ст. 89 ЖК РФ, администрацией г.Пензы ответчикам взамен подлежащей сносу квартиры должна быть предоставлена квартира, имеющая общую и жилую площадь не менее 30,11 кв.м. и не менее одной жилой комнаты.
Ответчики, не явившись в судебное заседание, достаточной совокупности доказательств в обоснование возражений об отказе от предоставляемой квартиры не представили, в том числе о предоставлении им на условиях договора социального найма иного жилого помещения либо о иной площади спорной комнаты, в связи с чем суд принимает решение по имеющимся в деле доказательствам.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет. Причем при предоставлении жилых помещений принимаются во внимание требования части 1 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность заселения одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, только с их согласия.
Однако, для предоставления жилого помещения по договору социального найма на основании ч. 1 ст. 57, ч. 1 ст. 58 ЖК РФ, в частности из муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. В соответствии со статьей 52 данного Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации). Принятие граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма с учетом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления (часть 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Суд принимает во внимание тот факт, что жилое помещение предоставляется ответчикам не в связи с улучшением жилищных условий, а в рамках муниципальной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории юрода Пензы на 2013 - 2017 годы", утвержденной постановлением администрации г. Пензы от 10.10.2014 N 1179/1, а также в региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2013 - 2017 годах", утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 09.04.2013 N 232-пП, а потому, с учетом вышеизложенных в решении обстоятельств, основания для предоставления ответчикам жилых помещений, соответствующим требованиям статьи 57 Жилищного кодекса РФ, отсутствуют.
Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений ст. 89 ЖК Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
Вместе с тем предоставляемая квартира № в доме <адрес> в г. Пензе находится в том же Октябрьском районе г. Пензы, что и комната № дома № по <адрес> г. Пензы.
Нахождение предоставляемой квартиры в черте г. Пензы соответствует требованиям ст. 89 ЖК РФ и положениям Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК Российской Федерации".
Ответчиками не доказан факт ухудшения условий проживания в предоставляемой квартире по сравнению с проживанием в комнате № дома № по <адрес> в г. Пензе. Предоставляемая квартира № в доме <адрес> в г. Пензе, имеет большую общую и жилую площадь 46,1 кв.м. и 57 кв.м., чем в занимаемой комнате № дома № по <адрес> в г.Пензе, соответственно, 30,11 кв.м. и более одной жилой комнты.
Исследовав имеющиеся по делу доказательства, с учетом благоустроенности предлагаемой администрацией г. Пензы для переселения квартиры № в доме <адрес> в г. Пензе, а так же ее площади, суд приходит к выводу о соответствии данного жилого помещения требованиям, предъявляемым ч.1, 2 ст. 89 ЖК РФ.
Оценивая установленные по делу обстоятельства, совокупность имеющихся в деле доказательств, и анализируя вышеприведенные в решении нормы действующего законодательства РФ, суд приходит к выводу о том, что иск администрации г. Пензы к ответчикам Горбуновой О.Ю., ФИО4, Черной (ранее Курочкиной) М.Ю., Антонюк Ю.В. подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах суд считает, что Горбунова О.Ю., ФИО4, Черная (ранее Курочкина) М.Ю., Антонюк Ю.В. подлежит выселению из комнаты № дома № по <адрес> в г. Пензе с предоставлением квартиры № в доме <адрес> в г. Пензе.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, государственную пошлину, от уплаты которой при подаче иска Администрация г.Пензы была освобождена, надлежит взыскать в доход местного бюджета – муниципального образования г.Пензы с ответчиков Горбуновой О.Ю., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО4, государственную пошлину в размере 150 руб., с ответчиков Антонюк Ю.В. и Черной (ранее Курочкиной) М.Ю. – по 75 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации г. Пензы к Горбуновой Оксане Юрьевне, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО4, Черной (ранее Курочкиной) Марине Юрьевне, Антонюк Юлии Владимировне о выселении с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения удовлетворить.
Выселить Горбунову Оксану Юрьевну, ФИО4, Черную (Курочкину) Марину Юрьевну, Антонюк Юлию Владимировну из комнаты № дома № по <адрес> в г.Пензе с предоставлением квартиры № в доме <адрес> в г.Пензе по договору социального найма.
Взыскать с Горбуновой Оксаны Юрьевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО4, в доход муниципального образования г.Пензы государственную пошлину в размере 150 руб., с Черной (ранее Курочкиной) Марины Юрьевны, Антонюк Юлии Владимировны в доход муниципального образования г.Пензы государственную пошлину в размере по 75 руб. 00 коп. с каждой.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 30 октября 2017 года.
Председательствующий