Дело № 2-4823/30-2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июня 2014 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Кайгородовой О.В.
при секретаре Коваленко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пучковой В. Д. к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении земельного участка,
у с т а н о в и л:
Пучкова В.Д. обратилась в суд с иском к Администрации Петрозаводского городского округа (далее – Администрация), мотивируя свои требования тем, что являясь инвалидом <данные изъяты> группы, с целью реализации права на предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, в соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривающей право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства, обратилась с заявлением в Администрацию Петрозаводского городского округа о предоставлении земельного участка для индивидуального строительства. Однако в ответе Администрации в предоставлении земельного участка истице отказано. Ссылаясь на незаконность данного ответа, положения Земельного кодекса РФ, ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» истица просит обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить земельный участок на праве аренды в пределах <адрес>.
Истица в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте слушания дела надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в письменном отзыве выразили несогласие с иском, указав, что Пучкова В.Д. не состоит на учете в Администрации Петрозаводского городского округа в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Судом установлено, что истица является инвалидом <данные изъяты> группы, что подтверждается справкой <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к Главе Петрозаводского городского округа с заявлением, в котором просила предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду на <данные изъяты> лет.
В письме ответчика за № от ДД.ММ.ГГГГ истице было отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на то, что предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков на территории <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исключительно на торгах в случае их предоставления для строительства индивидуальных жилых домов, за исключением предоставления земельных участков отдельным категориям граждан, имеющим в соответствии с законодательством право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства без торгов. Однако, в настоящее время возможность предоставления земельных участков в районах существующей индивидуальной жилой застройки гражданам, имеющим право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства без торгов, исчерпана. Кроме того указано, что обратиться за предоставлением земельных участков можно после разработки и опубликования схем размещения земельных участков на официальном сайте Администрации.
Оценивая в совокупности представленные в дело доказательства, нормы действующего законодательства, суд полагает действия ответчика по сути обоснованными.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст.30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». В случае если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
На основании ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2011 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
В ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно п.п. 17, 18 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 №901 (далее - Правила), инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет собственных средств.
В Решении Петрозаводского городского Совета 03 сессии 27 созыва от 09 июня 2011 года №27/03-57 «Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах» закреплено, что предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков на территории Петрозаводского городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исключительно на торгах в случае их предоставления для строительства многоквартирных жилых домов и индивидуальных жилых домов, за исключением предоставления земельных участков отдельным категориям граждан, имеющим в соответствии с законодательством право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства без торгов.
В обзоре законодательства судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2008 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 17.09.2008 года, указано, что аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору купли-продажи торги не проводятся.
Принимая во внимание изложенные выше законоположения, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, с учетом вышеперечисленных норм права относятся к категории граждан, имеющих в соответствии с законодательством право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства без торгов.
Между тем, следует учитывать, что Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем ст. 17 указанного Федерального закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с вышеуказанными Правилами инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий. Данная позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации № 91-КГ13-7 от 04.02.2014 года.
Согласно сообщению <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № Пучкова В.Д., проживающая по адресу: <адрес>, не состоит на учете в Администрации Петрозаводского городского округа в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
Как следует из материалов дела, Пучкова В.Д. зарегистрирована по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение по сведениям <данные изъяты> имеет площадь <данные изъяты> кв.м., право собственности на которое зарегистрировано за супругом истицы – П. на основании <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ года), учитывая, что данная квартира приобретена последним в период брака с Пучковой В.Д., заключенного ДД.ММ.ГГГГ (копия свидетельства о браке № от ДД.ММ.ГГГГ года). При этом, на указанной жилплощади зарегистрировано двое граждан: Пучкова В.Д. и её супруг П. согласно справке <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №. Таким образом, на каждого из членов семьи приходиться по <данные изъяты> кв.м.
Согласно пункту 4 статьи 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленный данным органом (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением Петрозаводского городского Совета от 27.12.2005 № XXV/XXV-256 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в г.Петрозаводске» установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе Петрозаводске в размере 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Таким образом, размер общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, приходится на каждого члена семьи истицы, в том числе и на нее, более учетной нормы, установленной в <адрес> (<данные изъяты> кв. м).
Указанные обстоятельства не позволяют суду сделать вывод о том, что истица является нуждающейся в улучшении жилищных условий, учитывая, что последней не представлено доказательств обратного в нарушение порядка, определенного статьей 56 ГПК РФ.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, принимая во внимание отсутствие сведений о расторжении брака между <данные изъяты> с момента его регистрации и до настоящего времени, требования истицы нельзя признать законными и обоснованными, в их удовлетворении суд полностью отказывает.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Пучковой В. Д. к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья О.В. Кайгородова
Решение принято в окончательной форме 14 июня 2014 года.