РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июля 2020 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары, в составе:
судьи Коваленко О.П.,
при секретаре Конецкой Я.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-538/20 по исковому заявлению Толстова И.А. к Администрации г.о. Самара, Главе г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара об обязании произвести выкуп аварийного жилого помещения и земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Толстов И.А. обратился в суд с иском к Администрации г.о. Самара, Главе г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара об обязании произвести выкуп объект недвижимости - жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №, установив выкупную стоимость в размере 2 573 822,93 рублей, произвести выкуп доли земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, кадастровый №, установив выкупную стоимость в размере 681 282, 52 рублей, взыскании убытков, связанных с изъятием доли земельного участка на котором расположен многоквартирный жилой дом, в размере 87 327, 51 рублей, стоимости проведенной экспертизы в сумме 15 000 рублей, ссылаясь на то, что истец является собственником жилого помещения, общей площадью 66,6 кв.м., расположенного на 3 этаже по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, расположенным на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>. На основании распоряжения администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, вышеуказанный дом признан аварийным и подлежащим сносу и включен в государственную программу Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до ДД.ММ.ГГГГ года, утвержденную Постановлением правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в порядке досудебного урегулирования спора направлены претензии к ответчикам о выкупе аварийного жилого помещения и доли земельного участка. Администрация г.о. Самара претензию оставила без рассмотрения, Департамент по управлению имуществом г.о. Самара пояснил, что будут проведены работы по расселению граждан из аварийного жилья только после проведения процедуры обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Толстов И.А. самостоятельно произвел оценку жилого помещения по вышеуказанному адресу. Согласно отчету об определении размера возмещения № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость вышеуказанного жилого помещения составила 2 573 822, 93 рублей, а рыночная стоимость доли земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, составляет 681 282, 52 руб., убытков – 87327,51 рубля.
Представители истца в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили иск удовлетворить, суду пояснили, что дом признан аварийным и подлежит сносу, ответчики обязаны осуществить выкуп принадлежащего истцу жилого помещения и доли в праве на земельный участок, а также возместить убытки.
Представитель ответчика Администрации г.о. Самара, главы г.о. Самара в судебном заседании, исковые требования не признала, просила в иске отказать.
Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара в судебном заседании иск не признала, просила в иске отказать. Также указала, что для отселения Толстову И.А. было предложено благоустроенное жилое помещение в черте г.Самары, от переселения в которое он отказался.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующему.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
На основании части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
Согласно части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 данного Кодекса.
Таким образом, по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Указанная правовая позиция содержится в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Президиумом Верховного суда РФ от 29.04.2014 г.
Судом установлено, что Толстов И.А. является собственником жилого помещения, общей площадью 66,6 кв.м., расположенного на 3 этаже по адресу: <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером №, расположенного на земельном участке, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.
На основании распоряжения администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, вышеуказанный дом признан аварийным и подлежащим сносу, со сроком отселения до конца ДД.ММ.ГГГГ года. Сроки отселения в установленном порядке не продлевались.
Данный дом включен в государственную программу Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до ДД.ММ.ГГГГ года, утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ Правительством Самарской области принято Постановление № Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до ДД.ММ.ГГГГ года. Истцом также не были найдены в официальных источниках сведения о продлении данного нормативного акта. Таким образом, срок действия нормативного акта истек ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.о.Самара принято Постановление № «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений расположенного на нем многоквартирного дома».
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в порядке досудебного урегулирования спора направлены претензии к ответчикам о выкупе аварийного жилого помещения и доли земельного участка. Однако данная претензия оставлена ответчиками без удовлетворения.
Указанный аварийный дом до настоящего времени не расселен, для отселения Толстову И.А. было предложено благоустроенное жилое помещение в черте г.Самары, от переселения в которое он отказался.
Учитывая длительное бездействие администрации муниципального образования, выразившееся в непринятии мер, определенных частью 10 статьи 32 ЖК РФ, и то, что вышеуказанный дом признан аварийным и подлежащим сносу и включен в государственную программу Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до ДД.ММ.ГГГГ года, утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №", суд приходит к выводу, что истец по своему выбору имеет право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.
Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014 года, при возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29.07.1998 года № 135 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Согласно ст.3 Федерального Закона от 29.07.1998 года № 135 –ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение, стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах, объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки, цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки с чьей-либо стороны не было, платеж за объект оценки выражен в денежной сумме.
На основании ч.2 ст.42 ЖК РФ участниками жилищных отношений являются граждане юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
При определении выкупной цены изымаемого жилого помещения должна учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок.
Собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество в многоквартирном доме (часть 1 статьи 36 ЖК РФ, пункт 1 статьи 290 ГК РФ), а также принадлежит земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 16 ФЗ РФ от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).
Поскольку положениями статей 36-38ЖК РФ и статьи 290 ГК РФ установлена неразрывная взаимосвязь между правом собственности на помещения в многоквартирном доме и правом общей долевой собственности на общее имущество в таком доме (включая земельный участок), стоимость доли в праве собственности на такое имущество должна включаться в рыночную стоимость жилого помещения в многоквартирном доме и не может устанавливаться отдельно от рыночной стоимости жилья.
Положениями части 6 статьи 32 ЖК РФ предусмотрено, что выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения.
Согласно части 7 статьи 32 ЖК РФ при определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 29.04.2014г., при возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом РФ от 29.07.1998 года №135-Ф3 (в редакции от 23.07.2013 года №249-ФЗ) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 3 Федерального закона РФ от 29.07.1998 года №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие- либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон № 185-ФЗ) имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в государственную программу Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года, утвержденную постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Программа).
По информации, представленной Департаментом в связи с организацией работ по переселению граждан из указанного аварийного жилого дома в рамках Программы Департаментом Толстову И.А. было предложено благоустроенное жилое помещение общей площадью 67,0 кв.м. по адресу: <адрес>, от которого истец отказался.
В целях обеспечения жилищных прав граждан Администрацией городского округа Самара подготовлено постановление Главы городского округа Самара «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений, расположенного на нем многоквартирного дома» от ДД.ММ.ГГГГ (далее - постановление).
В соответствии с пунктами 1,1.1 постановления утверждена схема расположения земельного участка площадью 866 кв.м, постановлено изъять для муниципальных нужд данный земельный участок площадью 866 кв.м, занимаемого многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>.
Пунктом 1.2 постановления предусмотрено изъятие расположенных в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, жилых помещений, в том числе <адрес>.
В соответствии с постановлением Департамент выступает заказчиком работ по оценке изымаемой недвижимости и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также готовит проект соглашения Главы городского округа Самара с собственниками об изъятии недвижимости для муниципальных нужд и направляет их сторонам такого соглашения для подписания.
Между тем, жилищные права Толстова И.А., предусмотренные статьей 32 ЖК РФ, реализуются путем выкупа жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, №, и земельного участка, достаточно длительный срок с нарушением его прав.
Право собственности на занимаемое истцом жилое помещение подтверждается выпиской из ЕГРН Управления Росреестра по Самарской области.
Истцом произведена оценка рыночной стоимости доли в праве на квартиру и доли в праве на земельный участок, убытков.
Согласно представленному в материалы гражданского дела отчета об определении размера возмещения №, выполненного ООО «Центр оценки и судебной экспертизы», рыночная стоимость земельного участка, с кадастровым номером №, на котором расположен многоквартирный жилой дом, в котором находится жилое помещение, составляет 681 282, 52 рублей, а итоговая величина рыночной стоимости жилого помещения по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, составляет 2 573 822,93 рублей, размер убытков -87327,51 рубля.
Суд полагает с учетом принципов достоверности, относимости и допустимости, в качестве доказательства рыночной стоимости квартиры, доли в праве на земельный участок, убытков, возможным принять за основу заключение судебного эксперта №, выполненное ООО «Центр оценки и судебной экспертизы», поскольку оно в полном объеме отвечает требованиям статей 55, 59 - 60 ГПК РФ и положениям ФЗ «Об оценочной деятельности», так как содержит подробное описание проведенных исследований, сделанные по их результатам выводы. Специалист имеет необходимую квалификацию, и сертификаты соответствия, является членом Ассоциации «Межрегиональный союз оценщиков», доказательств, указывающих на недостоверность проведенной оценки, либо ставящих под сомнение ее выводы, суду не представлено. В данном споре экспертная организация является независимой.
Доводы представителей ответчика о проведенной оценке имущества истца в рамках муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ и необходимости ее учета не принимаются судом, поскольку судом дважды откладывались судебные заседания для предоставления возможности предоставления ответчиком данного доказательства, однако, оно так и не было представлено суду. От проведения судебной экспертизы по определению стоимости имущества истца ответчики отказались.
Ссылка ответчика на неверность расчета истцом рыночной стоимости доли в праве на земельный участок в виду неправильного указания площади земельного участка вместо 866 кв.м – 1379 кв.м отклоняется судом, поскольку в силу закона собственникам помещений в МКД принадлежит земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет.
В отношении земельного участка, с кадастровым номером №, под многоквартирным домом по спорному адресу проведен кадастровый учет, и он поставлен на кадастровый учет площадью 1379 кв.м. Ответчики с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений сведений о площади земельного участка в Управление Росреестра по Самарской области в установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» порядке не обращались, межевание образуемого земельного участка площадью 866 кв.м ими не проводилось, соответственно, такие изменения в ЕГРН относительно площади спорного земельного участка не вносились. Таким образом, земельного участка площадью 866 кв.м, как объекта недвижимости, не существует. Поэтому определение ответчиком площади спорного земельного участка в размере 866 кв.м в нарушение установленной законом процедуры является необоснованным.
В связи с вышеизложенным, суд считает установленным размер рыночной стоимости квартиры - 2 573 822,93 рублей, рыночной доли в праве на земельный участок - 681 282, 52 рублей, размер убытков -87327,51 рубля..
В соответствии со статьей 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 к вопросам местного значения поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе 1 путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут j своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На основании части 2 статьи 42 ЖК РФ участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
В соответствии со ст. 7 Устава городского округа Самара к вопросам местного значения городского округа Самара относятся, в числе прочего, обеспечение проживающих в г.о. Самара и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В силу статьи 24 Устава, глава г.о. Самара, осуществляя собственные полномочия по решению вопросов местного значения г.о. Самара, в числе прочего, принимает в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами и законами Самарской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Думы го. Самара, постановления Администрации го. Самара по вопросам местного значения г.о. Самара и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления г.о. Самара в соответствии с федеральными законами и законами Самарской области, а также распоряжения администрации г.о. Самара по вопросам организации работы Администрации г.о. Самара.
Согласно статье 25 Устава, администрация г.о. Самара является исполнительно-распорядительным органом г.о. Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления г.о. Самара федеральными законами и законами Самарской области.
В соответствии со статьей 47 Устава, на основании постановлений администрации г.о. Самара департамент управления имуществом г.о. Самара осуществляет распоряжение муниципальным имуществом, включая земельные участки, заключает и исполняет договоры в отношении муниципального имущества.
Как следует из пункта 5 раздела 3 распоряжения главы г.о. Самара от 06.02.2009 №19-р «Об организации деятельности рабочей группы по координации деятельности органов местного самоуправления по ликвидации ветхих зданий на территории городского округа Самара», в течение года со дня уведомления собственников о принятом решении об изъятии земельного участка и жилых помещений главы администраций районов обеспечивают заключение соглашений главы г.о. Самара с собственниками жилых и нежилых помещений о выкупной цене, сроках и других условиях выкупа земельного участка и (или) расположенных на нем жилых и нежилых помещений для муниципальных нужд.
Согласно данному распоряжению, Департамент управления имуществом г.о. Самара является получателем бюджетных средств на выполнение работ по сносу ветхих и аварийных жилых домов и ветхих нежилых зданий в г.о. Самара в соответствии с целевыми программами, утвержденными постановлениями администрации г.о. Самара.
Таким образом, нормами действующего законодательства на главу г.о. Самара возложена обязанность по принятию постановлений администрации г.о. Самара по вопросам местного значения г.о. Самара вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления г.о. Самара в соответствии с федеральными законами и законами Самарской области.
Поскольку обязанность по выкупу жилья, расположенного в аварийных жилых домах г.о. Самара, в соответствии с законом и локальными нормативно-правовыми актами лежит на администрации г.о. Самара, а в компетенцию Департамента управления имуществом г.о. Самара включены полномочия по распоряжению муниципальным имуществом, включая земельные участки, а также то, что получателем бюджетных средств на выполнение работ по сносу ветхих и аварийных жилых домов и ветхих нежилых зданиях в г.о. Самара в соответствии с целевыми программами является Департамент управления имуществом г.о. Самара, обязанность по выкупу принадлежащей истцу доли в праве общей долевой собственности на аварийное жилое помещение и доли земельного участка следует возложить на главу г.о.Самара, администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара в пределах предоставленных каждому из ответчиков полномочий.
Учитывая, что до настоящего времени аварийный многоквартирный дом не расселен, дом включен в адресную программу, от предложенного жилого помещения взамен аварийного истец отказался, принимая во внимание, что истец по своему выбору имеет право требовать выкупа жилого помещения и при определении выкупной цены изымаемого жилого помещения должна учитываться его стоимость в подлежащем сносу доме, включая право собственности на земельный участок, а также учитывая заключение экспертизы, суд приходит к выводу об удовлетворении требования истца об обязании ответчиков в пределах своих полномочий произвести выкуп у истца принадлежащего ему на праве собственности жилое помещение, доли в праве собственности земельного участка, убытков.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку исковые требования истца в части выкупа жилого помещения удовлетворены, истцом представлено заключение экспертизы из ООО «Центр оценки и судебной экспертизы», за проведение которой истцом оплачено 15 000 рублей, данные расходы являлись необходимыми для подачи иска и подтверждены материалами дела, суд полагает, что с Администрации г.о. Самара, Департамента по управлению имуществом г.о. Самара в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в сумме 15 000 рублей в равных долях, по 7500 рублей с каждого.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Толстова И.А. к Администрации г.о. Самара, Главе г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара об обязании произвести выкуп аварийного жилого помещения и земельного участка – удовлетворить.
Обязать Администрацию г.о. Самара, Главу г.о. Самара, Департамент по управлению имуществом г.о. Самара произвести выкуп у Толстого И.А. принадлежащий ему объект недвижимости - жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №, установив выкупную стоимость в размере 2 573 822,93 рублей, доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, кадастровый №, установив выкупную стоимость в размере 681 282, 52 руб., а также возместить убытки, связанные с изъятием земельного участка и жилого помещения в размере 87 327, 51 рублей.
Взыскать с Администрации г.о. Самара, Департамента по управлению имуществом г.о. Самара в пользу Толстова И.А. стоимость проведенной экспертизы в сумме 15 000 рублей в равных долях, по 7500 рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательном виде.
Мотивированное решение изготовлено 13.07.2020 г.
Судья: Коваленко О.П.