Дело №
ПРИГОВОР
именем Российской Федерации
г. Петрозаводск 03 июля 2015 года
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Лёвкина А.А., с участием: государственного обвинителя – прокурора Сильченко А.Е., подсудимого Воробьева В.В., защитника – адвоката Вечерской С.Н., предъявившей удостоверение №35 и ордер №11 от 06.03.2015 года, участвующей в деле по назначению, при секретаре Стракатовой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в общем порядке уголовное дело по обвинению:
Воробьева В.В., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в д.<адрес>, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, ранее не судимого,
задерживавшегося в порядке ст.ст.91 и 92 УПК РФ – 06.03.2015 года, содержащегося под стражей с 08.03.2015 года,
в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Подсудимый Воробьев В.В. 28 февраля 2015 года в г. Петрозаводске, при превышении пределов необходимой обороны, умышленно причинил тяжкий вред здоровью ФИО5 при следующих обстоятельствах.
Воробьев В.В. в период с 11 часов до 16 часов 16 минут 28 февраля 2015 года, находясь в состоянии алкогольного опьянения в <адрес>, при превышении пределов необходимой обороны, после того как ФИО5 схватил его руками за горло и стал душить, причинив согласно заключению эксперта ссадины в области шеи, опасаясь за свою жизнь и здоровье, поскольку проходил длительное лечение после полученной 13.05.2013 г. травмы – «Переломовывих С2 позвонка в шейном отделе», взял в руку нож и, действуя в целях самозащиты, не соразмерив средства защиты с характером и степенью общественной опасности посягательства, явно превышая пределы необходимой обороны, умышленно нанёс клинком ножа один удар ФИО5 в область живота и не менее пяти ударов в область кисти левой руки, причинив ему тем самым следующие телесные повреждения:
- колото-резаное ранение живота, проникающее в брюшную и грудную полость со сквозными повреждениями левой доли печени, квадратной доли печени, правого купола диафрагмы, нижней доли правого лёгкого. Данное колото-резаное ранение квалифицируется как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и стоит в прямой причинной связи с наступлением смерти ФИО5;
- три поверхностные резаные раны в межпальцевом промежутке 1,2-го пальцев левой руки, поверхностная резаная рана на тыльной поверхности 2-го пальца левой руки, поверхностная резаная рана на тыльной поверхности 1-го пальца левой руки. Данные повреждения по тяжести вреда здоровью не квалифицируются, так как обычно при жизни расстройством здоровья не сопровождаются.
Смерть ФИО5 наступила 04 марта 2015 года в 20 часов 55 минут в стационаре ГБУЗ «Республиканская больница имени Баранова В.А.» от колото-резаного ранения живота, проникающего в брюшную и грудную полость со сквозными повреждениями левой доли печени, квадратной доли печени, правого купола диафрагмы, нижней доли правого лёгкого, осложнившегося развитием массивной кровопотери с развитием геморрагического шока и полиорганной недостаточности.
В судебном заседании подсудимый Воробьев В.В. вину в совершении преступления признал в части причинения повреждений ФИО5 в состоянии обороны с превышением её пределов, оспаривая наличие умысла на причинение смерти потерпевшего.
Воробьев В.В. показал суду, что в дневное время 28.02.2015 года он на улице познакомился с ФИО5 и ФИО8, после чего они направились к нему в квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, для совместного распития спиртных напитков. В ходе распития спиртного у него с ФИО5 произошел конфликт из-за того, что он увидел, как ФИО5 стоя в его комнате, прячет в карман брюк его сотовый телефон. Он начал предъявлять ФИО5 претензии, после чего последний набросился на него, схватил руками за горло, повалил на стол и начал душить. Под руку ему попался кухонный нож, который он схватил в правую руку и нанес лезвием указанного ножа один удар в живот ФИО5, потому что боялся, что тот задушит его либо причинит травму позвоночника. Затем он вытащил ФИО5 из квартиры на лестничную площадку, и выпроводил из квартиры ФИО8, которая была сильно пьяна. Когда он наносил ФИО5 удар лезвием ножа, руки последнего были у него на шее, в руках у ФИО5 ножей, либо каких-нибудь других предметов не было.
<данные изъяты>.
Выслушав изложенное заявление, подсудимый подтвердил его правильность и добровольность.
В судебном заседании также исследовались:
<данные изъяты>
<данные изъяты>.
После исследования протоколов подсудимый Воробьев В.В. подтвердил правильность изложенных в них сведений.
Помимо частичного признания вины подсудимым и его показаний виновность Воробьева В.В. подтверждается совокупностью следующих доказательств, исследованных в ходе судебного заседания:
- показаниями потерпевшей ФИО9, на предварительном следствии, оглашёнными на основании ч.1 ст.281 УПК РФ, из которых следует, что она является матерью ФИО5
<данные изъяты>
<данные изъяты>;
- <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>.
Вина подсудимого в совершении преступления также подтверждается письменными материалами дела, исследованными в судебном заседании:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>;
- заключением эксперта № от 06.03.2015 года, согласно которому при судебно-медицинской экспертизе трупа ФИО5 установлены следующие повреждения:
колото-резаное ранение живота, проникающее в брюшную и грудную полость со сквозными повреждениями левой доли печени, квадратной доли печени, правого купола диафрагмы, нижней доли правого лёгкого. Направление раневого канала снизу вверх спереди назад. Длина его 12,7 см.,
три поверхностные резаные раны в межпальцевом промежутке 1,2-го пальцев левой руки, поверхностная рана на тыльной поверхности 2-го пальца левой руки. Глубина раны до 0,1 см. Все повреждения, установленные при экспертизе трупа ФИО5 образовались при жизни, незадолго до его поступления в стационар «Больницы скорой медицинской помощи».
Смерть ФИО5 наступила 04 марта 2015 года в 20 часов 55 минут в стационаре «Республиканской больницы» от колото-резаного ранения живота, проникающего в брюшную и грудную полость со сквозными повреждениями левой доли печени, квадратной доли печени, правого купола диафрагмы, нижней доли правого лёгкого, осложнившегося развитием массивной кровопотери с развитием геморрагического шока и полиорганной недостаточности. Данное колото-резаное ранение квалифицируется как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и стоит в прямой причинной связи с наступление смерти потерпевшего. Колото-резаное ранение живота, проникающее в брюшную и грудную полость со сквозными повреждениями левой доли печени, квадратной доли печени, правого купола диафрагмы, нижней доли правого лёгкого, учитывая особенности раневого канала, характер повреждений левой доли печени и диафрагмы, образовалось от однократного воздействия плоским колюще-режущим предметом типа ножа. Три поверхностные резаные раны в межпальцевом промежутке 1,2-го пальцев левой руки, поверхностная резаная рана на тыльной поверхности 2-го пальца левой руки, поверхностная резаная рана на тыльной поверхности 1-го пальца левой руки образовались не менее чем от пяти воздействий плоского режущего предмета. Данные повреждения по тяжести вреда здоровью не квалифицируется, так как обычно при жизни расстройством здоровья не сопровождаются.
Учитывая конструкционные особенности ножа представленного на экспертизу, нельзя исключить возможность образования колото-резаного ранения живота и поверхностных резаных ран левой руки, установленных при экспертизе трупа ФИО5 от воздействия данным ножом. С установленным колото-резаным ранением живота, проникающим в брюшную и грудную полость со сквозными повреждениями левой доли печени, квадратной доли печени, правого купола диафрагмы, нижней доли правого легкого ФИО5 мог совершить активные целенаправленные действия короткий промежуток времени, вплоть до развития массивной кровопотери <данные изъяты>;
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>.
У суда нет оснований не доверять экспертным выводам. Эксперты имеют специальное образование, надлежащим образом предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных заключений, их выводы ничем не опорочены и никем не опровергнуты, объективно подтверждаются вышеперечисленными доказательствами по делу.
Оценив вышеуказанные доказательства, исследованные в судебном заседании, суд признаёт их относимыми, допустимыми, а их совокупность достаточной для вынесения обвинительного приговора.
В ходе предварительного следствия действия подсудимого Воробьева В.В. были квалифицированы по ч.4 ст.111 УК РФ и расценивались как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, совершенное с применением предмета, используемого в качестве оружия, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.
Однако данная квалификация содеянного подсудимым не нашла своего подтверждения в судебном заседании в связи с недоказанностью направленности умысла подсудимого на причинение тяжкого вреда здоровью ФИО5, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, а возникшие сомнения суд, руководствуясь принципом презумпции невиновности, трактует в пользу подсудимого.
Сам Воробьев В.В., соглашаясь с причинением ФИО5 ножевых ранений, отрицал умысел на причинение ему тяжкого вреда здоровью, указывая на оборонительный характер своих действий.
Доводы подсудимого в указанной части суд находит убедительными, не содержащими каких-либо существенных противоречий, ставящих под сомнение их достоверность, а также согласующихся с другими представленными по делу доказательствами.
Как следует из материалов уголовного дела, а также подтверждается показаниями Воробьева В.В., который как в ходе предварительного следствия, так и в судебном заседании последовательно показывал, что <данные изъяты>.
Показания Воробьева В.В. в части нанесения ножевого ранения подтверждаются заключениями эксперта № от 19.03.2015 года и № от 25.03.2015 года, согласно которым на ноже, изъятом в ходе осмотра места происшествия, установлены следы крови в виде мазков, которые возникли в результате динамического контакта клинка ножа с предметом, между которыми имелась несвернувшаяся кровь, которая могла произойти от потерпевшего ФИО5
В том числе показания Воробьева В.В. в части применения к нему насилия со стороны потерпевшего ФИО5, не только ничем не опровергнуты, но и объективно подтверждаются заключением эксперта № от 06.04.2015 года, согласно которому у Воробьева В.В. установлены ссадины в области шеи, которые могли образоваться в период времени с 26.02.2015 года по 01.03.2015 года.
Таким образом, исследованные доказательства не только подтверждают причастность Воробьева В.В. к причинению тяжкого вреда здоровью ФИО5, что не отрицает и сам подсудимый, но и свидетельствуют об оборонительном характере его действий.
<данные изъяты>.
<данные изъяты>.
<данные изъяты>.
В соответствии с ч. 2 ст. 37 УК РФ защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства.
В силу закона, право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.
Из установленных в судебном заседании обстоятельств дела следует, что инициатором конфликта явился ФИО5, который находился в квартире подсудимого в состоянии алкогольного опьянения, первым проявил агрессию и применил в отношении Воробьева В.В. физическое насилие, схватив его за шею. В этот момент Воробьев В.В. не предпринимал каких-либо действий против ФИО5, и у него имелись достаточные основания для вывода о том, что в отношении его имеет место реальное противоправное посягательство.
Принимая во внимание не опровергнутые в судебном заседании показания подсудимого о противоправном поведении потерпевшего и исходя из положений ч.2 ст.37 УК РФ, суд приходит к выводам, что действия Воробьева В.В. явились причиной ответного акта посягательства на жизнь и здоровье со стороны ФИО5, тем самым подсудимый защищался от посягательств на него ФИО5, однако избрал несоразмерный способ защиты, тем самым превысил пределы необходимой обороны, нанеся потерпевшему один удар ножом в область живота (колото-резаное проникающее ранение в брюшную и грудную полость со сквозным повреждением левой доли печени, нижней доли правого легкого), причинив тяжкий вред здоровью, опасный для жизни. Смерть ФИО5 наступила 04.03.2015 года от колото-резаного ранения живота, проникающего в брюшную и грудную полость со сквозным повреждением левой доли печени, квадратной доли печени, правого купола диафрагмы, нижней доли правого легкого, осложнившегося развитием массивной кровопотери с развитием геморрагического шока и полиорганной недостаточности, что стоит в прямой причинной связи с наступлением смерти потерпевшего. Установленные у потерпевшего ФИО5 телесные повреждения в области кистей рук, которые по тяжести вреда здоровью не квалифицируются, также свидетельствуют об имевшем место обоюдном конфликте между подсудимым и потерпевшим.
<данные изъяты>.
Таким образом, вина подсудимого Воробьева В.В. является доказанной, и суд квалифицирует его действия по ч.1 ст.114 УК РФ – умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное при превышении пределов необходимой обороны.
При этом суд учитывает, что в результате переквалификации действий подсудимого с ч.4 ст.111 УК РФ на ч.1 ст.114 УК РФ его положение не ухудшается.
<данные изъяты>;
Оснований не доверять заключению экспертной комиссии у суда не имеется, в ходе судебного разбирательства уголовного дела сомнений в психическом состоянии Воробьева В.В. также не возникло.
Суд признает Воробьева В.В. вменяемым, подлежащим уголовной ответственности и наказанию.
Решая вопрос о виде и размере наказания, суд учитывает степень общественной опасности совершенного деяния, личность виновного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи.
Совершённое подсудимым преступление отнесено к категории преступлений небольшой тяжести.
Воробьев В.В. ранее не судим, привлекался к административной ответственности, <данные изъяты>.
Обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимого, суд признает: явку с повинной, признание вины в совершении преступления, раскаяние в содеянном, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, противоправное поведение потерпевшего, явившееся поводом для преступления, <данные изъяты>.
Обстоятельством, отягчающим наказание подсудимого, с учетом характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного, суд признает совершение преступления в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя, в соответствии с ч. 1.1 ст. 63 УК РФ.
Санкцией ч. 1 ст. 114 УК РФ в качестве альтернативных предусмотрены наказания в виде исправительных работ, ограничения свободы, либо лишения свободы.
Суд считает нецелесообразным назначение подсудимому наказание в виде исправительных работ или ограничения свободы, поскольку, по мнению суда, их назначение не обеспечит достижения целей наказания.
Принимая во внимание характер и общественную опасность содеянного подсудимым, наступившие тяжкие последствия в виде смерти потерпевшего, данные о личности виновного, который привлекался к административной ответственности, совокупность смягчающих наказание обстоятельств при наличии отягчающего, суд пришёл к выводу о том, что цели восстановления социальной справедливости, исправления виновного и предупреждения совершения им новых преступлений могут быть достигнуты лишь в условиях изоляции его от общества.
С учётом изложенного суд назначает Воробьеву В.В. наказание в виде лишения свободы, не усматривая оснований для применения положений ст.73 УК РФ об условном осуждении.
Определяя вид исправительного учреждения, суд учитывает требования п. «а» ч. 1 ст. 58 УК РФ о назначении отбывания наказания в колонии-поселении.
Гражданский иск по делу не заявлен.
Процессуальные издержки, связанные с вознаграждением адвоката Вечерской С.Н. за оказание юридической помощи при рассмотрении дела в суде, подлежат возмещению за счёт средств бюджета Российской Федерации с последующим взысканием с Воробьева В.В.
К делу приобщены вещественные доказательства, судьба которых разрешается судом в соответствии со ст.81 УПК РФ.
Оснований для изменения или отмены меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении Воробьева В.В. до вступления приговора суда в законную силу не имеется.
В силу п.9 ч.1 ст.308 УПК РФ подлежит зачёту в срок отбывания наказания время предварительного содержания под стражей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.303, 307-309 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Воробьева В.В. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 114 УК РФ и назначить ему наказание в виде 10 (десяти) месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.
Меру пресечения в отношении Воробьева В.В. оставить прежнюю – в виде заключения под стражу до вступления приговора в законную силу.
Срок наказания исчислять с 03 июля 2015 года. Зачесть в срок отбытия наказания время предварительного содержания под стражей с 06 марта по 02 июля 2015 года включительно.
Процессуальные издержки, связанные с оплатой труда адвоката, произвести за счет средств федерального бюджета, с последующим взысканием их с Воробьева В.В.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осуждённым, содержащимся под стражей, в тот же срок с момента получения копии.
Разъяснить осуждённому право на ознакомление с протоколом судебного заседания, принесения на него замечаний. Также разъяснить, что в случае обжалования приговора им либо иными участниками процесса в суде апелляционной инстанции он имеет право поручить осуществление своей защиты избранному им защитнику либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника, а также имеет право ходатайствовать о своём участии, заявив об этом в течение 10 суток со дня вручения копии приговора (апелляционного представления, апелляционной жалобы).
Председательствующий
судья: А.А. Лёвкин