Решение по делу № 3а-245/2019 от 16.08.2019

дело № 3а-245/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Кондратюка А.В.,

при секретаре Розовой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 17 сентября 2019 года в г. Сыктывкаре Республики Коми административное дело по административному исковому заявлению Романцовой В.В. к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером ..., равной его рыночной стоимости в размере 5412565 рублей,

установил:

Романцова В.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – нежилого помещения (пристройка и расширение магазина «...») с кадастровым номером ... общей площадью 211,3 кв.м, расположенного по адресу: Республика <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 5412565 рублей. В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником данного объекта недвижимости. Кадастровая стоимость объекта недвижимости – нежилого помещения (пристройка и расширение магазина «...») с кадастровым номером ... установлена решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Коми от <Дата обезличена> года № ... в размере 7098440 рублей. Установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости существенно отличается от его действительной рыночной стоимости и оказывает влияние на размер налоговых платежей. В подтверждение доводов представлен отчет № <Номер обезличен> от <Дата обезличена> года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный ИП ...., согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости – нежилого помещения (пристройка и расширение магазина «...») с кадастровым номером ... общей площадью 211,3 кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 5412565 рублей.

Административный истец Романцова В.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений Николова Н.И. в судебном заседании против удовлетворения заявленного требования возражала, оспаривая право административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной по основаниям возникновения и по содержанию.

Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, заинтересованное лицо – администрация МО ГО «Ухта», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства своих представителей для участия в судебном заседании не направили, просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.

Неявка в судебное заседание сторон по делу, иных лиц, участвующих в деле, в силу положений статей 150 (часть 2), 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав представителя административного ответчика Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений Николову Н.И., исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к таковому относит в том числе: иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6 пункта 1 названной статьи).

В соответствии с пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц определяется по общему правилу исходя из их кадастровой стоимости. Переход к указанному порядку определения налоговой базы может быть осуществлен после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на основе нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований (законов городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). При этом законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 г. единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Кодекса.

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что для целей указанного Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

Указанной статьей также определено понятие кадастровой стоимости, под которой понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.

Пунктами 3 и 4 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 298, установлено, что целью оценки является определение стоимости объекта оценки, вид которой определяется в задании на оценку с учетом предполагаемого использования результата оценки. Результатом оценки является итоговая величина стоимости объекта оценки. Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе при совершении сделок купли-продажи, передаче в аренду или залог, страховании, кредитовании, внесении в уставный (складочный) капитал, для целей налогообложения, при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, реорганизации юридических лиц и приватизации имущества, разрешении имущественных споров и в иных случаях.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в соответствии с приведенным выше Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Изложенное свидетельствует о том, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, установление которой и является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Таким образом, действующее законодательство прямо предусматривает возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесённой в Единый государственный реестр недвижимости, посредством установления его рыночной стоимости.

Из материалов дела следует, что Романцова В.В. с <Дата обезличена> года является собственником объекта недвижимости – нежилого помещения (пристройка и расширение магазина «...») с кадастровым номером ... общей площадью 211,3 кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, на основании договора дарения от <Дата обезличена> года. Данный договор зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости <Дата обезличена>.

Административный истец Романцова В.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц, величина которого зависит от размера кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Приказом Агентства Республики Коми по управлению имуществом от 30 ноября 2015 года № 329Д утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, расположенных на территории Республики Коми, в том числе минимальные (средние) значения удельных показателей кадастровой стоимости.

Согласно указанным результатам по состоянию на 1 января 2015 года (дата определения кадастровой стоимости объектов недвижимости - дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке) кадастровая стоимость объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером ... определена в размере 12601093 рублей 27 копеек.

В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» результаты определения кадастровой стоимости также могут быть оспорены физическими лицами в комиссии в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 данного Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости (абзац десятый статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ).

В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в течение пяти рабочих дней с даты его принятия комиссия направляет в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, и орган регистрации прав копию указанного решения. В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании определения в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости комиссия в течение пяти рабочих дней с даты принятия такого решения также направляет: отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, который составлен в форме электронного документа и на основании которого оспорена кадастровая стоимость, в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке; сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав (часть тридцатая статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав.

В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Абзацем шестым статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Таким образом, по смыслу приведенных норм, решение Комиссии и решение суда о пересмотре кадастровой стоимости, установленной в результате кадастровой оценки, имеют равное юридическое значение и влекут одинаковые правовые последствия для заявителя.

При этом нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положениями Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не предусмотрена возможность изменения размера кадастровой стоимости объекта недвижимости и установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости на определенную дату, если внесудебным органом - комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости уже была установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости на ту же самую дату.

Как следует из материалов дела, <Дата обезличена> года Романцова В.В. в лице своего представителя .... обратилась в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Коми с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером ..., установленной в результате проведения государственной кадастровой оценки в размере 12601093 рублей 27 копеек, путем установления кадастровой стоимости данного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости равной по состоянию на 1 января 2015 года 7098440 рублям. В подтверждение доводов к этому заявлению был приложен отчет <Номер обезличен> от <Дата обезличена> года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ..., выполненный ИП ...

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Коми от <Дата обезличена> года № ..., по заявлению Веденяпина В.В., определена по состоянию на 1 января 2015 года кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ... в размере его рыночной стоимости 7098440 (семь миллионов девяносто восемь тысяч четыреста сорок) рублей, установленной в отчете об оценке.

<Дата обезличена> года на основании решения Комиссии от <Дата обезличена> года <Номер обезличен> в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ... в размере 7098440 рублей.

Таким образом, Романцова В.В. реализовала свое право на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ... в размере его рыночной стоимости, при этом кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости установлена по состоянию на 1 января 2015 года в размере, соответствующем его рыночной стоимости. Следовательно, Романцова В.В. по существу оспаривает кадастровую стоимость данного объекта недвижимости, равную его рыночной стоимости, полагая, что она должна быть определена на основании отчета <Номер обезличен> от <Дата обезличена> года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленного ИП ... по ее (административного истца) заказу.

Между тем согласно пунктам 1 и 2 части первой статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

По смыслу положений приведенных норм несогласие с рыночной стоимостью объекта недвижимости, определенной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, не является основанием для повторного пересмотра решением суда результатов определения кадастровой стоимости на ту же дату.

При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Романцовой В.В. о повторном изменении кадастровой стоимости, подлежит оставлению без удовлетворения, как не основанное на требованиях действующего законодательства.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Романцовой В.В. к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером ..., равной его рыночной стоимости в размере 5412565 рублей, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья - А.В. Кондратюк

Мотивированное решение изготовлено 20 сентября 2019 года.

...

...

3а-245/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Романцова Влада Владимировна
Ответчики
Управление Росреестра по РК
Минимущество РК
Другие
АМО ГО "Ухта"
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Дело на сайте суда
vs.komi.sudrf.ru
19.08.2020Регистрация административного искового заявления
19.08.2020Передача материалов судье
19.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.08.2020Судебное заседание
19.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2020Дело оформлено
17.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее