Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 мая 2012г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
Председательствующего (судьи) Кудряшова А.В.
при секретаре Барашковой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело заявлению Береснева Н.С., Булыкина В.Е., ФИО3 и других граждан об оспаривании бездействия Администрации г.Смоленска и возложении обязанности по предоставлению разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка,
у с т а н о в и л:
Береснев Н.С., Булыкин В.Е., Дудина С.А. и другие граждане обратились в суд с заявлением об оспаривании решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. №490» в части включения принадлежащего заявителям на праве общей долевой собственности земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> в границы нескольких территориальных зон: Ж3 (зона застройки многоэтажными жилыми домами от 5 этажей и выше), ОЖ (зона размещения жилых домов и объектов общественно-делового назначения), Р1 (зона рекреационно-природных территорий), а также в состав территории, в отношении которой действие градостроительных регламентов не распространяется, указав, что названный нормативный акт органа местного самоуправления о зонировании соответствующей территории противоречит требованиям земельного и градостроительного законодательства о принадлежности участка к одной территориальной зоне, что нарушает права заявителей, как собственников данного участка земли.
Кроме того, в заявлении поставлен вопрос о признании незаконным бездействия Администрации г.Смоленска по предоставлению заявителям разрешения на условно-разрешенный вид использования указанного земельного участка и возложении на орган местного самоуправления обязанности по предоставлению такого разрешения со ссылкой на то, что в соответствии с ПЗЗ г.Смоленска в ранее действовавшей редакции упомянутый участок земли относился к территориальной зоне СХ1 (земли сельскохозяйственного использования в городской черте), градостроительный регламент которой в качестве условно-разрешенного вида использования предусматривал осуществление индивидуального жилищного строительства, в связи с чем, по обращению заявителей от <данные изъяты>. Администрация г.Смоленска обязана была принять решение о предоставлении им разрешения на указанный условно-разрешенный вид использования участка без проведения публичных слушаний, чего органом местного самоуправления сделано не было.
Определением суда от <данные изъяты>. требования об оспаривании бездействия Администрации г.Смоленска, связанного с непредоставлением заявителям упомянутого разрешения выделены в отдельное производство.
Представитель Береснева Н.С., Булыкина В.Е., Булыкиной Л.И., Исупова А.Н., Илларионовой Е.В., Дудиной С.А., Мамоненковой С.В., Рыбакова М.П., Смирнова Н.П., Соловьева Ф.В., Фокиной С.Б. - Ильин Н.А., а также представитель Исупова А.Н. - Рудаков И.Е. в судебном заседании поддержали заявленные требования.
Представитель Бабуриной Г.М., Безиковой Л.А., Гондаденкова А.Н., Еремеева А.В., Еремеевой А.Я., Капитановой А.Н., Лупанова Н.В., Мамоненковой Л.П., Матвейкиной З.В., Никитина А.Н., Никитиной Г.А., Потанина В.В., Савостьяновой Н.А., Ярлыковой В.П. - Маякина О.В. в судебном заседании отказалась от заявленных требований; определением суда от <данные изъяты>. данный отказ принят судом, производство по делу в соответствующей части прекращено с привлечением указанных заявителей к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, представитель которых возражал против удовлетворения заявления, ссылаясь на отсутствие согласия всех собственников земельного участка на использование его в целях ИЖС, притом, что участок согласно Генеральному плану города Смоленска расположен в функциональной зоне, предусматривающей осуществление на нем многоэтажного жилищного строительства. Отметила также, что предоставление разрешения на условно-разрешенный вид использования участка возможно только после обсуждения данного вопроса на публичных слушаниях, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица - Егорова А.Н. - Алексеева Т.Л., возражая против удовлетворения заявления, поддержала доводы представителя заявителей, отказавшихся от заявленных требований.
Администрация г.Смоленска, надлежаще извещенная о времени и месте слушания дела, своего представителя в суд не направила, возражений на заявление не представила.
Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
Исходя из положений ст.7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу ч.4 ст.30 ГрК РФ, ч.2 ст.85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Согласно ст.37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
По правилам ст.39 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации, который в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования такому лицу принимается без проведения публичных слушаний.
По делу установлено, что Бабурина Г.М., Безикова Л.А., Береснев Н.С., Булыкин В.Е., Булыкина Л.И., Гондаденков А.Н., Дудина С.А., Еремеев А.В., Исупов А.Н., Еремеева А.Я., Илларионова Е.В., Капитанова А.Н., Лупанов Н.В., Мамоненкова Л.П., Мамоненкова С.В., Матвейкина З.В., Никитин А.Н., Никитина Г.А., Потанин В.В., Рыбаков М.П., Савостьянова Н.А., Смирнов Н.П., Соловьев Ф.В., Фокина С.Б., Ярлыкова В.П. на основании решения Ленинского районного суда г.Смоленска от 05.07.2010г. являются участниками общей долевой собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> и разрешенным использованием - «для сельскохозяйственного производства», который в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Смоленска, утв. решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. №490 в редакции, действовавшей до 15.11.2010г., входил в границы территориальных зон: СХ1 (земли сельскохозяйственного использования в городской черте), Р5 (открытые пространства, активно используемые населением в рекреационных целях) (л.д.8-14, 50-51, 58, 61-67). При этом, градостроительный регламент зоны СХ1 в качестве условно-разрешенного вида использования предусматривал возможность осуществления строительства отдельных жилых домов (ст.18 ПЗЗ г.Смоленска в редакции, действовавшей до 15.011.2010г.)
Вступившим в силу 15.11.2010г. решением Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. №490» в соответствии с проектом по внесению изменений в названные Правила, разработанным производственным кооперативом «ГЕО» (город Калуга), упомянутые Правила изложены в новой редакции, согласно которой названый участок включен в состав нескольких территориальных зон: Ж3 (зона застройки многоэтажными жилыми домами от 5 этажей и выше), ОЖ (зона размещения жилых домов и объектов общественно-делового назначения), Р1 (зона рекреационно-природных территорий), а также в состав территории, в отношении которой действие градостроительных регламентов не распространяется (л.д.15, 17-22, 27, 48, 52-53, 60).
Полагая, что новая редакция ПЗЗ г.Смоленска противоречит в соответствующей части требованиям земельного и градостроительного законодательства о принадлежности участка только к одной территориальной зоне, в июне 2011г. заявители обратились в Администрацию г.Смоленска с заявлением об изменении зонирования территории принадлежащего им земельного участка на предусматривающую возможность осуществления ИЖС зону Ж1, которое до настоящего времени органом местного самоуправления положительно не разрешено (л.д.31-37).
Анализ имеющихся в деле доказательств позволяет суду придти к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Право общей долевой собственности предполагает наличие между его участниками особых правоотношений, в рамках которых устанавливается порядок владения, пользования и распоряжения общим имуществом.
Исходя из положений ст.ст.246-247 ГК РФ владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. При этом по смыслу п.1 ст.246 и п.1 ст.247 Кодекса все правомочия собственника осуществляются участниками общей собственности на основании соответствующего соглашения.
Таким образом, поскольку находящийся в долевой собственности упомянутый выше земельный участок принадлежит одновременно нескольким лицам, действия одного или нескольких из них, направленные на изменение разрешенного использования участка, неизбежно нарушат права тех участников долевой собственности, которые с таким изменением не согласны.
С учетом изложенного, ввиду того, что большинство заявителей, обладающих правами на упомянутый выше земельный участок, возражают против его использования в целях ИЖС и не согласны с необходимостью получения разрешения на названный условно-разрешенный вид использования этого участка, соглашение сособственников по рассматриваемому вопросу не достигнуто и в материалах дела отсутствует, заявители, не отказавшиеся в ходе судебного разбирательства от заявленных требований, не вправе без согласия других участников общей собственности изменять разрешенное использование данного земельного участка.
При этом суд особо отмечает, что, исходя из отсутствия соответствующего соглашения, та часть участников долевой собственности, которая выразила согласие с использованием участка для ИЖС, вправе выделить земельный участок в счет своих долей и распоряжаться им по своему усмотрению.
Кроме того, как усматривается из материалов дела, в соответствии с Генеральным планом города Смоленска принадлежащий заявителям земельный участок находится в функциональной жилой зоне - зоне застройки многоэтажными жилыми домами (л.д.49, 59).
В соответствии с ч.ч.2-4 ст.85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон, в частности, в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
В силу положений п.п.2-4 ч.1 ст.34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования, а также определенных ГрК РФ территориальных зон.
На основании ч.2 ст.36 ГрК РФ градостроительные регламенты, являющиеся в силу ч.2 ст.30 ГрК РФ составной частью правил землепользования и застройки, устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон.
В силу ч.ч.3, 9, 10 ст.31, п.1 ч.2 ст.33 ГрК РФ положения Правил землепользования и застройки, в том числе, относительно видов разрешенного использования земельных участков, определяемых градостроительным регламентом территориальной зоны, должны соответствовать требованиям генерального плана городского округа.
Как уже отмечалось, принадлежащий заявителям земельный участок согласно Генеральному плану города Смоленска находится в функциональной жилой зоне - зоне застройки многоэтажными жилыми домами. Названным документом определено, что жилые зоны предназначены для размещения жилой застройки односемейными (индивидуальными) и многоквартирными жилыми домами различных типов и этажности в соответствии с параметрами, указанными в наименованиях зон.
Таким образом, как прежняя, так и новая редакции ПЗЗ г.Смоленска в части установления зонирования соответствующей территории противоречит имеющему в данном случае приоритет Генеральному плану г.Смоленска, исходя из чего, с учетом положений ч.3 ст.5 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и ч.2 ст.11 ГПК РФ возможность применения в отношении принадлежащего заявителям земельного участка градостроительного регламента территориальной зоны СХ1 исключается, что указывает на необоснованность заявленных требований.
При разрешении спора не может не учитываться и то, что как до 15.11.2010г., так и в после этой даты упомянутый земельный участок в соответствии с ПЗЗ г.Смоленска находился в нескольких территориальных зонах, что нарушает требования ч.4 ст.30 ГрК РФ, ч.2 ст.85 ЗК РФ. По этой причине вопрос об использовании этого участка земли может быть окончательно разрешен только после внесения органом местного самоуправления соответствующих изменений в ПЗЗ г.Смоленска путем отнесения данного земельного участка к одной территориальной зоне.
При таком положении, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 197, 199, ст.253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Береснева Н.С., Булыкина В.Е., ФИО3 и других граждан об оспаривании бездействия Администрации г.Смоленска и возложении обязанности по предоставлению разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.
Председательствующий А.В.Кудряшов