Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1719/2021 ~ М-1297/2021 от 16.04.2021

Дело № 2-1719 /2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>

Коломенский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Шевченко С.Н., при секретаре судебного заседания ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

ФИО2, ФИО3 к Управлению социальной защиты населения по Коломенскому городскому округу, Министерству социального развития <адрес> о признании права на получение удостоверения многодетной семьи и обязании выдать удостоверение,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2, ФИО3 обратились в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по Коломенскому городскому округу, Министерству социального развития <адрес>, в котором просит суд признать за собой право на получение удостоверения многодетной семьи; обязать ответчиков выдать им удостоверение многодетной семьи (л.д.72-75).

В обоснование заявленных исковых требований в исковом заявлении указано, что ФИО2 обратилась в Управление социальной защиты населения по Коломенскому городскому округу с заявлением о предоставлении государственной услуги «выдача удостоверения многодетной семьи», однако решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в предоставлении указанной государственной услуги по причине непредставления решения суда об установлении отцовства, заверенного соответствующим судом, либо свидетельства об установлении отцовства, вступившего в законную силу, в случае регистрации установления отцовства за пределами РФ, в отношении дочери – ФИО4.

Истцы не согласны с данным решением ответчика, поскольку состоят в зарегистрированном браке, имеют троих детей: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. При этом сведения о том, что ФИО3 является отцом ФИО12 (ФИО2) М.А. были внесены в Государственный реестр актов гражданского состояния граждан Министерства Юстиции Украины на основании заявления ФИО3 о признании отцовства от ДД.ММ.ГГГГ (актовая запись за от ДД.ММ.ГГГГ), в подтверждение чего истцом ответчику была представлена выписка из Государственного реестра актов гражданского состояния граждан Министерства Юстиции Украины от ДД.ММ.ГГГГ , свидетельство о рождении ФИО4, в котором в графе «отец» указан ФИО3, а в графе «мать» – ФИО2

Выдача свидетельства об установлении отцовства законодательством Украины не предусмотрена, поэтому перечисленные ответчиком в решении основания отказа в предоставлении государственной услуги истцы считают необоснованными, в связи с чем обратились в суд с настоящим иском.

В судебное заседание истцы ФИО2, ФИО3 не явились, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте его проведения. Суд, учитывая данное обстоятельство, а также факт участия в судебном заседании представителей истцов по доверенности, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие их доверителей, рассмотрел дело в отсутствие неявившихся истцов.

Представители истцов ФИО2, ФИО3ФИО9 и ФИО11, действующие на основании доверенности (л.д.9,10), в судебном заседании исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчиков Управления социальной защиты населения по Коломенскому городскому округу, Министерства социального развития <адрес>ФИО10, действующий на основании доверенностей (л.д.81,82), в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, согласно которым в соответствии с действующим порядком выдачи удостоверения многодетной семьи, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , истцы для получения удостоверения многодетной семьи должны были представить ответчику решение суда об установлении отцовства ФИО3 в отношении ФИО4, либо свидетельство об установлении отцовства, вступившее в законную силу, так как регистрация установления отцовства в отношении девочки состоялась за пределами Российской Федерации. Поскольку указанные документы представлены не были, в представлении государственной услуги по выдаче удостоверения многодетной семьи было отказано (л.д.85-88).

Выслушав в судебном заседании объяснения представителей истцов, ответчиков, изучив доводы сторон, изложенные письменно, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, и дав им соответствующую оценку, суд приходит к выводу о том, что указанный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с п. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В соответствии с положениями «Конвенции о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ) во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка (п. 1 ст. 3). Государства – участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры (п. 2 ст. 3).

В соответствии с ч. ч. 1, 4 ст. 1 СК РФ семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» правительствам субъектов Российской Федерации предписано определить категорию семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.

Законом Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» определены цели настоящего Закона, указано, что меры социальной поддержки семьи и детей – меры, предоставляемые органами государственной власти Московской области с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей (статья 2).

Исходя из положений статьи 1 данного Закона, действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области.

Согласно статье 2 Закона Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений) многодетной семьей являются лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, и их трое и более детей (родившиеся и (или) усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы) в возрасте до 18 лет, а также достигшие совершеннолетия один или несколько детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.

В соответствии с частью 4 статьи 21 Закона меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).

В порядке реализации вышеуказанных положений было принято Постановление Правительства Московской области от 12.12.2017 № 1029/45 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи» (далее –Порядок).

В соответствии с Порядком удостоверение выдается лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей (родившихся и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) (далее - ребенок, дети) в возрасте до 18 лет, а также достигших совершеннолетия одного или нескольких детей, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения (далее - образовательная организация) и не достигли 23 лет (далее - Заявитель).

Удостоверение выдается, если все члены многодетной семьи имеют место жительства в Московской области.

Заявитель может обратиться за получением удостоверения в территориальное структурное подразделение Министерства социального развития Московской области путем направления заявления о выдаче удостоверения в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью с использованием Государственной информационной системы Московской области «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области».

При обращении посредством РПГУ к заявлению о выдаче удостоверения или заявлению о внесении изменений должны быть приложены следующие документы в виде электронных образов:

1) паспорт Заявителя или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) паспорт супруга (супруги) Заявителя или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае зарегистрированного брака);

3) паспорт ребенка (детей) старше 14 лет или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) свидетельство о рождении ребенка (детей), выданное компетентным органом иностранного государства, - при регистрации записи акта о рождении ребенка за пределами Российской Федерации;

5) справка, подтверждающая обучение ребенка (детей) старше 18 лет в образовательных организациях, - в случае обучения ребенка (детей) старше 18 лет в образовательных организациях;

6) свидетельство о заключении брака или свидетельство о расторжении брака, выданное компетентным органом иностранного государства, - в случае регистрации или расторжения брака за пределами Российской Федерации;

7) решение суда об установлении отцовства, заверенное соответствующим судом, либо свидетельство об установлении отцовства, вступившее в законную силу, - в случае регистрации установления отцовства за пределами Российской Федерации;

8) справка о рождении по форме № 2, утвержденная приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.10.2018 № 200 «Об утверждении форм справок и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, и Правил заполнения форм справок и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния», - в случае, если сведения об отце ребенка (детей) внесены в свидетельство о рождении ребенка (детей) на основании заявления матери;

9) согласие субъектов персональных данных, указанных в документах (сведениях), представляемых Заявителем (Представителем заявителя), на обработку персональных данных.

Решение о выдаче удостоверения (об отказе в выдаче удостоверения) или решение о внесении изменений в удостоверение (об отказе внесения изменений в удостоверение) принимается руководителем Подразделения (уполномоченным им лицом) в срок не более 10 рабочих дней со дня обращения и направляется в Личный кабинет Заявителя на РПГУ в день его подписания (п. 19 порядка).

На основании пункта 15 Порядка основаниями для отказа в приеме и регистрации документов, предусмотренных пунктами 7, 8 Порядка, являются, в том числе представление неполного комплекта документов, предусмотренных пунктами 7, 8 Порядка.

Основаниями для отказа в выдаче удостоверения или о внесении изменений в удостоверение являются: 1) отсутствие у семьи статуса многодетной в соответствии с законодательством Московской области; 2) отсутствие у кого-либо из членов многодетной семьи места жительства в Московской области; 3) непредставление в МФЦ оригиналов документов для сверки с электронными образами документов, поданных посредством РПГУ, в течение 3 рабочих дней со дня соответствующего уведомления в Личном кабинете на РПГУ; 4) несоответствие оригиналов документов, представленных для сверки, электронным образам документов, поданных посредством РПГУ (п.18 Порядка).

Из материалов дела следует, стороной ответчиков в ходе судебного разбирательства не опровергнуто, что ФИО2 является матерью троих несовершеннолетних детей: ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Отцом несовершеннолетних детей является ФИО3, с которым ФИО2 состоит в браке с ДД.ММ.ГГГГ. При этом сведения о том, что ФИО3 является отцом ФИО12 (ФИО2) М.А. были внесены в Государственный реестр актов гражданского состояния граждан Министерства Юстиции Украины на основании заявления ФИО3 о признании отцовства от ДД.ММ.ГГГГ (актовая запись за от ДД.ММ.ГГГГ), в подтверждение чего истцом ответчику была представлена выписка из <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ , свидетельство о рождении ФИО4, в котором в графе «отец» указан ФИО3, а в графе «мать» – ФИО2

Ранее истцы и их дети были гражданами Украины.

В настоящее время истцы и их дети зарегистрированы на территории <адрес>, имеют гражданство Российской Федерации.

Истец ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ обратилась через РПГУ с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи, приложив к заявлению копии паспортов родителей, копии свидетельств о рождении детей, копию свидетельства о заключении брака, выписку из домовой книги, выписку из государственного реестра актов гражданского состояния <данные изъяты>

Решение суда об установлении отцовства, заверенное соответствующим судом, либо свидетельство об установлении отцовства, вступившее в законную силу, в отношении ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, представлено не было, в связи с чем решением управления социальной защиты населения по Коломенскому городскому округу от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в предоставлении ФИО2 государственной услуги «Выдача удостоверения многодетной семьи», решением от ДД.ММ.ГГГГ управления социальной защиты населения по Коломенскому городскому округу истцу отказано в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги «Выдача удостоверения многодетной семьи».

Суд находит решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Выдача удостоверения многодетной семьи» от ДД.ММ.ГГГГ необоснованным, поскольку исходя из приведенных нормативных положений ФИО2, ФИО3 и их несовершеннолетние дети являются многодетной семьей в соответствии с законодательством <адрес>, имеют постоянное место жительства в <адрес>, сведений о непредставлении ими в МФЦ оригиналов документов для сверки с электронными образами документов, поданных посредством РПГУ, в течение 3 рабочих дней со дня соответствующего уведомления в Личном кабинете на РПГУ, либо о несоответствии оригиналов документов, представленных для сверки, электронным образам документов, поданных посредством РПГУ, в материалы дела не представлено.

Факт непредставления истцами ответчику предусмотренных Порядком решения суда об установлении отцовства, заверенного соответствующим судом, либо свидетельства об установлении отцовства, вступившего в законную силу, в отношении ФИО12 (ФИО2) М.А., по мнению суда, так же не может свидетельствовать о законности решений ответчика.

Так, в материалы дела представлены свидетельства о рождении ФИО6, ФИО5 и ФИО4, в которых в качестве родителей детей указаны истцы, выписка из домовой книги, подтверждающая факт регистрации истцов и их детей на территории <адрес>.

При этом в соответствии со ст. 126 Семейного Кодекса Украины, происхождение ребенка от отца определяется по заявлению женщины и мужчины, не состоящих в браке между собой. Такое заявление может быть подано как до, так и после рождения ребенка в орган государственной регистрации актов гражданского состояния.

Согласно ст. 134 Семейного Кодекса Украины внесение изменений в актовую запись о рождении в случае признания отцовства, материнства на основании заявлений лиц, указанных в ст. 126 этого Кодекса, или решения суда орган государственной регистрации актов гражданского состояния вносит соответствующие изменения в актовую запись о рождении, составленную органами государственной регистрации актов гражданского состояния Украины, и выдает новое Свидетельство о рождении.

Таким образом, выдача свидетельства об установлении отцовства законодательством Украины не предусмотрена, для выдачи нового свидетельства о рождении при установлении отцовства лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, достаточно подачи соответствующего заявления в орган ЗАГС Украины.

Суд полагает, что данное обстоятельство не может служить препятствием в предоставлении истцам государственной услуги по выдаче удостоверения многодетной семьи, а отказ в выдаче удостоверения многодетной семьи по формальным основаниям является недопустимым, исходя из гарантированности государством таких видов пособий.

На основании вышеизложенного исковые требования ФИО2, ФИО3 суд удовлетворяет.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2, ФИО3 к Управлению социальной защиты населения по Коломенскому городскому округу, Министерству социального развития <адрес> удовлетворить.

Признать за ФИО2, ФИО3 право на получение удостоверения многодетной семьи.

Обязать Министерство социального развития Московской области, Управление социальной защиты населения Коломенского городского округа выдать ФИО2, ФИО3 удостоверение многодетной семьи в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Московский областной суд через Коломенский городской суд Московской области с момента вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья С.Н. Шевченко

2-1719/2021 ~ М-1297/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Козак Ольга Юрьевна
Прокопенко Александр Александрович
Ответчики
Управление социальной защиты населания городского округа Коломна Министерства социального развития Московской области
Другие
Колотева Ольга Валентиновна
Суд
Коломенский городской суд Московской области
Судья
Шевченко Сергей Николаевич
Дело на странице суда
kolomna--mo.sudrf.ru
16.04.2021Регистрация административного искового заявления
16.04.2021Передача материалов судье
19.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
19.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.06.2021Судебное заседание
23.06.2021Судебное заседание
28.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.11.2021Дело оформлено
03.02.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее