Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-879/2022 ~ М-85/2022 от 11.01.2022

Дело № 2-879/2022

З А О Ч Н О Е     Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 апреля 2022 года                                                            г. Симферополь

Симферопольский районный суд Республики Крым

в составе: председательствующей судьи                    Пакула М.Р.

                   с участием секретаря                                  Бекировой А.Т.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску заместителя прокурора Симферопольского района Республики Крым к Куртмуллаевой Лейле, третьи лица Администрация Чистенского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о прекращении права собственности, исключении из Единого государственного реестра прав записи о регистрации права и о возложении обязанности совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л

Заместитель прокурора Симферопольского района Республики Крым обратился в Симферопольский районный суд Республики Крым с исковым заявлением к Куртмуллаевой Л., третьи лица Администрация Чистенского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о прекращении права собственности, исключении из Единого государственного реестра прав записи о регистрации права и о возложении обязанности совершить определенные действия. Заявленные исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым за Куртмуллаевой Л. было зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый . Основанием для регистрации права собственности на указанный земельный участок послужила выписка из решения исполкома Чистенского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче бесплатно в собственность гражданам Украины земельных участков для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек, для ведения личного подсобного хозяйства, для ведения садоводства, расположенных на территории сельского совета». Вместе с тем, решение исполкома Чистенского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче бесплатно в собственность гражданам Украины земельных участков для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек, для ведения дачного подсобного хозяйства, для ведения садоводства, расположенных на территории сельского совета» в установленном порядке на территории Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ не принималось, в связи с чем регистрация права собственности за Куртмуллаевой Л. на земельный участок муниципальной собственности была произведена незаконно. Изучением оригиналов решений исполкома Чистенского сельского совета от 21 мая 1997 года № 27 выявлено, что оно не содержит сведений о предоставлении в собственность Куртмуллаевой Л. земельного участка. Согласно информации Архивного отдела (муниципального архива) Администрации Симферопольского района Республики Крым в архивном фонде Чистенского сельского совета и его исполнительного комитета, в материалах протокола заседания исполкома от 21 мая 1997 года № 27 данные о передаче в частную собственность земельного участка Куртмуллаевой Л. не значатся. Согласно информации Администрации Чистенского сельского поселения сведения о земельном участке в земельно-кадастровых книгах отсутствует. На основании изложенного,

просят прекратить право собственности Куртмуллаевой Л. на земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ; исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации права собственности Куртмуллаевой Л. на земельный участок площадью                                             <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , и обязать Куртмуллаеву Л. возвратить указанный земельный участок в собственность муниципального образования Чистенского сельского поселения Симферопольского района.

В судебном заседании представитель прокуратуры - Демьяненко А.В., а также представитель Администрации Чистенского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым - Глушакова С.Е. заявленные исковые требования поддержали.

Ответчица Куртмуллаева Л. в судебное заседание не явилась. О дне, времени и месте рассмотрения дела извещалась путем направления судебных повесток по имеющемуся в материалах дела адресу регистрации и проживания. Однако судебные повестки возвратились в суд за истечением срока хранения.

Представитель третьего лица - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежаще, причин неявки суду не сообщил, заявлений о рассмотрении дела в его отсутствии либо об отложении слушания дела не подавал.

Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства в соответствии с положениями статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие не явившихся участников процесса на основании представленных доказательств.

Выслушав доводы представителя прокуратуры, представителя Администрации Чистенского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, проверив материалы гражданского дела, суд считает, что заявленные     исковые требования полностью подлежат удовлетворению в силу следующих оснований.

Так, судом установлено, что согласно материалам реестрового дела, предоставленного Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ДД.ММ.ГГГГ за Куртмуллаевой Л. было зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земли - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, кадастровый , на основании выписки из решения исполкома Чистенского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче бесплатно в собственность гражданам Украины земельных участков для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек, для ведения личного подсобного хозяйства, для ведения садоводства, расположенных на территории сельского совета».

В письме от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Чистенского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым указала на то, что    на территории Чистенского сельского поселения в земельно-кадастровой книге и генеральном плане отсутствуют сведения о земельном участке с кадастровым номером                                      <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>.

Как следует из письма Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в архивных материалах, переданных Госкомрегистру территориальными органами Государственного агентства земельных ресурсов Украины отсутствует техническая документация на земельный участок с кадастровым номером <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно письма Архивного отдела (муниципальный архив) Администрации Симферопольского района Республики Крым от    ДД.ММ.ГГГГ в архивном фонде Чистенского сельского совета и его исполнительного комитета решение

исполкома от ДД.ММ.ГГГГ не значится, как и не значатся в материалах протокола заседания исполкома от ДД.ММ.ГГГГ данные Куртмуллаевой Л. не значатся.

Как усматривается из письма Администрация Чистенского сельского поселения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ , от 14

февраля 2022 года в земельно-кадастровой книге <адрес> отсутствуют сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> участок не имеет установленных границ в соответствии с законодательством Российской Федерации.    В генеральном плане Чистенского сельского поселения (с. Фонтаны, ж/кв «Ешиль-Дагъ») указанный земельный участок не значится. Учитывая изложенное, Администрация                                               не может составить акт обследования земельного участка, установить функциональную зону расположения земельного участка и проверить на наличие объектов недвижимого имущества.

Частью 3 статьи 1, частью 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от                                                    21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», а также Договора от 18 марта 2014 года между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, регламентировано, что с 18 марта 2014 года на территории Республики Крым действуют нормы законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов

или существа отношения.

На момент принятия решения исполкома Чистенского сельского совета от 21 мая 1997 года № 27 вопросы возникновения и прекращения права собственности на земельный участок на территории Республики Крым регулировались Земельным кодексом Украины от 18 декабря 1990 года в редакции от 22 июня 1993 года (далее – Земельный кодекс Украины 1990 года), а также Декретом Кабинета Министров Украины «О приватизации земельных участков» от 26 декабря 1992 года (далее - Декрет).

В соответствии со статьей 1 Декрета сельские, поселковые, городские Советы народных депутатов обязывались обеспечить в течение 1993 года передачу гражданам Украины в частную собственность земельных участков, предоставленных им для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек (приусадебный участок), садоводства, дачного и гаражного строительства, в пределах норм, установленных Земельным кодексом Украины.

Статьей 3 Декрета регламентировано, что право частной собственности граждан на земельные участки, переданные им для целей, предусмотренных статьей 1 этого Декрета, удостоверяется соответствующим Советом народных депутатов, о чем делается запись в

земельно-кадастровых документах с последующей выдачей государственного акта на право частной собственности на землю.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 статьи 9 Земельного кодекса Украины 1990 года передача земельных участков в собственность, предоставление их в пользования, в том числе на условиях аренды в порядке, установленном статьями 17 и 19 настоящего Кодекса, регистрация права собственности, права пользования землей и договоров на аренду земли в области регулирования земельных отношений на их территории относились к ведению сельских, поселковых и городских районного подчинения Советов народных депутатов.

Частью 2 статьи 3 Земельного кодекса Украины 1990 года было также предусмотрено, что Советы народных депутатов распоряжаются землей, которые в пределах своей компетенции передают земли в собственность или предоставляют их в пользование.

Полномочия по передаче, предоставлению и изъятию земельных участков местные Советы народных депутатов могут передавать соответственно органам государственной исполнительной власти или исполнительным органам местного самоуправления (части 3 статьи 3 Земельного кодекса Украины 1990 года).

В силу части 1 статьи 23 Земельного кодекса Украины 1990 года право собственности или право постоянного пользования землей удостоверяется государственными актами, которые издаются и регистрируются сельскими, поселковыми, городскими, районными Советами народных депутатов.

В тоже время пунктом 6 указанного Декрета Кабинета Министров Украины было приостановлено действие статьи 23 Земельного кодекса Украины относительно собственников земельных участков, определенных в пункте 1 этого Декрета.

В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Украины 1990 года, передача земельных участков в коллективную и частную собственность производится Советами народных депутатов, на территории которых расположены земельные участки.

Граждане, заинтересованные в передаче им в собственность земельных участков из земель запаса, подают заявление об этом в сельский, поселковый, городской, а в случае отказа - в районный, городской, в административном подчинении которой есть район, Совет народных депутатов по месту расположения земельного участка.

Соответствующий Совет народных депутатов рассматривает заявление и в случае согласия передать земельный участок в собственность гражданину заказывает землеустроительной организации разработку проекта его отвода. Проект отвода земельного участка согласовывается с сельским (поселковым) Советом народных депутатов, с районным (городским) землеустроительным, природоохранным и санитарным органами, органом архитектуры и подается в районный (городской) Совет народных депутатов для принятия решения о передаче гражданину земельного участка в собственность.

Предоставление земельных участков в пользование на момент принятия решения устанавливалось статьей 19 Земельного кодекса Украины 1990 года.

Статьей 22 Земельного кодекса Украины 1990 года предусматривалось, что право собственности на землю или право пользования предоставленным земельным участком возникает после установления землеустроительными организациями границ земельного участка в натуре (на местности) и получения документа, удостоверяющего это право. Приступать к использованию земельного участка, в том числе на условиях аренды, до установления границ этого участка в натуре (на местности) и получения документа, удостоверяющего право собственности или право пользования землей, запрещается.

Согласно статьи 72 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ                                                                    «О государственной регистрации недвижимости» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Исходя из вышеизложенного, земельные участки, кадастровый учет которых был

проведен до вступления в силу указанного Федерального закона, и земельные участки, кадастровый учет которых не проводился, но на которые право собственности зарегистрировано, считаются учтенными, а их границы считаются определенными в соответствии с требованиями действовавшего на момент их образования законодательства.

Вместе с тем, не установление границ земельных участков в соответствии с действующим законодательством не является препятствием для защиты их собственниками своих прав посредством предъявления иска об устранении препятствий в пользовании земельными участками.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно пункту 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу пункту 1 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный - акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Надлежащие и допустимые доказательства принятия решения о передаче Куртмуллаевой Л. спорного земельного участка на пленарном заседании сельского совета отсутствуют, как и отсутствуют достоверные сведения о том, что органом местного самоуправления были делегированы исполнительному комитету полномочия по решению вопросов регулирования земельных отношений. Не представлены также надлежащие и допустимые доказательства того, что земельный участок был образован на местности с установлением границ в натуре. Объекты похозяйственного учета по адресу: <адрес>, отсутствуют, как и отсутствуют сведения о данном земельном участке в земельно-кадастровых книгах сельского поселения. Оригинал выписки из решения исполкома Чистенского сельского поселения от 21 мая 1997 года № 27 о передаче земельного участка Куртмуллаевой Л. не представлен.

Таким образом, на основании изложенного, постановка спорного земельного участка на кадастровый учет, присвоение ему кадастрового номера и регистрация права собственности за Куртмуллаевой Л. произведены на основании ничтожного решения, в том числе, принятого в отсутствие полномочий компетентного органа в нарушение требований действующего законодательства.

В соответствии с положениями статьи 3 Гражданского процессуального кодекса

Российской Федерации, статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушенные права подлежат судебной защите, способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, перечень которых является открытым. Выбор способа защиты права принадлежит истцу.

Исковые требования о прекращении права собственности Куртмуллаевой Л. на спорное имущество, возложении на ее обязанности вернуть спорное имущество в собственность муниципального образования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 52 постановления Пленума №10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления соответствующего иска, решение по которому, является основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника.

Следовательно, решение суда является основанием для исключения сведений о кадастровом учете и праве собственности Куртмуллаевой Л. на указанный земельный участок из Единого государственного реестра недвижимости.

Руководствуясь статьями 55-56, 59-60, 67, 194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л

Исковое заявление заместителя прокурора Симферопольского района Республики Крым к Куртмуллаевой Лейле, третьи лица Администрация Чистенского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о прекращении права собственности, исключении из Единого государственного реестра прав записи о регистрации права и о возложении обязанности совершить определенные действия - полностью удовлетворить.

Прекратить право собственности Куртмуллаевой Лейлы на земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый , исключив из ЕГРН сведения о кадастровом учете и праве собственности Куртмуллаевой Лейлы на указанный земельный участок.

Обязать Куртмуллаеву Лейлу возвратить земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, ж/кв «Ешиль-Дагъ», кадастровый , в собственность муниципального образования Чистенского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым.

Заочное решение может быть пересмотрено Симферопольским районным судом Республики Крым по заявлению ответчицы, поданному в течение семи дней со дня вручения ей копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Симферопольский районный суд Республики Крым в течение месяца по истечении срока подачи ответчицей заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                                                         М.Р. Пакула

Мотивированное решение составлено и подписано 20 апреля 2022 года

2-879/2022 ~ М-85/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора Симферопольского района Республики Крым
Ответчики
Куртмуллаева Лейла
Другие
Администрация Чистенского сельского поселения Симферопольского района РК
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
Суд
Симферопольский районный суд Республики Крым
Судья
Пакула Марьяна Романовна
Дело на странице суда
simpheropolskiy--krm.sudrf.ru
11.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.01.2022Передача материалов судье
14.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.02.2022Предварительное судебное заседание
17.03.2022Судебное заседание
13.04.2022Судебное заседание
20.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.04.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
16.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее