Дело № 12-189/2022
№
РЕШЕНИЕ
19 мая 2022 года г. Владивосток Приморского края
Судья Первореченского районного суда г. Владивостока Логинова Е.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу Максимовой Ксении Дмитриевны на постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 17 – мирового судьи судебного участка № 16 Первореченского судебного района г. Владивостока от 25.11.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 17 – мирового судьи судебного участка № 16 Первореченского судебного района г. Владивостока от 25.11.2021 г. Максимова К.Д. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 руб.
Максимова К.Д., не согласившись с названным постановлением, подала жалобу, в которой просит оспариваемый судебный акт отменить, приводя доводы о его незаконности, и производство по делу прекратить.
Максимова К.Д. в судебном заседании поддержала жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель административного органа, возбудившего дело об административном правонарушении, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Выслушав Максимову К.Д., изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 6.9 КоАП РФ установлена административная ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 20.20, ст. 20.22 настоящего Кодекса, либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества.
Из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 18 час. 20 мин. по адресу: <адрес>, был остановлен автомобиль такси, у пассажира которого - Максимовой К.Д. без цели сбыта находилось наркотическое вещество – масло каннабиса, массой 46,51 г. По результатам прохождения Максимовой К.Д. в ходе проверочных мероприятий медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения установлено состояние опьянения.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Максимовой К.Д. оспариваемым постановлением мирового судьи к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Фактические обстоятельства должны подтверждаться собранными по делу доказательствами, подлежащими оценке на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Выводы мирового судьи о виновности Максимовой К.Д. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ, основаны на акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения № от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем имеются основания для вывода о несоблюдении порядка проведения данной процедуры.
В Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (ст. 40 Федерального закона от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»).
В соответствии с п. 1 ст. 44 названного Федерального закона лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача либо новое потенциально опасное психоактивное вещество, может быть направлено на медицинское освидетельствование.
Медицинское освидетельствование лица, указанного в п. 1 настоящей статьи, проводится по направлению органов дознания, органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя, судьи или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, в медицинских организациях, специально уполномоченных на то федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения (п. 2 ст. 44 Федерального закона от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 27.12.1 КоАП РФ лица, совершившие административные правонарушения (за исключением лиц, указанных в ч.ч. 1 и 1.1 ст. 27.12 КоАП РФ), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Согласно ч. 2 ст. 27.12.1 КоАП РФ направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, указанных в ч. 1 данной статьи, производится в порядке, установленном Правительством РФ, должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст. 28.3 названного Кодекса.
Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) установлен приказом Министерства здравоохранения РФ от 18.12.2015 г. № 933н (далее - Порядок).
В силу подп. 3.1 п. 5 Порядка медицинское освидетельствование проводится в отношении лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача либо новое потенциально опасное психоактивное вещество, - на основании постановления, вынесенного судьей, следователем, органом дознания, или направления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
При медицинском освидетельствовании лиц, указанных в подп. 2 – 10 п. 5 настоящего Порядка, при наличии не менее трех клинических признаков опьянения, предусмотренных приложением № 2 к настоящему Порядку, и отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя отбирается проба биологического объекта (моча, кровь) для направления на химико-токсикологическое исследование с целью определения средств (веществ) или их метаболитов (за исключением алкоголя), вызвавших опьянение (п. 12 Порядка).
В соответствии с п. 8 Правил проведения химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании (далее - приложение № 3 к Порядку) химико-токсикологические исследования пробы биологического объекта (мочи) проводятся в два этапа: 1) предварительные исследования иммунохимическими методами с применением анализаторов, обеспечивающих регистрацию и количественную оценку результатов исследования путем сравнения полученного результата с калибровочной кривой; 2) подтверждающие исследования методами газовой и (или) жидкостной хроматографии с масс-спектрометрическим детектированием с помощью технических средств, обеспечивающих регистрацию и обработку результатов исследования путем сравнения полученного результата с данными электронных библиотек масс-спектров.
Предварительные химико-токсикологические исследования проводятся на месте отбора биологического объекта (мочи), в клинико-диагностической лаборатории или в химико-токсикологической лаборатории не позднее 2 часов с момента отбора биологического объекта (мочи) (п. 9 приложения № 3 к Порядку).
По окончании первого этапа химико-токсикологического исследования в случае наличия в пробе биологического объекта наркотических средств, психотропных веществ, лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, метаболитов и аналогов указанных средств, веществ и препаратов вне зависимости от их концентрации проводится второй этап химико-токсикологического исследования подтверждающими методами. Срок доставки образца биологического объекта (мочи) в медицинскую организацию, проводящую подтверждающие исследования, не должен превышать десяти рабочих дней с момента отбора биологического объекта (мочи) (п. 10 приложения № 3 к Порядку).
Подтверждающие химико-токсикологические исследования проводятся в химико-токсикологических лабораториях наркологических диспансеров (наркологических больниц) или иных медицинских организаций (далее - лаборатории).
Сроки проведения подтверждающих химико-токсикологических исследований не должны превышать трех рабочих дней с момента поступления пробы биологического объекта в лабораторию (п. 11 приложения № 3 к Порядку).
При обнаружении в ходе подтверждающих исследований в пробе биологического объекта (мочи, крови) наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, метаболитов или аналогов указанных средств и веществ выносится заключение об обнаружении в биологическом объекте (моче, крови) вызывающих опьянение средств (веществ) с указанием выявленного средства (вещества) (п. 12 приложения № 3 к Порядку).
В силу п. 17 Порядка медицинское заключение «установлено состояние опьянения» выносится в случае освидетельствования лиц, указанных в подп. 2 – 10 п. 5 настоящего Порядка, при наличии не менее трех клинических признаков опьянения, предусмотренных приложением № 2 к настоящему Порядку, и положительных результатах повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя или при наличии не менее трех клинических признаков опьянения, предусмотренных приложением № 2 к настоящему Порядку, и обнаружении по результатам химико-токсикологических исследований в пробе биологического объекта одного или нескольких наркотических средств и (или) психотропных веществ, аналогов наркотических средств и (или) психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ.
Из содержания акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при проведении первого исследования выдыхаемого воздуха с применением технического средства измерения ДД.ММ.ГГГГ в 23 час. 23 мин. в отношении Максимовой К.Д. результаты измерения концентрации абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе составили 0 мг/л.
Повторное исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя не проводилось, у Максиамовой К.Д. была отобрана проба биологического объекта (моча).
Состояние опьянения Максимовой К.Д. установлено по результатам предварительного исследования биологического объекта освидетельствуемого лица – мочи тест-полосками: ИХА-Мульти-Фактор (мор.мар.) (марихуана). Иных исследований не проводилось.
Вместе с тем в нарушение требований п. 10 приложения № 3 к Порядку биологическая среда (моча) Максимовой К.Д. для проведения подтверждающих химико-токсикологических исследований не направлялась.
Данное обстоятельство подтверждено ответом и.о. главного врача ГБУЗ «Краевой наркологический диспансер» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 66-67) на запрос мирового судьи.
Кроме того, из содержания акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что освидетельствование Максимовой К.Д. проводилось на основании направления на медицинское освидетельствование, выданного должностным лицом ОП № 3 УМВД России по г. Владивостоку.
Вместе с тем данный документ в деле отсутствует, что не позволяет оценить его содержание в целях проверки соблюдения процедуры направления Максимовой К.Д. на медицинское освидетельствование.
В соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Допущенные нарушения Правил химико-токсикологического исследования в рамках медицинского освидетельствования в отношении Максимовой К.Д. не позволяют признать результаты такого исследования, положенные в основу вины привлекаемого к ответственности лица, объективными.
При этом в ходе производства по делу Максимова К.Д. последовательно выражала несогласие с актом медицинского освидетельствования на состояние опьянения и протоколом об административном правонарушении, заявляя о нарушении порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения и оспаривая сам факт употребления наркотических средств.
Каких-либо иных объективных доказательств, подтверждающих факт совершения Максимовой К.Д. вмененного правонарушения, в материалах дела не содержится.
В силу ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности не являются неоспоримыми и не позволяют сделать однозначный вывод о виновности Максимовой К.Д. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного оспариваемое постановление мирового судьи подлежит отмене, а производство по делу – прекращению ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено данное постановление.
Руководствуясь ст. ст. 30.7-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 17 – мирового судьи судебного участка № 16 Первореченского судебного района г. Владивостока от 25.11.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ в отношении Максимовой Ксении Дмитриевны отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья Е.В. Логинова