Дело № 5-346/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Великий Новгород 02 февраля 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2021 года.
Судья Новгородского районного суда Новгородской области Ящихина В.В. (по адресу: Великий Новгород, ул.Октябрьская, д.15),
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Павлова К.В., его защитника – адвоката Музафарова А.А.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, в отношении
Павлова К.В., <адрес>
установил:
31 января 2021 года инспектором ОИАЗ УМВД России по г.Великий Новгород Спиридоновой С.В. в отношении Павлова К.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, за нарушение пункта 1 части 3 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Вышеуказанный протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в соответствии с подведомственностью, установленной ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, переданы на рассмотрение в Новгородский районный суд Новгородской области (поступили 01 февраля 2021 года).
При рассмотрении дела Павлов К.В. вину в совершении административного правонарушения не признал, полагая, что выражение им своей гражданской позиции в мирной форме не является нарушением действующего законодательства.
Защитник Музафаров А.А. просил прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку Павлов К.В. реализовывал гарантированное статьей 31 Конституции РФ право на свободу слова и собираться мирно, без оружия, проводить митинги.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, в том числе обозрев представленные видеозаписи, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Диспозиция указанной выше нормы является бланкетной. На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Под митингом понимается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (пункт 3 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ).
В силу статьи 3 Федерального закона № 54-ФЗ проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Указанным Федеральным законом предусмотрен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий, позволяющий органам власти принять разумные и необходимые меры для реализации конституционного права граждан на проведение публичного мероприятия в условиях, обеспечивающих соблюдение интересов государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц (пункт 1 часть 4 статьи 5).
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона № 54-ФЗ.
В частности, в части 1 указанной статьи определено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
В силу положений пункта № части 3 статьи 6 Федерального закона № 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).
Из материалов дела судьей установлено, что 23 января 2021 года в 14 час. 32 мин. Павлов К.В., находясь <адрес> в составе группы граждан около 300 человек, принял участие в несогласованном с органом местного самоуправления публичном мероприятии в форме митинга, проводимом с целью публичного выражения мнения по поводу актуальных проблем общественно-политического характера, а именно в поддержку <данные изъяты> и недовольства действующей властью Российской Федерации. При этом, будучи предупрежденным сотрудником полиции – заместителем начальника полиции по охране общественного порядка УМВД России по г.Великий Новгород Ильиным А.М. о противоправности проведения несогласованного публичного мероприятия, Павлов К.В. продолжил свое участие в митинге, демонтировал наглядный материал - <данные изъяты>», выкрикивал лозунги: <данные изъяты> тем самым не выполнил законное требование сотрудника полиции о прекращении участия в несогласованном публичном мероприятии, чем нарушил п. № ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 54-ФЗ.
Факт совершения административного правонарушения и вина Павлова К.В. подтверждаются следующими доказательствами:
- протоколом № об административном правонарушении 31 января 2021 года, составленным уполномоченным должностным лицом и соответствующим требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, предъявляемым к его содержанию и порядку составления;
- рапортом сотрудника полиции Г.М.В. от 31 января 2021 года, из которого следует, что 23 января 2021 года в 14 час. 30 мин. на <адрес> проводилось несанкционированное массовое публичное мероприятие в поддержку <данные изъяты>, в котором принимал участие Павлов К.В., который в правой руке держал <данные изъяты> Поскольку проведение указанного мероприятия не было согласовано с Администрацией Великого Новгорода, заместителем начальника полиции по охране общественного порядка УМВД России по г.Великий Новгород Ильиным А.М. посредством электромегафона неоднократно произносились предупреждения об ответственности за участие в несанкционированном мероприятии и нарушение общественного порядка. При произнесении предупреждения Павлов К.В. присутствовал на площади, однако своих действий не прекратил;
- ответом председателя комитета по работе с общественными организациями и населением города Администрации Великого Новгорода от 22 января 2021 года № 29, согласно которому по состоянию на 22 января 2021 года в Администрацию Великого Новгорода не поступали уведомления о проведении 23 января 2021 года массовых публичных мероприятий;
- фотоматериалом и видеозаписями с места события.
Вышеперечисленные доказательства последовательны, непротиворечивы, получены с соблюдением требований КоАП РФ, согласуются между собой, а потому их достоверность и допустимость у судьи сомнений не вызывает. Совокупность собранных по делу доказательств достаточна для разрешения дела по существу.Исходя из положений ст. 13 Областного закона Новгородской области от 03 декабря 2012 года № 157-ОЗ «О внесении изменений в областной закона «О мерах по реализации Федерального закона «О собраниях митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» на территории Новгородской области, постановления Правительства Новгородской области от 24 октября 2013 года № 309 «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места на территории Новгородской области», место, где проводился вышеуказанный митинг, не определено в качестве специально отведенного места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, где не требуется уведомительный характер.
Положениями п. 7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" предусмотрено, что полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей представляется право обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов.
В данном случае действия сотрудников полиции по прекращению вышеназванного публичного мероприятия являлись законными, основанными на требованиях Федерального закона № 54-ФЗ, Федерального закона "О полиции", с учетом того, что указанное публичное мероприятие в форме митинга проводилось без согласования с Администрацией Великого Новгорода, проходило в центральной части города, в месте расположения особо значимых объектов, парка и нахождения значительного скопления людей, обусловлены соображениями общественной безопасности и необходимостью защиты прав иных лиц.
Из имеющихся в деле доказательств, в частности, рапорта сотрудника полиции Гордеева М.В., видеозаписи следует, что заместителем начальника полиции по охране общественного порядка УМВД России по г.Великий Новгород Ильиным А.М. до сведения участников митинга, проводимого 23 января 2021 года на <адрес>, неоднократно доводилась информация о незаконности его проведения, Павлов К.В. при этом присутствовал на площади, однако действий по прекращению противоправного поведения не предпринял.
Таким образом, не подчинившись требованию сотрудника полиции о прекращении участия в несогласованном публичном мероприятии (митинге), участник такого публичного мероприятия Павлов К.В. нарушил п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона N 54-ФЗ, в связи с чем его действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Доводы Павлова К.В. и его защитника о нарушении в рассматриваемом случае права гражданина на свободу выражения мнения и свободу собраний не могут быть признаны обоснованными.
Положения Федерального закона № 54-ФЗ неоднократно были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 02 апреля 2009 года N 484-О-П, гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).
Осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3)
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепленными в ряде международно-правовых документов, включая Всеобщую декларацию прав человека (пункт 1 статьи 20), а также Международный пакт о гражданских и политических правах, статья 21 которого допускает введение тех обоснованных ограничений права на мирные собрания, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Право на свободу собраний закреплено также в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее в силу пункта 2 статьи 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (Постановления от 14 февраля 2006 года по делу "Христианско-демократическая народная партия против Молдовы" и от 20 февраля 2003 года по делу "Джавит Ан (Djavit An) против Турции" и другие).
С учетом изложенного, участие в публичном мероприятии в форме митинга, проводимом в нарушение требований Федерального закона № 54-ФЗ, не свидетельствует о нарушении прав Павлова К.В. на свободу выражения мнения и свободу собраний.
Кроме этого, следует отметить, что Указом Губернатора Новгородской области от 06 марта 2020 года № 97 «О введении режима повышенной готовности» в связи с угрозой распространения на территории Новгородской области коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, с 07 марта 2020 года введен режим повышенной готовности для органов управления и сил областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и в пункте 25-13 названного Указа общественным объединениям рекомендовано воздержаться от организации и проведения публичных мероприятий.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, судьей не установлено.
Исходя из характера административного правонарушения и фактических обстоятельств дела, судья считает, что совершенное Павловым К.В. деяние существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения, в связи с чем оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности в виду малозначительности правонарушения не имеется.
При назначении Павлову К.В. административного наказания, в соответствии со ст.ст. 4.1, 4.2 КоАП РФ, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельство, смягчающее административную ответственность - совершение административного правонарушения впервые. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
В силу ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание должно быть справедливым, т.е. соответствовать характеру самого правонарушения, обстоятельствам его совершения, имущественному положению, личности виновного.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественная безопасность и общественный порядок, сведений о личности Павлова К.В., который не имеет постоянного места работы и регулярного источника дохода, наличия смягчающего административную ответственность обстоятельства, отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судья приходит к выводу о назначении Павлову К.В. наказания в виде обязательных работ на срок 20 часов, полагая такое наказание адекватным реагированием на совершенное правонарушение, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, обеспечивающим достижение цели административного наказания.
Сведений о том, что Павлов К.В. относится к числу лиц, перечисленных в ч. 3 ст. 3.13 КоАП РФ, которым не может быть назначено административное наказание в виде обязательных работ, материалы дела не содержат.
Руководствуясь ст.ст. 29.7 - 29.11 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать Павлова К.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде обязательных работ на срок 20 часов.
Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья В.В. Ящихина