дело №2-1399/2014
Заочное Решение
Именем Российской Федерации
14 октября 2014 года
Промышленный районный суд г. Смоленска
В составе:
председательствующего судьи Ландаренковой Н.А.,
при секретаре Фомченковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соломатина И.В. к администрации г. Смоленска о понуждении к проведению ремонта окон и балконной двери в квартире,
УСТАНОВИЛ:
Соломатин И.В., уточнив требования, обратился в суд с иском к Администрации г. Смоленска о возложении обязанности по ремонту окон и балконной двери, указав, что он проживает в <адрес>, предоставленной ему по договору социального найма и приватизированной им в ДД.ММ.ГГГГ. С момента ввода жилого дома в эксплуатацию в нем не проводился капитальный ремонт, а с течением времени появились дефекты в виде разрушения оконных блоков и балконной двери в квартире, от исполнения своих обязанностей по проведению капитального ремонта оконных блоков и балконной двери администрация уклоняется. Поскольку до настоящего времени имеющиеся дефекты не устранены, просит обязать ответчиков произвести замену оконного блока, взыскать 10 000 руб. в счет оплаты услуг представителя и вернуть госпошлину в сумме 200 руб.
Представитель истца Соломатина И.В. - ФИО1 в судебном заседании требования поддержал, обосновав их вышеизложенными обстоятельствами, дополнительно указав, что вышеуказанный жилой дом был построен в ДД.ММ.ГГГГ. С указанного времени ремонт в доме не проводился, что привело к обветшанию и деформации оконных блоков в квартире истца. Поскольку квартира была предоставлена истцу Администрацией г.Смоленска по договору социального найма считает, что данный ответчик как бывший наймодатель жилого помещения должен осуществлять капитальный ремонт.
Представители ответчиков - администрации г.Смоленска, ОАО «Жилищник» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Поскольку надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания ответчики о причинах не явки суд не известил, о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей не просили, суд на основании ч.1 ст.233 ГПК РФ, учитывая согласие представителя истца, определил рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что многоквартирный дом № по <адрес> построен и введён в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ.
Квартира №, расположенная в <адрес>, находящаяся в муниципальном жилищном фонде, на основании договора № на безвозмездную передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, передана в общую долевую собственность Соломатину И.В., ФИО2, ФИО3, ФИО4 (л.д. 10).
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
При этом ч.2 ст.65 ЖК РФ предусматривает, что наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, а также несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.
В свою очередь наниматель жилого помещения по договору социального найма согласно ст. 67 ЖК РФ имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, а также обязан поддерживать надлежащее состояние жилого помещения и проводить текущий ремонт жилого помещения.
В силу ст.63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме, типовая форма которого утверждается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение ст. 63 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2005 г. N 315 был утвержден Типовой договор социального найма жилого помещения, согласно абзацу 2 пп. "е" пункта 4 которого к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому Нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Осуществление капитального ремонта жилого помещения пунктом 5 Типового договора вменено в обязанности наймодателя.
Принимая во внимание, что правоотношения сторон, вытекающие из договора социального найма, возникли с момента ввода дома в эксплуатацию в 1955 году, т.е. в период действия Жилищного кодекса РСФСР, то суд полагает необходимым учитывать для разрешения возникшего спора положения данного Кодекса и действовавшего в этот период времени Типового договора социального найма.
Жилищное законодательство РСФСР также определяло, что наймодатель жилого помещения был обязан осуществлять капитальный ремонт, а наниматель - выполнять лишь текущий ремонт.
Так до 1985 года наймодателю вменялось в обязанность "своевременно производить в квартире необходимый капитальный ремонт, как-то: заменять вследствие нормального износа основные конструкции дома, двери, окна, полы, перекладывать печи, ремонтировать центральное отопление, водопровод, канализацию, ванное оборудование и мусоропровод" (подп. "б" п. 4 типового договора найма жилого помещения в доме местного Совета депутатов трудящихся, государственной, кооперативной и общественной организации, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 октября 1962 г. N 1390).
После 1985 года и до введения в действие ЖК РФ с 01.03.2005, наймодатель был обязан своевременно производить ремонт жилого дома, обеспечивать бесперебойную работу санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем; своевременно производить в квартире нанимателя необходимый капитальный ремонт, заменять вследствие нормального износа основные конструкции дома, двери, оконные переплеты, полы, перекладывать печи (в домах, где нет центрального отопления), ремонтировать санитарно-техническое и иное оборудование; производить внутриквартирный текущий ремонт жилых помещений нанимателя в случаях, когда такой ремонт связан с устранением неисправностей отдельных конструктивных элементов жилого дома или оборудования в нем, либо - с производством капитального ремонта (подп. "б" п. 6 и п. 20 типового договора найма жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда в РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 г. N 415).
Таким образом, ранее действующим и действующим в настоящее время жилищным законодательством бремя текущего ремонта жилого помещения возложена на нанимателя, а капитального ремонта – на наймодателя.
В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года (вопрос № 5) содержится разъяснение, что из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.
Таким образом, если необходимость проведения капитального ремонта окон возникла до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до заключения между Администрацией г.Смоленска и истцом договора на безвозмездную передачу жилого помещения в собственность, то ответственным за проведение капитального ремонта окон будет являться Администрация г. Смоленска.
В соответствии с п. 4.7.2., 4.7.7. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003, неисправностями заполнений оконных и дверных проемов являются: неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой.
Заполнения оконных и дверных проемов, подвергшиеся значительному износу (вследствие гниения, коробления, разрушения в узлах и т.п.), должны заменяться новыми, проантисептированными аналогичной конструкции и формы с однотипными приборами. Все поверхности, соприкасающиеся с каменными стенами, должны быть изолированы.
Согласно Приложению № 8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003, полная замена оконных блоков входит в перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда.
Из "Ведомственных строительных норм. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения. ВСН 58-88 (р)" (утв. Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312) усматривается, что продолжительность эксплуатации оконных блоков до капитального ремонта (замены) составляет 40 лет.
Согласно "Ведомственных строительных норм. Правила оценки физического износа жилых зданий. ВСН 53-86(р)" (утв. Приказом Госгражданстроя при Госстрое СССР от 24.12.1986 N 446) деревянные оконные блоки при физическом износе 61 – 80 % подлежат полной замене.
Судом для разрешения вопроса о необходимости замены окон в квартире № в <адрес> назначалась строительно-техническая экспертиза, производство которой поручалось <данные изъяты>.
Согласно выводам эксперта при проведении осмотра деревянных окон и балконной двери в квартире № в доме <адрес> выявлены следующие повреждения и деформации: коробление, шелушение лакокрасочного покрытия оконных рам и подоконной доски, оконные переплеты рассохлись и расшатаны в углах, оконные переплеты поражены гнилью, плохое открывание рам, выявлены множественные трещины в местах сопряжения коробок со стенами, трещины стекол, частично отсутствуют штапики, часть фурнитуры повреждена. Состояние обследуемых конструкций в квартире № в <адрес> признано экспертом как неудовлетворительное, при котором требуется полная замена оконных и дверных блоков в квартире на изделия с аналогичными характеристиками. Данные работы относятся к капитальному ремонту. Необходимость в проведении капитального ремонта (замене) оконных блоков возникла до момента приватизации. Стоимость работ по замене окон составляет 35 046 руб. (л.д. 63-120)
Не доверять заключению эксперта у суда нет оснований. Эксперт имеет высшее строительное образование, значительный опыт работы по специальности и большой стаж экспертной деятельности. Заключение соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ, Федерального закона от 31.05.2001 №73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 29.07.1998 №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», содержит подробное описание проведенного исследования, в результате которого сделаны выводы и даны ответы на поставленные судом вопросы, а потому суд признаёт экспертное заключение допустимым доказательством.
Таким образом, учитывая изложенные требования закона и установленные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что имеются законные основания для удовлетворения исковых требований к Администрации г. Смоленска о понуждении произвести замену оконных блоков и балконной двери в квартире № в доме <адрес> как бывшего наймодателя жилого помещения, поскольку необходимость в проведении капитального ремонта окон возникла до приватизации жилого помещения.
Данные работы должны быть выполнены в течение 3-х месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Одновременно истец просит взыскать с ответчика 10 000 руб. в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя.
В силу ст. 100 ГПК РФ, с учетом сложности дела, времени его рассмотрения, личного участия представителя в судебном заседании, а также, принимая во внимание принцип разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца в счет расходов на оказание юридических услуг - 5 000 руб.
В соответствии со ст. 94, 98 ГПК РФ также подлежат удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика 200 руб. в возврат госпошлины.
В ходе судебного разбирательства по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза, производство которой поручалось <данные изъяты>, оплата услуг экспертной организации возлагалась на истца.
Согласно сообщению экспертной организации стоимость проведенной экспертизы составила 10 000 руб.
В соответствии с ч. 2 ст. 85 ГПК РФ эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения. В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений части первой статьи 96 и статьи 98 настоящего Кодекса.
<данные изъяты> ходатайствует о возмещении расходов по проведению экспертизы в размере 10 000 руб., так как ее проведение не оплачено.
Учитывая изложенные требования закона, суд находит данное ходатайство обоснованным и принимает решение о взыскании с администрации г.Смоленска расходов по проведению экспертизы в полном объеме.
При этом, расходы по проведению экспертизы ИП ФИО5 в размере 7 000 руб. возмещению не подлежат, поскольку указанное заключение эксперта не было положено в основу решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Соломатина И.В. удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Смоленска в течение 3-х месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу произвести замену деревянного оконного блока и балконной двери в квартире № в <адрес> на новое, а именно на окно двустворчатое с поворотно-откидной и глухой створками размером 1400 х 1400 мм, подоконной доской, отлива, откосов ПВХ, а также балконной двери размером 750 мм х 2200 мм с учетом демонтажа - монтажа и вывоза мусора с объекта.
Взыскать с администрации г.Смоленска в пользу Соломатина И.В. 5 000 руб. в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя и 200 руб. в счёт возмещения расходов по оплате госпошлины.
Взыскать с администрации города Смоленска в пользу <данные изъяты> 10 000 руб. в счет возмещения расходов по проведению экспертизы.
Ответчиком может быть подано заявление об отмене заочного решения в Промышленный районный суд г.Смоленска в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Н.А.Ландаренкова