Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-144/2018 (2а-3190/2017;) от 20.11.2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       18 января 2018 года                                                                                     г. Самара

Волжский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Свиридовой О.А.,

при секретаре Баландиной М.Е.,

с участием: представителя административного истца - помощника Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области Керенцева Е.М.,

представителя административного ответчика, а так же заинтересованного лица УФСИН России по Самарской области Зотеева С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-144/18 по административному исковому заявлению Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФКУ «Исправительная колония № 13 УФСИН России по Самарской области» о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФКУ «Исправительная колония № 13 УФСИН России по Самарской области» о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения, указав, что Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области неоднократно проводились проверки соблюдения законов в ФКУ ИК-13 УФСИН России по Самарской области. В ходе проверок выявлялись нарушения требований ч.2 ст.80 УК РФ об изолированном содержании лиц, осужденных при опасном и особо опасно рецидиве преступлений. В этой связи спецпрокуратурой начальнику ИК-13ДД.ММ.ГГГГ вносилось представление, в котором указывалось на имеющиеся нарушения. Также аналогичное представление ДД.ММ.ГГГГ вносилось прокуратурой области начальнику ГУФСИН России по Самарской области. Однако проверкой, проведенной спецпрокуратурой ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что нарушения, изложенные в преставлениях, продолжают иметь место. В частности, осужденные за совершение преступлений при особо опасном рецидиве: ФИО 1 (1 отряд), ФИО 2 (2 отряд), ФИО 3 (4 отряд), ФИО 4 (6 отряд), ФИО 5 (7 отряд), ФИО 6 (8 отряд), ФИО 7(11 отряд), ФИО 8 (12 отряд), ФИО 9 (13 отряд) и другие, а также 278 осужденных при опасном рецидиве: ФИО 10 (1 отряд), ФИО 11 (2 отряд), ФИО 12 (4 отряд), ФИО 13 (8 отряд), ФИО 14 (11 отряд) и другие, проживают и привлекаются к труду в общей массе осужденных, численностью 491 человек. При этом жилые отряды расположены в разных локальных участках, на момент проверки осужденные при особо опасном и опасном рецидиве не изолированы от других осужденных. Таким образом, администрация ИК-13 длительное время нарушает законы, не исполняет законные требования прокурора, не принимает меры, в отсутствие объективных препятствий. Просит суд признать незаконным бездействие ФКУ ИК-13 УФСИН России по Самарской области, выраженное в длительном непринятии должных мер по устранению нарушений требований ч.2 ст.80 УИК РФ; обязать администрацию ФКУ ИК-13 УФСИН России по Самарской области устранить нарушения ч. 2 ст. 80 УИК РФ, изолированно содержать лиц, осужденных при опасном и особо опасном рецидиве преступлений, от других осужденных.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области Керенцев Е.М. административное исковое заявление поддержал в полном объеме, по изложенным в нем основаниям. Просил иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФКУ ИК-13 УФСИН России по Самарской области, а так же представитель заинтересованного лица УФСИН России по Самарской области Зотеев С.Ю. просил отказать в удовлетворении административного иска по основаниям, изложенным в возражениях.

Заслушав мнение сторон, заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенной круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, обязанность доказывания обстоятельств: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения, либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно статье 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами (ч.1). Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (ч.2).

В статье 74 Уголовно-исполнительного кодекса РФ указано, что исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на колонии-поселения, исправительные колонии общего режима, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии особого режима. В исправительных колониях могут создаваться изолированные участки с различными видами режима, а также изолированные участки, функционирующие как тюрьма. Порядок создания, функционирования и ликвидации указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (ч.2). В колониях-поселениях отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, умышленные преступления небольшой и средней тяжести, а также осужденные, переведенные из исправительных колоний общего и строгого режимов на основании и в порядке, установленных пунктами "в" и "г" части второй статьи 78 настоящего Кодекса (ч.3).

В соответствии со статьей 80 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в исправительных учреждениях устанавливается раздельное содержание осужденных к лишению свободы мужчин и женщин, несовершеннолетние и взрослых (ч.1). Лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. Изолированно от других осужденных содержатся: осужденные при опасном рецидиве, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок (ч.2). Установленные настоящей статьей требования раздельного содержания осужденных не распространяются на лечебные исправительные учреждения, а также на исправительные колонии, при которых имеются дома ребенка. Осужденные, направленные в указанные учреждения, содержатся в условиях, установленных законом для колонии того вида, который назначен судом (ч.4). Осужденные, больные разными инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно и отдельно от здоровых осужденных (ч.5).

Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области неоднократно проводились проверки соблюдения законов в ФКУ ИК-13 УФСИН России по Самарской области.

В ходе проверок выявлялись нарушения требований ч.2 ст.80 Уголовно-исполнительного кодекса РФ об изолированном содержании лиц, осужденных при опасном и особо опасно рецидиве преступлений.

В этой связи спецпрокуратурой начальнику ИК-13ДД.ММ.ГГГГ вносилось представление, в котором указывалось на имеющиеся нарушения. Также аналогичное представление ДД.ММ.ГГГГ вносилось прокуратурой области начальнику ГУФСИН России по Самарской области.

Однако проверкой, проведенной спецпрокуратурой ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что нарушения, изложенные в преставлениях, продолжают иметь место.

В частности, осужденные за совершение преступлений при особо опасном рецидиве: ФИО 1 (1 отряд), ФИО 2 (2 отряд), ФИО 3 (4 отряд), ФИО 4 (6 отряд), ФИО 5 (7 отряд), ФИО 6 (8 отряд), ФИО 7(11 отряд), ФИО 8 (12 отряд), ФИО 9 (13 отряд) и другие, а также 278 осужденных при опасном рецидиве: ФИО 10 (1 отряд), ФИО 11 (2 отряд), ФИО 12 (4 отряд), ФИО 13 (8 отряд), ФИО 14 (11 отряд) и другие, проживают и привлекаются к труду в общей массе осужденных, численностью 491 человек. При этом жилые отряды расположены в разных локальных участках, на момент проверки осужденные при особо опасном и опасном рецидиве не изолированы от других осужденных.

Согласно ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.

В соответствии с требованиями ст. ст. 1,8,9 (ч.2), 10 (ч.1) УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство РФ имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами. Задачами уголовно-исполнительного законодательства РФ являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Уголовно-исполнительное законодательство РФ основывается, в том числе, на принципах законности, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, соединения наказания с исправительным воздействием, одним из средств которого является установленный порядок исполнения и отбывания наказания, обеспечении личной безопасности осужденных.

В соответствии с п. 2.1 Устава ФКУ «Исправительная колония № 13» УФСИН по Самарской области (в ред. Приказа ФСИН России №1094 от 23.12.2016 года «О переименовании федеральных учреждений, подчиненных ГУФСИН по Самарской области, внесении изменений в приказы ФСИН России и уставы казенных учреждений, подчиненных УФСИН по Самарской области») одной из целей деятельности учреждения является создание осуждённым условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации.

В силу пункта 2.5.1 вышеуказанного устава учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивает установленный порядок исполнения и отбывания наказаний, исполнение режимных требований.

Таким образом, администрация ИК-13 длительное время нарушает законы, не исполняет законные требования прокурора, не принимает меры, в отсутствие объективных препятствий.

В определении Конституционного Суда РФ от 23.12.2014 года №2940-О указано, что положения части второй статьи 80 УИК Российской Федерации определяют, что лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. Применительно же к осужденным при опасном рецидиве, при особо опасном рецидиве преступлений, осужденным к пожизненному лишению свободы и осужденным, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок, данная статья закрепляет положение о том, что они содержатся изолированно от других осужденных. Тем самым предусматривается дифференциация раздельного содержания осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях по различным основаниям, в том числе в зависимости от осуждения к лишению свободы впервые или при рецидиве преступлений, что направлено на индивидуализацию отбывания наказания, выбор и применение индивидуальных мер воздействия на осужденных, снижение влияния уголовных традиций на процесс исправления, обеспечение безопасности осужденных, т.е. преследует конституционно значимые цели.

Данный подход согласуется с целями и задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, приведенными в частях 1 и 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в силу которых уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Законом четко определено, что осужденные при опасном и особо опасном рецидиве преступлений содержатся изолированно от других осужденных. Это подразумевает то, что данные категории осужденных не должны отбывать наказание совместно с другими осужденными, не должны с ними пересекаться, и никакие мероприятия контроля и надзора в данном случае не могут свидетельствовать об исполнении закона. При этом выполнение требования части 2 статьи 80 УИК РФ не может ставиться в зависимость от данных, характеризующих личность таких осужденных, наличия или отсутствия возможности их отрицательного влияния на других осужденных и изменения им условий отбывания наказания.

Таким образом, подобное положение, нарушает право иной категории осужденных на раздельное содержание с лицами, отбывающими наказание при опасном и особо опасно рецидиве преступлений, способствует большему распространению криминальной субкультуры, негативно влияет на криминогенную обстановку в колонии, на обеспечение порядка и контроля за поведением осужденных, а также на эффективность проводимой с ними воспитательной работы и достижение целей исправления, тем самым не обеспечивается исполнение действующего уголовно-исполнительного законодательства.

Подобные нарушения законодательства, создают существенные препятствия в деятельности федеральных органов исполнительной власти и ее структурных подразделений, направленных на достижение целей и задач уголовно-исполненного законодательства, соблюдение при этом принципов дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием, гарантированных Конституцией РФ, УИК РФ, а также иными нормативно-правовыми актами.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении административного Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФКУ «Исправительная колония № 13 УФСИН России по Самарской области» о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения.

Суд полагает необходимым обязать Администрацию ФКУ ИК-13 УФСИН России по Самарской области устранить нарушения ч. 2 ст. 80 УИК РФ, изолированно содержать лиц, осужденных при опасном и особо опасно рецидиве преступлений, от других осужденных.

Руководствуясь ст. ст. 177 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФКУ «Исправительная колония № 13 УФСИН России по Самарской области» о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ФКУ «Исправительная колония № 13 УФСИН России по Самарской области», выраженное в длительном непринятии должных мер по устранению нарушений требований ч. 2 ст. 80 УИК РФ.

Обязать администрацию ФКУ «Исправительная колония № 13 УФСИН России по Самарской области» устранить нарушения ч. 2 ст. 80 УИК РФ, изолированно содержать лиц, осужденных при опасном и особо опасном рецидиве преступлений, от других осужденных.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течении одного месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.

            Мотивированное решение изготовлено 26.01.2018 года.

Судья:                                                                                    О.А. Свиридова

2а-144/2018 (2а-3190/2017;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Самарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области
Ответчики
ФКУ ИК № 13 УФСИН России по Самарской области
Другие
УФСИН России по Самарской области
Суд
Волжский районный суд Самарской области
Судья
Свиридова О. А.
Дело на странице суда
volzhsky--sam.sudrf.ru
20.11.2017Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
23.11.2017Передача материалов судье
23.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.11.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.12.2017Предварительное судебное заседание
22.12.2017Судебное заседание
12.01.2018Судебное заседание
18.01.2018Судебное заседание
26.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.02.2018Дело оформлено
08.04.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее