Дело № 2а-17/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 января 2021 года гор. Костомукша
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Е.С. Бехтерева,
при секретаре Ю.Б. Рахимовой,
с участием административного истца Силкина Ю.Ю., административного ответчика - врача-психиатра, нарколога ГБУЗ «Межрайонная больница № 1» Семма Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Костомукшского городского суда Республики Карелия административное дело по административному исковому заявлению Силкина Ю.Ю. к врачу-наркологу ГБУЗ «Межрайонная больница № 1» Семма Ю.В., ГБУЗ «Республиканский наркологический диспансер» об оспаривании бездействия, возложении обязанности отменить решение о постановке на диспансерный учет, снять (прекратить) диспансерный учет (наблюдение),
у с т а н о в и л:
Силкин Ю.В. обратился в суд с настоящим административным иском к врачу-наркологу ГБУЗ «Межрайонная больница № 1» Семма Ю.В. и ГБУЗ «Республиканский наркологический диспансер», мотивируя требования тем, что с 07 июля 2016 года он состоит на диспансерном учете в ГБУЗ «Республиканский наркологический диспансер» с диагнозом: <данные изъяты> В настоящее время административный истец социально адаптирован, имеет семью, малолетних детей. Неподтвержденная ремиссия составляет 1 год. Из-за диспансерного учета административный истец не может устроиться на работу. Просит суд признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в том, что Силкин Ю.Ю. не снят с учета в наркологическом диспансере до настоящего времени; возложить обязанность на административных ответчиков устранить последствия незаконного бездействия, назначив ему обследование и составив решение врачебной комиссии ГБУЗ «Республиканский наркологический диспансер» о снятии административного истца с диспансерного учета; взыскать солидарно с административных ответчиков расходы по оплате государственной пошлины.
Административный истец Силкин Ю.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, указанным в заявлении. Просит суд административный иск удовлетворить.
В судебном заседании административный ответчик - врач-нарколог ГБУЗ «Межрайонная больница № 1» Семма Ю.В. с административным иском не согласилась. Привела доводы, аналогичные доводам, изложенным в возражениях ГБУЗ «Республиканский наркологический диспансер» на административный иск.
Представитель административного ответчика - ГБУЗ «Республиканский наркологический диспансер» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Каких-либо ходатайств, в том числе об отложении разбирательства дела, не заявлено. В представленном письменном отзыве выражает несогласие с заявленными исковыми требованиями, ссылаясь на отсутствие у Силкина Ю.Ю. подтвержденной стойкой ремиссии.
С учетом мнения административного истца и административного ответчика, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя неявившегося административного ответчика, с учетом того, что он извещен надлежащим образом, его явка в судебное заседание не признана обязательной.
Заслушав административного истца, административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 47 Закона РФ от 02 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» определено, что действия медицинских работников, иных специалистов, работников социального обеспечения, врачебных комиссий, ущемляющие права и законные интересы граждан при оказании им психиатрической помощи, могут быть обжалованы по выбору лица, приносящего жалобу, непосредственно в суд, а также в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или прокурору.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 декабря 2015 г. № 1034н утвержден Порядок диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ (далее по тексту - Порядок).
Согласно п. 2 Порядка диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания.
В силу п. 6 Порядка наличие оснований для организации диспансерного наблюдения, объем обследования, профилактических мероприятий, лечения и медицинской реабилитации определяются врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология», на основе стандартов медицинской помощи и с учетом клинических рекомендаций (протоколов лечения).
Из п. 11 Порядка следует, что решение об изменении сроков диспансерного наблюдения принимается врачебной комиссией медицинской организации.
В соответствии с п. 12 Порядка решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в случае наличие у пациентов с диагнозом «синдром зависимости»: подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет; подтвержденной стойкой ремиссии не менее двух лет при условии самостоятельного обращения пациента за оказанием медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и отсутствия возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что с июля 2016 года Силкин Ю.Ю. состоит на диспансерном учете у участкового врача психиатра-нарколога с диагнозом <данные изъяты>
Из представленной копии медицинской карты № 1914 стационарного больного следует, что в 2017 году Силкин Ю.Ю. обращался в ГБУЗ «Республиканский наркологический диспансер» с целью оказания медицинской помощи в стационарных условиях диспансера.
В период времени с 21 по 28 февраля 2019 года Силкин Ю.Ю. по направлению участкового врача-нарколога находился на лечении в отделении медицинской реабилитации (НО-3) ГБУЗ «Республиканский наркологический диспансер».
Согласно записи лечащего врача психиатра-нарколога ГБУЗ «Республиканский наркологический диспансер», содержащейся в медицинской карте стационарного больного, после выписки из отделения медицинской реабилитации (НО-3) диспансера 18 сентября 2017 года Силкин Ю.Ю. врача-нарколога посещал нерегулярно, периодически алкоголизировался.
В феврале 2019 года административный истец обратился к участковому врачу-наркологу с просьбой направить его в ГБУЗ «Республиканский наркологический диспансер» для решения вопроса о снятии с диспансерного наблюдения. В связи с отсутствием подтвержденной ремиссии в течение 3-х лет оснований для снятия с учета Силкина Ю.Ю. не установлено.
Также из записей в медицинской документации усматривается, что Силкин Ю.Ю. с 2019 года не посещал специалистов ГБУЗ «Республиканский наркологический диспансер».
Учитывая наличие у Силкина Ю.Ю. установленного диагноза, подтвержденного медицинскими документами, представленными в дело, суд считает, что у ответчиков имелись основания для постановки административного истца на диспансерный учет.
Требования Силкина Ю.Ю. о признании незаконным бездействия административных ответчиков, выразившееся в неснятии его с учета в наркологическом диспансере, и возложении обязанности по назначению обследования с целью вынесения решения о снятии административного истца с диспансерного учета, удовлетворению не подлежат.
В силу положений вышеуказанного Порядка, организация диспансерного наблюдения в отношении Силкина Ю.Ю., принятие решений о сроках такого наблюдения и его прекращении является компетенцией врачебной комиссии ГБУЗ «Республиканский наркологический диспансер».
При этом, суд отмечает, что в п. 12 Порядка установлены минимальные сроки наличия у пациента подтвержденной стойкой ремиссии, при которых возможно решение вопроса о прекращении диспансерного наблюдения.
Однако, наличие у пациента ремиссии в течение указанных сроков, само по себе, не влечет возникновения у врачебной комиссии обязанности по принятию решения о прекращении диспансерного наблюдения.
Оспаривая наличие заболевания <данные изъяты> и подтверждения стойкой ремиссии, Силкин Ю.Ю. инициировал проведение судебно-наркологической экспертизы, от проведения которой он в дальнейшем отказался, не явившись на освидетельствование, что следует из уведомления экспертного учреждения.
В соответствии с п. 2 приложения № 2 Порядка диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания.
Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия или врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) при наступлении событий, приведенных в п.п. 12 и 13 Порядка.
Каких-либо доказательств наличия подтвержденной стойкой ремиссии заболевания, Силкиным Ю.Ю. суду не представлено.
С учетом установленных по делу обстоятельств, при отсутствии динамического наблюдения за состоянием здоровья Силкина Ю.Ю. по причине нерегулярной явки последнего к врачу-наркологу для осмотра, суд не находит в действиях административных ответчиком незаконного бездействия, выразившегося в неснятии административного истца с учета в наркологическом диспансере.
По смыслу приведенных выше положений Порядка снятие с диспансерного учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится исключительно на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.
В отношении Силкина Ю.Ю. врачебно-консультативная комиссия ГБУЗ «Республиканский наркологический диспансер» указанного заключения не выносила.
У суда отсутствуют правовые основания возлагать на ГБУЗ «Республиканский наркологический диспансер» обязанность назначить Силкину Ю.Ю. обследование для решения вопроса о снятии административного истца, поскольку это относится к исключительной компетенции медицинского учреждения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Доказательств нарушения прав административного истца бездействием административных ответчиков, как и доказательств незаконности его нахождения на диспансерном учете в ГБУЗ «Республиканский наркологический диспансер» суду не представлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Силкина Ю.Ю. к врачу-наркологу ГБУЗ РК «Межрайонная больница № 1» Семма Ю.В., ГБУЗ «Республиканский наркологический диспансер» удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 174-180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления Силкина Ю.Ю. к врачу-наркологу ГБУЗ РК «Межрайонная больница № 1» Семма Ю.В., ГБУЗ РК «Республиканский наркологический диспансер» об оспаривании бездействия, возложении обязанности отменить решение о постановке на диспансерный учет, снять (прекратить) диспансерный учет (наблюдение) отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья подпись Е.С. Бехтерев
Резолютивная часть решения оглашена 25 января 2021 года.
Мотивированное решение в порядке ст. 177 КАС РФ
изготовлено 11 февраля 2021 года.