Судья: Кулагина И.Ю. Дело <данные изъяты>а-42197/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Курлаевой И.В., Редченко Е.В.,
при секретаре – помощнике судьи Ляпустиной К.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 декабря 2019 года апелляционную жалобу Шамсутдиновой О. З. на решение Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Шамсутдиновой О. З. к администрации городского округа Щёлково <данные изъяты> о признании постановления незаконным и его отмене.
Заслушав доклад судьи Курлаевой И.В.,
объяснения представителя Шамсутдиновой О.З. – Стефаненкова А.Д.,
установила:
Шамсутдинова О.З. обратилась в Щелковский городской суд <данные изъяты> с административным иском к администрации городского округа <данные изъяты> о признании незаконным и отмене постановления администрации Щелковского муниципального района от <данные изъяты> <данные изъяты> в части предварительного согласования предоставления земельного участка площадью 1092 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, с.<данные изъяты>, д. Новая Слобода, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, Ильичевой И.Е., а также утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, указанного в п.1 оспариваемого постановления.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:14:0030414:1231, расположенного по адресу: <данные изъяты>, д. Новая Слобода, уч. 20а. <данные изъяты> земельного участка истца составляет 1229 кв.м. Постановлением администрации Щелковского муниципального района от <данные изъяты> <данные изъяты> предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 1092 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, с.<данные изъяты>, д. Новая Слобода; Ильичевой И.Е. на праве аренды. По утверждению административного истца, оспариваемое постановление нарушает ее права и законные интересы, поскольку она лишена права беспрепятственного доступа на свой земельный участок, так как иных путей для проезда автотранспорта и строительной техники не имеется; часть земельного участка в размере двух соток используется истцом с 1998 года по настоящее время для использования по целевому назначению и беспрепятственного доступа на участок.
Решением Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Шамсутдинова О.З. просит об отмене данного решения, ссылаясь на ошибочную оценку судом фактических обстоятельств дела, неверное применение материального закона.
Заслушав объяснения представителя административного истца Шамсутдиновой О.З. – Стефаненкова А.Д., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В ходе судебного разбирательства установлено, что административный истец Шамсутдинова О.З. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, д.Новая Слобода, Гребневский с.о., уч.20а (л.д. 29).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, площадь участка составляет 900 кв.м. <данные изъяты> земельного участка истца составляет 1229 кв.м.
В ЕГРН внесены сведения об указанном земельном участке с кадастровым номером 50:14:0030414:1231 площадью 1000+/-277 кв.м. (л.д. 34).
Постановлением администрации Щелковского муниципального района (в настоящее время - Администрация г.о. Щелково) от <данные изъяты> <данные изъяты> предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 1092 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, с.<данные изъяты>, д.Новая Слобода; категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», Ильичевой И.Е. на праве аренды, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 38-39).
<данные изъяты> между администрацией Щелковского муниципального района и Ильичевой И.Е. заключен договор аренды земельного участка <данные изъяты> сроком на 20 лет, с <данные изъяты> по <данные изъяты> (л.д.40-46).
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае в случае предоставления земельного участка в аренду.
В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с положениями ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
В соответствии с положениями <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <данные изъяты> отдельными государственными полномочиями <данные изъяты> в области земельных отношений» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального района, городского округа <данные изъяты>, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Органы местного самоуправления обязаны: представлять в уполномоченные органы документы и необходимую информацию, связанную с осуществлением государственных полномочий, при реализации государственных полномочий, установленных настоящим Законом, представлять на согласование в уполномоченный орган проекты решений, договоров и соглашений в сроки и порядке, установленные уполномоченным органом.Уполномоченные органы при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий вправе:
1) координировать деятельность органов местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочий;
2) устанавливать целевые прогнозные показатели осуществления государственных полномочий;
3) издавать правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления;
4) давать органам местного самоуправления указания, обязательные для исполнения.
Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется центральным исполнительным органом государственной власти <данные изъяты> в сфере имущественно-земельных отношений.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что порядок предварительного согласования предоставления в аренду земельного участка Ильичевой И.Е. и порядок заключения договора аренды земельного участка был соблюден, проект согласован Министерством имущественных отношений <данные изъяты>.
Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>ВР-223 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность и в аренду на торгах». Данным регламентом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении указанной услуги.
В соответствии с п. 12.1 Административного регламента, основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления Государственной услуги, являются:
12.1.1. Обращение за предоставлением Государственной услуги, не предоставляемой Администрацией.
12.1.2. Заявителем представлен неполный комплект документов, необходимых для предоставления Государственной услуги.
12.1.3. Документы, необходимые для предоставления Государственной услуги, утратили силу (документ, удостоверяющий личность Заявителя, документ, подтверждающий полномочия представителя Заявителя).
12.1.4. Документы содержат подчистки и исправления текста, не заверенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
12.1.5. Документы содержат повреждения, наличие которых не позволяет в полном объеме использовать информацию и сведения, содержащиеся в документах для предоставления Государственной услуги.
12.1.6. Некорректное заполнение обязательных полей в форме интерактивного запроса на РПГУ (отсутствие заполнения, недостоверное, неполное либо неправильное, не соответствующее требованиям, установленным приложением 8 к настоящему Административному регламенту).
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции таких оснований установлено не было.
Довод апеллянта о том, что оспариваемым постановлением было нарушено ее право на предоставление земельного участка в собственность или в аренду, со ссылкой на положения ст. 39.20 ЗК РФ судебная коллегия находит ошибочным.
Согласно пункту 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса, осуществляется без проведения торгов.
В силу п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Системный анализ указанных выше нормоположений позволяет сделать вывод, что предоставление прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, гражданину, имеющему в собственности расположенное на участке строение, здание, сооружение, вызвано необходимостью обслуживания и использования этих объектов по назначению.
В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 39.17 ЗК РФ рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления; в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю.
Между тем, доказательств обращения административного истца с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке ст. 39.20 ЗК РФ ни в суд первой, ни апелляционной инстанции представлено не было.
Кроме того, статьей <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <данные изъяты> отдельными государственными полномочиями <данные изъяты>», вступившего в силу <данные изъяты>, установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по принятию решения по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (пункт 6 части 1). Реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 2 Закона, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа <данные изъяты>, осуществляется при наличии согласия <данные изъяты> или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти <данные изъяты>, предоставляемого в порядке, установленном <данные изъяты> (часть 3 статьи 2).
В силу подпункта 2 пункта 3 постановления <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> Министерство имущественных отношений <данные изъяты> является уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти <данные изъяты>, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <данные изъяты> по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа <данные изъяты>, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
При изложенном выше нормативном регулировании орган местного самоуправления муниципального района принимает решение о предоставлении земельного участка, в том числе в аренду, при наличии согласия уполномоченного органа субъекта РФ – Министерства имущественных отношений <данные изъяты>.
Министерство имущественных отношений <данные изъяты> <данные изъяты> согласовало предоставление Ильичевой И.Е. земельного участка в аренду.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об отклонении заявленного Шамсутдиновой О.З. административного иска: обстоятельства, имеющие значение для дела, суд первой инстанции установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно.
Поскольку Шамсутдиновой О.З. был предъявлен административный иск, судом первой инстанции обоснованно осуществлена проверка оспариваемого постановления только в порядке ст. 227 КАС РФ.
При наличии гражданско-правового спора о правах на спорный земельный участок и границах земельного участка правомерность вынесенного постановления и решения МВК Министерства имущественных отношений <данные изъяты> подлежат проверке в рамках такого спора в порядке гражданского судопроизводства.
Доводы апелляционной жалобы административного истца аналогичны доводам, приводившимся в суде первой инстанции, они не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на иную, нежели у суда, оценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, иное толкование подлежащих применению к возникшим правоотношениям норм материального права.
Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Шамсутдиновой О.З. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи