Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-245/2021 ~ М-251/2021 от 06.12.2021

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 декабря 2021 года р.п.Сосновоборск

Сосновоборский районный суд Пензенской области в составе председательствующего Демина А.Н., при секретаре Архиповой Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сосновоборского района Пензенской области в защиту интересов Клюевой Антонины Никитовны к Министерству здравоохранения Пензенской области, ГБУЗ «Сосновоборская участковая больница» о возложении обязанности по обеспечению медицинскими изделиями,

установил:

Прокурор Сосновоборского района Пензенской области обратился в суд с иском в интересах Клюевой А.Н. к Министерству здравоохранения Пензенской области, ГБУЗ «Сосновоборской участковой больнице» об обеспечении лекарственными препаратами. В обоснование своих требований ссылается на то, что прокуратурой Сосновоборского района Пензенской области проведена проверка исполнения должностными лицами ГБУЗ «Соновоборская УБ» требований законодательства в сфере обеспечения лекарственными средствами отдельных категорий граждан. В ходе проверки установлено, что Клюева А.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является инвалидом III группы. В силу положений действующего законодательства Клюева А.Н. является федеральным льготником и имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Обеспечение инвалидов лекарственными препаратами производится в соответствии со стандартами медицинской помощи и по смыслу п.2.7 Порядка предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с ч.5 статьи 6.3 ФЗ № 178-ФЗ установлен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 21.12.2020 № 1345Н « Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категория граждан», должно осуществляться бесперебойно. Таким образом, право Клюевой А.Н. на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения медицинскими изделиями не поставлено законом в зависимость от указанного выше норматива и не ограничено размером субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета. Документом, подтверждающим право гражданина на бесплатное получение необходимого лекарственного препарата в определенном количестве, является льготный бесплатный рецепт установленного образца. Клюева А.Н. состоит на учете в ГБУЗ «Сосновоборская ЦБ» с диагнозом: <данные изъяты> нуждается в тест-полосках для глюкометра, имеет статус инвалида, включена в федеральный регистр льготных категорий граждан на 2021 год. Годовая потребность Клюевой А.Н. в тест-полосках от 212 до 424 штук, а в месяц от 18 до 36 штук. В 2020-2021 годах Клюева А.Н. тест-полоски не получала. Недополучение медицинских изделий связано с недостатками финансирования. Дополнительные заявки на тест-полоски в Министерство здравоохранения Пензенской области не подавались. Клюева А.Н. тест-полосками для глюкометра в полном объеме не обеспечена, рецепты для их получения не выписаны. Просит обязать ответчиков обеспечить Клюеву А.Н. тест-полосками для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью.

Прокурор Сосновоборского района Пензенской области Бунтов К.Е. исковые требования поддержал в полном объеме, просил данные требования удовлетворить.

Истец Клюева А.Н. исковые требования поддержала, просила данные требования удовлетворить.

Ответчик Министерство здравоохранения Пензенской области о дне судебного разбирательства извещено, своего представителя не направило, в письменном заявлении просит исковые требования прокурора оставить без удовлетворения, ссылаясь на то,что Министерством предприняты все необходимые меры по организации обеспечения населения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями в рамках выделенного финансирования. В адрес Министерства Клюева А.Н. о необходимости обеспечения ее тест-полосками не обращалась. В настоящее время из областного бюджета выделены дополнительные финансовые средства, которые доведены до государственных бюджетных учреждений здравоохранения. В рамках выделенных средств ГБУЗ « Сосновоборская УБ» будут приобретены тест-полоски для обеспечения ими граждан, в том числе и Клюевой А.Н..

Ответчик - ГБУЗ «Сосновоборская УБ»о дне судебного разбирательства извещена, своего представителя не направило, просит рассмотреть исковое заявление в отсутствие своего представителя.

Выслушав, лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Ст. 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к основным принципам охраны здоровья относится соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Согласно п. 2 ст.9 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

Обеспечение инвалидов лекарственными средствами производится в рамках оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В соответствии со п. 1 ст. 6.2 ФЗ от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Согласно п.8 ст. 6.1 Федерального Закона, право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, инвалиды.

В ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья, разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, профилактику заболеваний, организацию обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Статьей 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (ч.1 ст.37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 37).

Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения: медицинских услуг; зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения; медицинских изделий, имплантируемых в организм человека; компонентов крови; видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания; иного исходя из особенностей заболевания (состояния).

Согласно п.4 ч.2 ст.73 Федерального закона № 323-ФЗ обязывает медицинских работников назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 января 2019 года №4н, согласно которому назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется, в частности лечащим врачом.

Для обеспечения граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно и со скидкой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения формируют территориальные перечни лекарственных препаратов.

В силу пункта 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании, медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 3 части 5 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются в том числе категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Из статьи 3 Закона Пензенской области от 22.12.2005 №906-ЗПО «О Правительстве Пензенской области» следует, что Правительство Пензенской области в пределах своих полномочий обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Пензенской области, законов и иных нормативных правовых актов Пензенской области.

Согласно статье 19 вышеуказанного Закона Правительство Пензенской области содействует проведению в Пензенской области единой государственной политики в области здравоохранения, в том числе обеспечению оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранению и укреплению общественного здоровья, созданию условий для ведения здорового образа жизни, формированию культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью.

В соответствии с п.1.1 «Положения о Министерстве здравоохранения Пензенской области», утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 31января 2013 г.№ 30-пП, Министерство здравоохранения Пензенской области является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории Пензенской области.

Согласно п.1.9 Министерство осуществляет полномочия учредителя для государственных бюджетных учреждений и государственных автономных учреждений и является главным распорядителем средств бюджета Пензенской области для государственных казенных учреждений, относящихся к сфере здравоохранения Пензенской области.

Согласно п. 1.1 Устава ГБУЗ «Сосновоборская УБ» - данное медицинское учреждение является медицинской организацией Пензенской области; собственником учреждения является Министерство здравоохранения Пензенской области.

Таким образом, проанализировав положения указанных выше правовых норм в их взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что обеспечение гражданина, являющегося инвалидом, проживающего на территории Сосновоборского района Пензенской области, бесплатными лекарственными препаратамии изделиями медицинского назначения, необходимыми по медицинским показаниям, действующим законодательством возложено на субъект Федерации – Пензенскую область в лице его компетентного исполнительного органа - Министерство здравоохранения Пензенской области и ГБУЗ «Сосновоборская УБ», с осуществлением финансирования за счет бюджета субъекта и иных источников, привлекаемых на эти цели.

Пункт 4 части 2 статьи 73 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обязывает медицинских работников назначать лекарственные препараты в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Судом установлено, что Клюева Антонина Никитовна, ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживает по адресу: <адрес>, состоит на учете в ГБУЗ «Сосновоборская УБ» с диагнозом: <данные изъяты>, нуждается в тест-полосках для глюкометра, имеет статус инвалида, включена в федеральный регистр льготных категорий граждан на 2021 год.

Согласно выписке из истории болезни ГБУЗ «Пензенская областная клиническая больница имени Н.Н. Бурденко» от 01.07.2019 года ей был рекомендован контроль гликемии.

Согласно консультации врача-эндокринолога ГБУЗ «Пензенская областная клиническая больница имени Н.Н.Бурденко» от 28.09.2021 рекомендован самоконтроль гликемии:1-2 раза в неделю не менее 4 раз в сутки.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г. №715 «Об утверждении перечня социально-значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» - «Сахарный диабет» включен в перечень социально-значимых заболеваний.

Раздел «Категории заболеваний» Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами изделиями медицинского назначения», предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств, а также средств диагностики больным диабетом.

Так, диабет входит в перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения (в частности, инсулиновые шприцы, иглы к ним, средства диагностики, в том числе тест-полоски для определения сахара в крови) отпускаются по рецептам врачей бесплатно (Приложение 1 к Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 № 890).

Перечнем изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р, предусмотрено предоставление тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови, инсулиновых игл, шприц-ручек льготной категории граждан, в том числе лицам, имеющим заболевание: «Диабет».

В ходе прокурорской проверки было установлено, что годовая потребность Клюевой А.Н. в тест-полосках от 212 до 424 штук, в месяц от 18 до 36 штук. Фактически истец за период с 2020 года по 2021 год тест –полоски для глюкометра не получала, рецепты для получения тест- полосок ей не выдавали.

Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела, доказательств опровергающих доводыистца, суду ответчиками не представлено.

Таким образом, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что необеспечение ответчиками истца Клюевой А.Н. жизненно необходимыми и рекомендованными врачом изделиями медицинского назначения, а именнотест–полосками для глюкометра в количестве установленном лечащим врачом, нарушает ее конституционное право на охрану здоровья, медицинскую помощь и ставит ее жизнь в опасность, в связи с чем, Клюева А.Н. должна быть бесплатно обеспеченатест-полосками для глюкометра, в соответствии с показаниями медицинского учреждения в необходимом объеме.

При изложенных обстоятельствах дела, суд считает, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Сосновоборского района Пензенской области в защиту интересов Клюевой Антонины Никитовны к Министерству здравоохранения Пензенской области, ГБУЗ «Сосновоборская участковая больница» о возложении обязанности по обеспечению медицинскими изделиями удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Пензенской области обеспечить Клюеву Антонину Никитовну, ДД.ММ.ГГГГ рождения, медицинскими изделиями – тест-полосками для глюкометра, не допуская замены назначенного изделия медицинского назначения без согласования с лечащим врачом, в соответствии с медицинскими показаниями в необходимом объеме постоянно до отмены изделия медицинского назначения врачом.

Обязать ГБУЗ « Сосновоборская участковая больница» производить своевременную выписку Клюевой Антонине Никитовне рецептов на тест-полоски для глюкометра, в соответствии с имеющейся потребностью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Сосновоборский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Полный текст изготовлен 29.12.2021 г.

Председательствующий А.Н.Демин

2-245/2021 ~ М-251/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Сосновоборского района Пензенской области
Ответчики
Министерство здравоохранения Пензенской области
ГБУЗ "Сосновоборская участковая больница"
Другие
Клюева Антонина Никитовна
Суд
Сосновоборский районный суд Пензенской области
Судья
Демин Александр Николаевич
Дело на сайте суда
sosnovoborsky--pnz.sudrf.ru
06.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.12.2021Передача материалов судье
08.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.12.2021Судебное заседание
29.12.2021Судебное заседание
29.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2022Дело оформлено
31.01.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее